Оценки израильских экспертов саммита в Тегеране президентов России, Ирана и Турции. Часть 1

Президент России Владимир Путин 19 июля с. г. в Тегеране провел двухсторонние встречи с руководителями Исламской Республики Иран и Турции, при этом главной целью поездки изначально анонсировалось участие российской стороны в трехсторонних переговорах по Сирии в рамках так называемого астанинского формата. Повестка дня российского лидера на личных встречах с президентом ИРИ Эбрахимом Раиси и верховным лидером Али Хаменени, а также с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом подробно не разглашалась. Пресс-служба Кремля ограничивалась сообщениями о том, что «с Ираном в центре внимания будет ядерная сделка, с Турцией – вывоз украинского зерна». Однако о содержании переговоров говорит количество договоров между Россией и Ираном и их темы: военно-техническое сотрудничество, сельское хозяйство, атомная энергетика, IT-сектор, космос и безопасность[i].

На брифинге по итогам  саммита В.Путин сказал, что на встрече с президентом Ирана «особое внимание уделили укреплению сотрудничества в энергетике, промышленности и транспорте. Условились о реализации крупных совместных проектов и активизации использования национальных валют в прямых расчетах между двумя странами». Обсуждалось и развитие инфраструктуры. В частности, создание транспортного железнодорожного маршрута Север — Юг, по которому уже запущен пробный состав.

По международной повестке дня российский лидер вновь подтвердил поддержку Москвой Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Верховный лидер Ирана подчеркнул, что США должны покинуть территорию Сирии. Он также отметил, что «если бы Североатлантический альянс не остановили на Украине, то через некоторое время он начал бы войну под предлогом Крыма».

По словам В.Путина, с турецким коллегой они «среди прочего обсудили проблематику продовольственной безопасности и сотрудничества по облегчению поставок российского и украинского зерна на мировые рынки». Президент России подчеркнул, что Москва готова содействовать вывозу украинской сельхозпродукции, если будут сняты ограничения на экспорт российского зерна.

По результатам саммита астанинской «тройки», В.Путин отметил высокую эффективность этого формата в сирийском урегулировании. Он также призвал навсегда покончить с присутствием в Сирии террористических и экстремистских группировок, указав на деструктивную роль США в этом вопросе. При этом российский лидер признал наличие определенных разногласий в позиции трех стран по вопросу Заевфратья[ii].

В Израиле, после некоторой паузы, своим видением произошедшего в Тегеране поделились ведущие эксперты, в частности, генерал-майор в отставке Амос Ядлин, бывший глава израильской военной разведки, бывший директор Института исследований национальной безопасности (INSS) и ведущий эксперт по вопросам безопасности и внешней политике, старший советник ELNET и председатель Форума стратегического диалога ELNET, европейской произраильской неправительственной организации, занимающейся укреплением отношений между Европой и Израилем.

А.Ядлин отметил то, что «три лидера, собравшиеся в Тегеране, не являются союзниками Израиля» и «трехсторонний саммит не был посвящен Израилю, хотя он едва ли был второстепенным пунктом повестки дня». «Невзирая на значимость тайных действий ЦАХАЛа [в рамках принятой концепции проведения «военных кампаний между войнами»] против Ирана в Сирии, на столе переговоров в Тегеране были еще два стратегических вопроса. Первый – противостояние с США на фоне конфликта на Украине и международных санкций против России и Ирана. Второй касался турецкой угрозы вторжения в северную Сирию в районе городов Талль-Рифаат и Манбидж к западу от Евфрата. Турция исходит из того, что в этих районах, контролируемых курдскими вооруженными группировками, действуют террористические элементы, которые необходимо искоренить».

