Новый виток насилия в Йемене: зачем надо было убивать немцев?

Тревожная хроника событий на Аравийском полуострове повергла немецкое общество в шоковое состояние. Как сообщают СМИ ФРГ, на севере Йемена, согласно официальной информации из Саны, похищены девять иностранцев, в том числе семеро немцев. Как сообщило 14 июня Министерство обороны Йемена, иностранцы захвачены шиитскими мятежниками. Среди похищенных один британец и одна гражданка Южной Кореи. Об исчезновении группы иностранцев на севере Йемена стало известно 13 июня, отмечает агентство AFP. Однако местные власти не были уверены, что речь идет об очередном похищении людей. 15 июня было сообщено о том, что в Йемене найдены тела трех пропавших немцев, затем последовало уточнение, что немцев, точнее, немок две. Они были застрелены или, по другой информации, обезображены. Известно время похищения трех женщин — пятница, во время прогулки с пациентами.

Как сообщило 16.06.2009 агентство dpa, неподалеку от места обнаружения тел погибших женщин были найдены две дочери похищенной супружеской пары из Германии. Обе девочки, двух и трех лет от роду, не пострадали. Поиски их родителей и четырехлетнего брата продолжаются. Канцлер ФРГ Ангела Меркель настаивает на скорейшем выяснении судьбы пропавших в Йемене немцев. «Мы делаем все, чтобы как можно скорее узнать, что произошло с остальными заложниками», — сказала она 16.06.2009 в Берлине.

В печати высказываются различные предположения. Неслучайно первая же строка на мидовском сайте, посвященная Йемену, гласит: «В Йемене сохраняется существенный риск атак со стороны террористической сети “Аль-Каиды”». Какую роль играет «Аль-Каида» в Йемене, рассматривает в своем комментарии к происходящему ZEIT ONLINE. В сообщении от 15.06.2009 она сообщает следующее. В стране существует несколько аль-каидовских террористических ячеек, члены которых уже убили нескольких иностранцев. Кроме того, часть семьи Усамы бен Ладена, лидера террористической сети, и ее корни — в Йемене. Большинство населяющих провинцию Саада шииты, однако наблюдается присутствие пока еще не опознанной суннитской террористической группы. Место, где обнаружены трупы женщин, находится неподалеку от региона Jawf, где уже были неоднократно замечены аль-каидовцы.

Известный в ФРГ эксперт по терроризму Гвидо Штайнберг (Guido Steinberg) из берлинского Фонда исследований и политики намекает на то, что похитителям, преследующим, как правило, другие цели, в том числе и откровенное вымогательство, которое ими же политкорректно именуется словом «компенсация», жертвы совершенно ни к чему. Он также не исключает того, что за преступлениями в Йемене могут стоять местные структуры «Аль -Каиды», которые в последнее время активизировались. Убийство мирных граждан — характерный почерк «Аль-Каиды», во всяком случае «оно говорит о том, что она совсем рядом», приводит его слова Mitteldeutschen Zeitung.

Совсем рядом — это уже из области географии. Для тех, кто прежде ею в Германии не слишком интересовался, названия «Лемго» и «Саада» — двух городов, разделенных тысячами километров, — стали единым символом траура. В Лемго, земля Северный Рейн–Вестфалия, расположена Bibelschule Brake, в которой третий год обучались Анита Г. и Рита С. и откуда обе девушки недавно уехали на трехмесячную практику в Йемен. Стажировку проходили в больнице города Саада, расположенного на севере страны. О том, как завершилась практика, родные, преподаватели и однокурсницы девушек узнали из сообщений СМИ. Deutsche Welle информировала: «По сообщениям йеменских властей, обезображенные останки двух медсестер из Германии и учительницы из Южной Кореи были обнаружены йеменскими пастухами в понедельник в южной части Аравийского полуострова неподалеку от местечка Акван». При этом неизвестна судьба еще пяти пропавших в Йемене немцев — из сообщений СМИ неясно, идет речь о туристской группе или о тех, кто был связан с Йеменом служебными или профессиональными обязанностями.

Информация Deutsche Welle также оставляет массу вопросов. Один из них: почему Анита Г. и Рита С. названы медсестрами, если они обучались в заведении, цель которого — нести слово Христа в массы? Во всяком случае, в учебном плане Bibelschule Brake значатся: изучение Ветхого и Нового Завета, теология, миссионерство, история церкви, хоровое пение, немецкий и греческий языки. При этом известно, что, согласно европейским стандартам, — а больница в Сааде, которую курирует голландская благотворительная организация Worldwide Services (WWS), именно такова, — человек ни за что не будет допущен к пациентам, если у него нет соответствующего сертификата. Такового у Аниты и Риты не было и быть не могло, потому что в Bibelschule Brake, если верить приведенному выше перечню дисциплин, их не обучали даже приемам оказания первой помощи. Между тем немецкие СМИ сообщают о деятельности девушек в качестве «медсестер на стажировке», не вдаваясь глубоко в данную тему.

