О религиозном манифесте афганского движения «Талибан»

В мае 2022 года руководство радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ) издало манифест объемом в 312 страниц под названием «Аль-Имарат аль-Исламия ва Низамуха», что переводится как «Исламский Эмират и его Низам» («низам» означает управление, система, институты или порядок). Манифест представляет собой основополагающий документ, отвечая на два вопроса: что такое исламский эмират и как им управлять. По сути манифест талибов является практическим руководством по установлению «благочестивого состояния на земле». Согласно документу, путь к этой конечной цели делится на два этапа: непрекращающееся продолжение джихада и создание Исламского Эмирата. Особое внимание в манифесте уделяется второй фазе. В нем рассматриваются различные аспекты суннитско-ханафитской интерпретации ислама талибами, в том числе их понимание концепции государства с исламской формой управления и применение законов шариата в различных аспектах государственного и институционального строительства. Примерно одна шестая часть книги посвящена женщинам и их месту, правам и обязанностям в обществе, которое талибы называют «исламским». Самым примечательным в этой ситуации является то, что манифест написан не на одном из языков Центральной и Южной Азии, где территориально располагаются талибы, а на арабском. Ниже приводится краткое изложение ключевых положений манифеста:

Задуманный талибами Исламский Эмират управляется свыше божественным законом. Лидер Исламского Эмирата будет выбран Ахль аль-Халь валь-Акд (Советом исламских ученых). Широкая общественность не играет никакой роли процессе избрания главы движения, а современная демократическая форма выборов неприемлема, так как она не имеет прецедента в исламе. Вооруженные силы Исламского Эмирата – это прежде всего исламская армия, обученная выполнять волю всевышнего на земле. Исламский Эмират обязан защищать имущество государства и мусульман, такое как имущество правоверных граждан, медресе, мечетей и границы мусульманской общины; однако джихад при этом остается главной обязанностью армии. Религиозное образование в Исламском Эмирате является ваджибом (обязательным) как для мужчин, так и для женщин. Однако современное школьное образование остается мубах (просто разрешенным) для обоих полов. Согласно манифесту, исламскому образованию следует уделять в два раза больше времени, чем общему светскому образованию. В манифесте довольно подробно обсуждаются права и роли женщин и девочек. Что касается образования, женщины и девочки должны изучать предметы, соответствующие их половой принадлежности. К ним относятся все, что связано с бытовой сферой, например, ведение хозяйства, уход за пожилыми людьми и детьми или вышивка. Женщины в Исламском Эмирате должны работать только в тех областях, которые считаются для них необходимыми, например, в медицине (лечение женщин) или в сфере образования (только для девочек). Женщины не должны путешествовать на большие расстояния без махрама (близкого родственника-мужчины), а также устраиваться на работу или участвовать в образовательных мероприятиях, которые требуют от них отсутствие дома на протяжении более трех дней. Женщины не могут занимать высшие руководящие должности, но они могут работать, если их рабочее место изолировано от мужского общества. Женщины всегда должны носить хиджаб (в настоящее время он обязан полностью закрывать лицо).

Манифест является первым в своем роде документом, кодифицирующим и увековечивающим суннитско-ханафитскую исламистскую идеологию талибов на арабском – литургическом языке ислама. Выбор языка возвышает идеологию талибов, документооборот которых обычно ограничивается письменностью на пушту. Использование арабского языка выходит за традиционные и языковые границы группы, проживающей в афгано-пакистанском регионе. Хотя автор манифеста шейх Абдул Хаким Хаккани, занимающий должность главного судьи в правительстве талибов, объясняет использование арабского языка необходимостью ссылаться на другие религиозные тексты, письмо на арабском языке доступно ограниченной региональной аудитории. Более того, автор сделал все возможное, чтобы стилистика манифеста выглядела как можно более научной, включив в него множественные ссылки и сноски. Помимо исторических ссылок, четырьмя основными авторитетными источниками являются Коран, Сунна, Иджма и Кияс. Согласно предисловию, манифест был рецензирован верховным лидером талибов Хайбатуллой Ахунзаде и группой других религиозных лидеров движения. Таким образом, манифест представляет собой руководство 21-го века по созданию в Афганистане пуританского Исламского Эмирата, основанного на законах шариата, полном отказе от любого демократически  избранного правительства и фактическом исключении женщин из социальной и политической жизни. Примечательно, однако, что это не обязательно относится только к Афганистану – документ обеспечивает гибкость и уровень абстракции, необходимые для адаптации к различным культурным и географическим контекстам. Это особенно тревожно для стран Азии и Южной Европы, где проживает большинство мусульман-ханафитов.

62.82MB | MySQL:102 | 0,525sec