О подоплеке политических процессов, происходящих в Ираке. Часть 1

Иракское государство переживает очередной политический кризис. После проведения в октябре 2021 года парламентских выборов победившие политические партии в течение восьми месяцев не могут сформировать новое правительство страны. При этом нынешние министры являются всего лишь исполняющими обязанности. Это блокирует выработку и принятие бюджета,  проведение реформ, разработку новых экономических программ. Ираку необходима диверсификация экономики, так как 90% его валютных доходов дает в настоящее время нефтедобывающая промышленность и экспорт нефти. Одновременно назревает президентский кризис. Президента страны должен избирать парламент. Согласно иракской конституции, глава государства должен быть представителем Иракского Курдистана. В настоящее время на эту должность претендуют кандидаты от двух соперничающих курдских партий: ДПК и ПСК. В этих условиях Ираку как никогда нужны дееспособные парламент и правительство. В то же время междоусобицы иракских политиков и борьба за власть парализуют принятие решений в этом арабском государстве. И если ранее основные линии разлома проходили между шиитами с одной стороны и курдами и суннитами, то в настоящее время раздоры все больше охватывают шиитскую общину.

В июне основными событиями в политической жизни страны стали принятие иракским парламентом «Закона о продовольственной безопасности и развитии», регламентирующего направление финансовых средств в «узкие места» экономики и социальной сферы, а также отставка депутатов парламента от блока «Сайирун», произошедшая 9 июня с. г.

Закон «О продовольственной безопасности и развитии» был принят иракскими парламентариями 8 июня 2022 года. Он предусматривает чрезвычайное дополнительное финансирование ряда экономических и социальных отраслей Ирака в объеме 25 трлн иракских динаров (17 млрд долларов США). За «Закон о продовольственной безопасности» проголосовали 273 из 329 депутатов иракского парламента. «За» проголосовали даже депутаты-курды, несмотря на то, что Иракскому Курдистану из этих средств почти ничего не досталось.

Принятие этого закона было облегчено существенным ростом нефтяных доходов Ирака в 2022 году. В марте 2022 года эксперты по мировой энергетике предсказывали, что даже при тогдашних  ценах на нефть (90 долларов за баррель) Ирак сможет заработать на экспорте «черного золота» в этом году 115 млрд долларов. Это на почти 20 млрд больше, чем предыдущий рекорд 2012 года в 94 млрд долларов. С нынешними ценами на нефть только в мае с.г. валютные доходы Ирака превысили ожидания на 11,5 млрд долларов. Часть этих денег было решено инвестировать в продовольственную безопасность и обеспечение продуктами питания малоимущих иракцев. Это вызвано тем, что после начала украинского кризиса в феврале нынешнего года цены на продовольствие в мире (особенно на зерно и муку) выросли до небывалых высот.

Ирак является нетто-импортером продовольствия и субсидирует этот импорт. Сельское хозяйство этой страны страдает от засух и изменения климата. Например,  в 2021 году  37% иракских фермеров, выращивающих пшеницу и 30% выращивающих ячмень, потеряли урожай из-за засухи. В марте с. г. в стране уже состоялись массовые демонстрации против резкого повышения цен на муку и растительное масло по сравнению с уровнем 2021 года. Обычно массовые протесты в Ираке начинаются в июле-августе, когда температура доходит до 45-50 градусов по Цельсию, а перебои с подачей электроэнергии не позволяют кондиционировать помещения. В плане электроэнергии Ирак в летние месяцы зависит на 40% от соседнего Ирана, как в форме прямых поставок электроэнергии, так и в форме импорта газа, используемого на ТЭЦ для выработки электричества. При этом иранцы постоянно жалуются на неоплаченные долги иракской стороны. Такой срыв платежей объясняется финансовыми санкциями Запада, наложенными на ИРИ, что затрудняет взаимодействие с иранскими банками.

Принятие закона о продовольственной безопасности можно оценивать только безусловно положительно Однако дьявол кроется в деталях. На цели импорта продовольствия, зерна, сельское и водное хозяйство будет потрачено только 23% общей суммы (4 млрд долларов). Министерству электроэнергетики выделяется 2,76 млрд долларов (16%) «на оплату внешних долгов и покупку газа и электроэнергии». 7,8 млрд долларов будет направлено непосредственно в провинции в зависимости от их доли в  населении Ирака или их отчислениям в федеральным бюджет от нефти. При этом Иракскому Курдистану практически ничего не досталось. По-видимому, в связи с нерешенными спорами между Эрбилем и Багдадом об экспорте энергоносителей из Иракского Курдистана.

Если принятие этого закона обнадежило иракцев, то отставка депутатов от блока Муктады ас-Садра повергла их в шок. Напомним, что по итогам прошлогодних парламентских выборов садристы собрали самую большую фракцию в парламенте (73 депутата). Второй по величине стала фракция «Такаддум» Мухаммеда аль-Халбуси, объединившая иракских суннитов (37 депутатов). 33 депутата провела в парламент партия бывшего премьер-министра Нури аль-Малики. Демократическая партия Курдистана (ДПК) взяла 31 депутатский мандат, а ее конкуренты из Патриотического союза Курдистана (ПСК) – 17. Сокрушительное поражение потерпел  блок «Аль-Фатах», представляющий интересы Ирана и вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби». Ему удалось провести в парламент всего 17 депутатов, а коалиция бывшего премьера Хайдера аль-Абади и аятоллы Аммара аль-Хакима и вовсе оскандалилась с 4 депутатами. После выборов Муктада ас-Садр вошел в коалицию с депутатами от ДПК и сторонниками Мухаммеда аль-Халбуси, обеспечив себе большинство в парламенте, а сторонники Нури аль-Малики, блока «Аль-Фаттах» и других проиранских партий объединились в рамках Шиитского координационного объединения (ШКО).

У многих аналитиков призыв Муктады ас-Садра к своим парламентариям уйти в отставку вызвал искреннее непонимание. С тех пор как этот харизматичный клерикал возглавил в 2016 году кампанию массовых уличных протестов, он упорно шел к взятию власти в Ираке. Садристы наращивали свое присутствие в органах власти, министерствах и силовых структурах. Осенью 2019 года Муктада ас-Садр использовал массовое протестное движение в Ираке для того, чтобы свалить правительство Аделя Абдель Махди. Его боевики в течение нескольких месяцев охраняли мирные демонстрации. Затем ас-Садр фактически предал протестующих, вернувшись к альянсу со статусными политиками Ирака. После победы на выборах 2021 года Садр поставил задачу возглавить иракское правительство. Здесь мнения иракских аналитиков расходятся. Некоторые из экспертов считают, что Муктада ас-Садр хотел сам стать следующим премьер-министром Ирака, другие полагают, что он хотел назначить на эту должность своего ставленника, а сам попытаться занять место духовного лидера иракских шиитов в связи со старением и немощью великого аятоллы Али ас-Систани.

52.24MB | MySQL:103 | 0,482sec