На другой вопрос, является ли южнокорейская учительница причастной к деятельности больницы в Сааде или это просто случайная туристка, ответ дает Пауль Ливерзе (Paul Lieverse), руководитель WWS, в распоряжение которой попали практикантки: гражданка Южной Кореи 34-летняя Янг Сун Ум также числилась в миссии WWS. Не очень понятно, как она была использована, так как в больнице, по словам П. Ливерзе, всего 25 сотрудников — врачей, медицинских работников и сотрудников группы по уходу, причем, по немецким стандартам, в состав названной группы входят исключительно сильные физически люди — это связано с транспортировкой больных.

Вопросов, которые стоят сегодня перед йеменскими властями и МИДом ФРГ, который создал кризисный штаб по выяснению причин уже случившегося и дальнейшей судьбы остальных пяти исчезнувших граждан ФРГ, немало. Однако ответ на вопрос, почему местом стажировки студенток из Лемго стал именно Йемен, дали руководители Bibelschule Brake. На сайте школы в траурной рамке среди приличествующих случаю слов значатся такие строки: «Ввиду особой социально-диаконической приверженности они избрали местом стажировки Йемен. Она провела ее в качестве краткосрочных сотрудников Worldwide Services в больницы Саады, чтобы оказывать людям медицинскую помощь». Значение слов «особая социально-диаконическая приверженность», как и эффективность оказания медицинской помощи неподготовленными для этого людьми, школой не разъясняются. Однако вряд ли это означает готовность принести себя в жертву. Теологи на этот счет молчат.

Йеменские СМИ сообщают о ряде версий. Одна связана с наркоторговлей, которая сопровождается, с одной стороны, крупными поставками наркодельцами зелья, с другой стороны, операциями по пресечению этих поставок местными силами безопасности. На днях местные силовики одержали очередные победы: вначале была захвачена партия наркотиков, а затем арестован с поличным наркобарон. Для того чтобы освободить и наркотики и босса, была якобы предпринята попытка похищения. Однако это не привело к желаемым результатам, и было решено убить женщин. То, что они не просто убиты, а обезображены, вписывается в здешние традиции: в окрестностях Саады наркодельцов обезглавливают.

Йеменские следователи разрабатывают еще три версии, которые могут помочь найти истинные причины трагедии. В частности, речь идет о причинах, по которым три женщины могли оказаться в Йемене. Скорее всего, речь идет либо об их миссионерской деятельности, которая в больницах Германии определяется как Seelesorge (духовная поддержка со стороны специально подготовленных для подобной работы верующих), либо о привлечении их в качестве доноров, либо о сочетании миссионерства и донорства. Пауль Ливерзе, основная деятельность которого — анестезиолог в больнице Роттердама, уточнил в интервью Bild, что «ежегодно в больнице Саады проходит около 600 операций, 4 тыс. случаев родов и прием 70 тыс. больных для амбулаторного лечения», поэтому не исключено использование трех женщин в качестве доноров. Кстати, больница используется и как учебный центр для подготовки акушерок и медсестер, однако П. Ливерзе не сообщает о том, что убитые женщины проходили там обучение, что снова говорит в пользу одной из трех версий. В любом случае, имеет смысл присмотреться к деятельности WWS, которая действует как благотворительная организация с 1989 г.; она официально зарегистрирована, но не имеет своей штаб-квартиры: ею служит личный дом Пауля Ливерзе в Bleiswijk. Один факс, один телефон, один шкаф для деловых бумаг — «а большего нам и не надо для того, чтобы помогать людям, попавшим в беду», приводит его аргументы Bild. Как выручать из беды добровольцев наподобие Аниты и Риты, Ливерзе не уточняет.

Возможно, следствие привлечет его фраза: «Это просто ужасно, что происходит, что люди были убиты, мы все потрясены». Ее можно списать на забывчивость шефа Worldwide Services, поскольку, во-первых, в больнице Саады уже был аналогичный случай: несколько лет назад была похищена супружеская пара с ребенком, и то, что все тогда закончилось благополучно, следствие или удачи, или выкупа. Во-вторых, следует принять во внимание сведения, которые сообщила Rheinische Post от 17.06.2009. Небольшая заметка «Пять фактов к драме с заложниками в Йемене» содержит ряд важных подробностей, которые способны пролить свет на происшедшее. В качестве комментария к реплике П. Ливерзе, в частности, можно привести цитату из заметки. На вопрос, были ли стажеры предупреждены о грозящих им во время практики опасностях, следует ответ: «Да, этот регион входит в число 14 наиболее опасных в мире, о чем предупреждает МИД ФРГ».