Что касается ирано-российской части переговоров в Тегеране, А.Ядлин считает ее успешной для Москвы. «Иран искренне встал на сторону Путина против США, оправдывая вторжение России на Украину. Верховный лидер Хаменеи заявил, что «США и их европейские союзники не оставили Москве иного выбора, кроме как вторгнуться», и что они в любом случае объявили бы войну России, если бы Москва не опередила их». Израильский эксперт полагает, что «однозначная политическая поддержка Ирана согласуется с недавно обнародованной Белым домом информацией о том, что Иран готовится предоставить России сотни беспилотников, в том числе вооруженные, для борьбы на Украине». А призывы В.Путина и Э.Раиси к выводу американских войск из Сирии «соответствуют их общей цели – вытеснить американцев с Ближнего Востока».

По вопросу намерения Анкары вторгнуться в северные районы Сирии, «саммит не дал результатов», т.к. «Эрдоган заявил, что Турция хотя и нуждается в более значительной помощи со стороны России и Ирана, но может действовать против курдского терроризма в Сирии и без них, и что одних слов недостаточно». А.Ядлин фиксирует отсутствие согласия по центральному вопросу – территориальной целостности Сирии и ее политического будущего. «В трехстороннем заявлении стороны подчеркнули свою решимость совместно бороться с терроризмом, но отвергли любые попытки изменить реальность на местах».

А.Ядлин указывает на то, что «саммит продемонстрировал знакомый modus operandi России, которая умеет поддерживать хорошие отношения с обеими сторонами любого конфликта на Ближнем Востоке: с саудовцами и иранцами; турками и курдами; сирийцами и израильтянами; киприотами и турками; «Хизбаллой» и Израилем; израильтянами и иранцами; палестинцами и израильтянами». При этом он напоминает, что «между Ираном и Россией, а также между Турцией и Россией есть тяжелое историческое наследие войн и кризисов, а также неотъемлемое стратегическое соперничество».

«Однако в нынешних условиях обостряется прямой конфликт с США. Россия и Иран ищут способы вырваться из политической изоляции, обойти американские (а в случае России – и европейские) санкции и найти замену доллару в качестве международной торговой валюты. Иран может помочь России обойти санкции и предоставить ей недостающие системы вооружений, например, БПЛА. Россия может разрабатывать нефтегазовые месторождения Ирана, которые страдают от нехватки инвестиций из-за санкций США, и оказать Ирану дипломатическую поддержку в переговорах о возвращении к СВПД», – пишет израильский эксперт.

Комментируя сообщение иранской стороны о том, что российская энергетическая корпорация «Газпром» подписала с Ираном «историческое соглашение на 40 млрд долларов о взаимных инвестициях в нефтегазовые проекты», он сомневается в том, что «у России, в отношении которой действуют жесткие санкции, есть технологические и финансовые возможности для оказания помощи Ирану». Эксперт также напоминает, что «разработка нефтегазовых месторождений была обещана Ирану в его стратегическом соглашении с Китаем, что до сих пор не реализуется».

А.Ядлин полагает, что «война на Украине создает напряженность между Москвой и Тегераном. Они конкурируют за китайский нефтяной рынок в обход санкций, и Пекин использует их ситуацию, чтобы требовать более низких цен. Более того, подписание ядерного соглашения вернет иранскую нефть на международные рынки и снизит цены на энергоносители, ослабив при этом Россию и ее влияние на Запад. Россия также является стороной СВПД и несет ответственность за аспекты его реализации (принять обогащенный уран, который будет вывезен из Ирана в случае восстановления соглашения), что позволяет Москве, если она того пожелает, чинить препятствия».

А.Ядлин акцентирует внимание на том, что «Эрдоган не является естественным партнером в антиамериканском альянсе». Он объясняет это тем, что «Турция является членом НАТО (сняла вето на вступление в альянс Финляндии и Швеции), предоставила Украине ударные беспилотники, которые нанесли серьезный ущерб российским силам, заняла посредническую позицию между Украиной и Россией и столкнулась с экономическим кризисом на фоне роста цен на нефть и продовольствие, вызванного войной на Украине».