Действительно, сайт федерального МИДа предваряет в йеменском разделе рубрику «Поездки» предостережением, которое предлагает воздержаться от путешествий в данный регион. Однако правительство не может их запретить: должны соблюдаться основные права, в числе которых — свобода передвижения. Каждый человек должен знать, как использовать ее. Отчего Анита и Рита пренебрегли этим предостережением, которое, к сожалению, оказалось не лишним, неясно. Не исключено, что здесь имеет место явление, весьма распространенное среди немецкой молодежи. Оно вызвано жаждой приключений и сознательным погружением в шоковое состояние. Если б дело ограничивалось только шоком! Министерство иностранных дел ФРГ и другие ведомства выкладывают порой суммы с пятью и шестью нулями, когда дело касается экстремалов от туризма. Надо же выкупать собственных граждан, которые являются просто подарком для террористов. Одно дело: искать заработок, чтобы купить еще партию «Калашниковых» китайского производства. Другое дело: когда эта сумма в виде немецкого туриста сама к тебе является. Он даже сопротивляться не станет, когда его похищают на руинах древнего города или в сувенирной лавке. Еще и улыбнется счастливо: теперь я заложник, не так ли, будет о чем рассказать одноклассникам, от зависти сдохнут…

Говоря о правовых и финансовых обязательствах в подобных ситуациях, Rheinische Post уточняет: «Если существуют предупреждения от немецких официальных органов, вправе ли государство отказаться от заботы о них? — Нет, консульскую поддержку может получить любой немец. Тем не менее никто не может требовать, чтобы в каждом из 229 иностранных представительств ФРГ имелись сотрудники, специализацией которых являлась бы помощь в случаях похищения. Вопрос, должен ли спасенный платить за это, МИД оставляет на свое усмотрение. К примеру, в случае с освобождением немецкого заложника в Колумбии Федеральный административный суд выставил счет на 12 640 евро. Понятно, что это лишь незначительная часть государственных издержек по освобождению, которые оговорены в специальном разделе Федерального закона о деятельности консульств». Поясним, что речь идет о Райнхильте Вайгеле, 36 лет, который к 30 годам стал дипломированным психотерапевтом и решил отметить получение сертификата турпоездкой на север Колумбии. Именно в тот район, где, как предупредил МИД, силен криминал. Вайгель попал туда, куда хотел. Результат его десятинедельного плена у местных разбойников внешнеполитическое ведомство оценило в сумму 12,6 тысяч евро — столько стоила доставка Вайгеля вертолетом из джунглей в столицу страны Боготу. Стало быть, ее и надо снять с банковского счета психотерапевта. Против чего тот решительно возражает. «Я работаю, я зарабатываю, но я не миллионер, — приводит газета Berliner Zeitung его мнение. — К тому же во время пребывания в плену я повредил позвоночник».

В ответ на претензии Вайгеля представитель Министерства иностранных дел Бенджамин Бекманн заявил на слушаниях в Федеральном административном суде Германии, расположенном в Лейпциге: «В законодательстве четко сказано: если есть чрезвычайная ситуация, должна быть оказана помощь. Независимо от того, каким образом эта ситуация сложилась». Захват, безусловно, таковой является. Но непонятно, почему только государство должно нести расходы оттого, что вы, господин Вайгель, и вам подобные откровенно плюете на рекомендации МИДа.

Возможно, в случае похищения семи немцев, трое из которых малолетние дети, а двое убиты, имеет место синдром Вайгеля. Немцы спешат в проблемные регионы мира за очередной порцией адреналина. Таких, как Вайгель, в ФРГ десятки, сотни. Пресекая тайные и явные желания экстремалов от туризма, законодатели ФРГ выступили с предложением: пусть похищенные сами и оплачивают свои мечты о встрече с криминалом. Федеральный административный суд Германии постановил: заложники должны возмещать расходы, связанные с их освобождением. Это и транспортировка заложников, и нередко передача им необходимых еды, лекарств, гигиенических средств и прочие траты.

История похищений немцев в 2000-е годы достаточно богата — и числом, и суммами выкупа, которые, по понятным причинам, не оглашаются; однако, по косвенным источникам, понятно, что это цифры с пятью нулями. Все похищения происходили в Азии и Африке: трижды в Афганистане (2007), дважды в Ираке (2006, 2007), дважды в Сомали (2008), дважды в Йемене (2005, 2008). Число похищений, связанных с выполнением профессиональных или служебных обязанностей (в основном, это были инженерные кадры и сотрудники НПО в составе миротворческих миссий), составляет при этом 8, в остальных случаях (6) речь шла о туристах. Наибольшее число захваченных — 16, как это было в Алжире в феврале 2003 г., когда бандиты пленили группу западных туристов, насчитывавшую 32 человека; тогда же немка Михаэла Шпитцер умерла в плену от солнечного удара. Йеменская составляющая, как уже указывалось, такова: бывший секретарь МИДа Юрген Хробог, его жена и три сына, регион Мариб (декабрь 2005), которые были освобождены через три дня после похищения; сотрудница Немецкого общества по техническому сотрудничеству Юлия Т., работавшая в Йемене в рамках строительного проекта, и ее родители, регион Эль Байда (декабрь 2008), которые были освобождены через пять дней. Причиной похищений являлись политические или финансовые требования: освобождение родственников из тюрем, клановые распри, ускорение решения чиновниками имущественных споров, выкуп.

В последнем йеменском случае имело место заточение трех граждан ФРГ — Юлии Т. и ее родителей, которые были похищены пятью вооруженными представителями йеменского рода Abu Dhabian. Они вернулись на родину, в небольшой городок в земле Шлезвиг-Гольштейн, при посредничестве органов власти Йемена. Как удалось выяснить, Салех аль-Там и его родственники предприняли это похищение для того, чтобы принудить йеменское правительство освободить из тюрьмы его сына и племянника. Те попали за решетку из-за того, что потребовали финансового возмещения стоимости земельного участка, из-за чего семья чувствовала себя обманутой другим кланом. Юлия Т. и ее родители, прибывшие к дочери, были взяты в заложники в воскресенье, 14 декабря с.г. во второй половине дня, когда находились на экскурсии в историческом городе Радаа.

Однако, отмечает немецкая печать, ни в этом случае, ни прежде йеменцы не прибегали к убийствам. В стране нередко жертвами похищения становились немцы. В марте 1997 г. ими оказались четыре туриста — двое мужчин и две женщины из Северного Рейна-Вестфалии и Бранденбурга, это случилось в пустыне Marib к востоку от йеменской столицы Санаа. Они были освобождены после десяти дней плена. В январе 1999 г. та же участь на севере Йемена постигла 30-летнюю акушерку из Германии вместе с ее матерью и братом. Через четыре дня они были освобождены. В июле 2001 г. заложником в Сане стал немецкий дипломат.

Самым громким делом оказалось уже упомянутое похищение в конце 2005 г., когда вскоре после выхода на пенсию был захвачен Юрген Хробог, бывший государственный секретарь федерального МИДа, с женой и тремя сыновьями. Примечательно, что Хробог сам был долгое время посредником Федерального правительства при переговорах в случаях взятия немцев в заложники. Вся его семья была освобождена через несколько дней после личного вмешательства йеменского президента Али Абдаллы Салеха и благополучно отбыла в Германию.

«Нищета — это брат-близнец терроризма в Йемене, где членство в «Аль-Каиде» является работой с привлекательным уровнем оплаты», — объяснили ситуацию в правительственных кругах Йемена, уточнив, что уровень безработицы в стране превышает 30%. Доходы от нефти, составляющие 90% доходов страны, за три месяца упали на 75%. Согласно данным ООН, Йемен, импортирующий 90% продуктов питания, является наиболее нестабильной в плане питания страной на Ближнем Востоке, где каждый третий житель страдает от хронического голода. Сообщая об этом, Gulfnews прогнозирует новый виток криминальной ситуации.

Политическая нестабильность — часть йеменских проблем. Страна одновременно столкнулась «с засухой, экономическим кризисом и вероятностью голода в следующем году». Не случайно Reuters цитирует Абдула Карима Аль-Ириани, бывшего премьер-министра Йемена, заявившего на днях в Бейруте: «Мы стоим на пороге одного из самых худших периодов в сельскохозяйственном производстве: ожидается небывалая засуха. Это сигнал для международного сообщества: в следующем году Йемен будет поражен голодом». На фоне тотальной нищеты похищение людей — известный вид бизнеса в пораженной социальными язвами стране. Только в пятницу, 12 июня с.г., боевики одного из местных племен в Йемене освободили группу из 14 иностранных медработников и их родственников, которых они продержали в плену более суток. Из сообщений печати не ясно, имел ли место в данном случае крупный выкуп, но немецкие эксперты почти не сомневаются: был.

52.31MB | MySQL:103 | 0,631sec