Что касается места Израиля в повестке дня на переговорах в Тегеране, А.Ядлин отмечает, что «на дипломатическом уровне в заключительное трехстороннее заявление было включено осуждение израильских ударов по Сирии, в том числе по гражданской инфраструктуре, что противоречит международному праву». По мнению израильского эксперта, «Эрдоган согласился на это, несмотря на его попытки наладить отношения с Израилем».

А.Ядлину «со стратегической точки зрения трудно представить, чтобы Россия испортила отношения с Израилем в угоду иранских интересов в Сирии, и нет логики, которая подтолкнула бы русских к открытию фронта против ЦАХАЛа». Он считает, что «в Сирии у Ирана и России сложные отношения партнерства и конкуренции. Каждый из них поддерживает Асада, соревнуясь за влияние на его режим, армию, инфраструктурные проекты и доходы. Россия получает выгоду как от беспокойства, которое Иран вызывает у Израиля, что заставляет израильское руководство нуждаться в Москве, так и от израильских атак по Ирану в Сирии, что увеличивает потребность Тегерана в услугах Кремля».

А.Ядлин подчеркивает, что «между Израилем и Россией нет соглашения о координации действий или об одобрении израильских мер по предотвращению иранского закрепления, даже если и существовали прошлые соглашения об отдалении иранских сил от Голанских высот, которые были частично реализованы. Вот что есть, так это механизм предотвращения столкновений, который служит обеим сторонам в их действиях в Сирии. Израиль знает, что если он будет вынужден атаковать иранские объекты в Сирии без согласия России, то его ВВС будут больше ограничены в оперативных возможностях».

Израильский эксперт отмечает еще один тревожный для врагов Ирана аспект в военной сфере. Поскольку «иранские беспилотники больше не будут доступны для нападения на Израиль, или, если уж на то пошло, на Саудовскую Аравию или ОАЭ, серьезное беспокойство вызывает тот факт, что сотни иранских БПЛА будут поставлены в Россию для использования на Украине, и Тегеран получит за это деньги». «На фоне поставок иранских беспилотников в Россию растает вероятность продажи Ирану передовых российских систем вооружения, что может подорвать баланс сил и стабильность в регионе. Если в прошлом Москва не решалась поставить иранскому режиму такие вооружения, как системы ПВО С-400, то теперь она может это сделать». А.Ядлин полагает, что «с иранской стороны продажа оружия России высвободит ресурсы и бюджеты, что позволит осуществлять с Россией взаимные закупки».

Эксперт допускает, что хотя «в ядерной сфере Россия выступает против иранского военного ядерного потенциала, теперь она будет более решительно поддерживать позицию Тегерана на переговорах по ядерному соглашению и его усилия по получению дополнительных уступок от США».

В заключение А.Ядлин максимально лояльно сравнивает переговоры В.Путина в Тегеране с поездкой президента США Джо Байдена в Саудовскую Аравию. Максимум, что он позволяет себе отметить – «визит Путина в Тегеран является противоположностью, по крайней мере, с точки зрения восприятия, визита Байдена на Ближний Восток. Но, как и в случае с визитом президента США, результаты трехстороннего саммита в Тегеране будут проверены способностью превратить декларации и церемонии в действия на местах, которые дадут стратегические результаты»[iii].

[i] Тегеран-2022: Президенты России, Ирана и Турции встретились в разгар противостояния Запада с Москвой // KP.RU. 19.07.2022. https://www.kp.ru/daily/27420/4620160/

[ii] «Москва укрепляет позиции на Ближнем и Среднем Востоке»: как прошёл визит Путина в Иран // RT. 20.07.2022. https://russian.rt.com/world/article/1027804-rossiya-iran-turciya-sammit

[iii] What does this week’s Iran-Russia-Turkey summit mean for the Middle East? // The Jewish Cronicle. 22.07.2022. https://www.thejc.com/lets-talk/all/what-does-this-weeks-iran-russia-turkey-summit-mean-for-the-middle-east-2FvPjWgO2gPNwRvbeB6TSO

52.3MB | MySQL:103 | 0,557sec