О визите в Израиль группы иранских эмигрантов

На этих днях Израиль посетила группа проживающих в эмиграции на Западе иранских политических активистов из США, Канады и Западной Европы. Целью поездки было ознакомление с еврейским государством, встречи с политическими и общественными деятелями, в том числе – членами общины выходцев из Ирана, число которых в Израиле насчитывает порядка 150 тысяч человек. Основной посыл многочисленных встреч состоял в том, что евреям и иранцам свойственны доброе отношение друг к другу. Главным препятствием к продолжению такого диалога является установившийся в Иране в 1979 г. теократический исламский режим, проповедующий вражду между двумя странами и народами и открыто заявляющий о необходимости уничтожения Израиля как факта современной реальности. Участники встреч заявляли о том, что народы двух стран не имеют никаких  предубеждений друг против друга, и после падения исламского режима в Иране возможно возвращение взаимного диалога на те позиции, которые они занимали  до Исламской революции, будучи образцом межгосударственных отношений.

Один из участников поездки, генеральный секретарь действующей в эмиграции Конституционалистской партии Ирана (Хезбе Машрутэйе Иран) Фуад Пашаи подробно высказался в израильских СМИ о своих впечатлениях. Он вынес из поездки сугубо положительные впечатления. Так же восприняли Израиль и все другие члены группы, дававшие интервью как для израильских, так и международных СМИ. Как рассказал Ф.Пашаи, он давно мечтал побывать в Израиле, увидеть, как такая маленькая по размерам страна сумела достичь впечатляющих успехов во всех сферах жизни, стать краем передовых технологий, добиться громадных успехов в сельском хозяйстве, отстоять свою независимость в многочисленных войнах с окружающими странами, и в конце концов прийти к ситуации, когда как соседи, так и другие арабские страны убедились в необходимости и неотвратимости нормализации отношений. По его словам, уже почти два года идет процесс признания и нормализации отношений Израиля со странами Арабского Востока. Первые и устойчивые достижения, говорит политик – ОАЭ и Бахрейн.

«И вот, — говорит Ф.Пашаи, — такая поездка состоялась, и то, что мы слышали об этой удивительной стране, на деле оказалось гораздо выше ожиданий. У нас было много встреч – мы общались  с парламентариями, совершили многочисленные поездки, беседовали с работниками академической сферы, военными аналитиками, бизнесменами, членами кибуцов и мошавов, сотрудниками компаний высоких технологий. В общем, нам предоставили широкие возможности узнать как и чем живет сегодняшний Израиль» и добавил: «  Для нас было удивительно, как можно было с нуля создать такое высокотехнологичное государство. Мы побывали в кибуцах, созданных там, где была еще недавно пустыня, увидели плоды труда людей, преобразивших пустыню и одновременно защищавших свою страны от иностранных захватчиков, в разы превышавших ее население».

В Иране многие знают этот феномен аграрного хозяйства, во-многом основанного на социалистическом принципе. Его описал еще в начале 1960-гг. знаменитый иранский писатель Джалал Але-Ахмад, предпринявший тогда поездку по молодому еврейскому государству и отразивший свои впечатления в известной до сих пор иранскому читателю книге «Велаятэ Эзраиль». «Для многих моих коллег по поездке было полным откровением то, что мы видели во вчерашней пустыне, где росли разноцветные помидоры, арбузы без косточек, а на фермах давали тонны молока коровы, опутанные разными компьютерными датчиками». «Мы знаем, — продолжил иранский писатель,  -что в годы, когда наши две страны связывали прекрасные и эффективные отношения, то есть до конца 1970-х гг., Израиль щедро предоставлял Ирану свои достижения, в том числе в аграрной сфере. На Голанских высотах создали новую сферу сельского хозяйства – виноградарство, где изготавливают самые известные в мире сорта вина, причем цеха по их производству полностью автоматизированы».

В условиях нехватки воды в Иране, Израиль, продолжает Ф.Пашаи,  поставлял в Иран свое ноу-хау капельного орошения, которое во всем мире только начинало внедряться, а в иранских пустынях уже широко применялось. Мелиорация и высокорентабельное сельское хозяйство подняли аграрную сферу Ирана на недосягаемую высоту в регионе Ближнего Востока. Страна показывала, на какие высоты можно поднять недавно безжизненную пустыню, что могут сделать соединение науки и аграрной сферы. Страны делились своими успехами во всех областях  народного хозяйства, что было в общих интересах. Самые плодотворные годы израильско-иранского диалога  — 1960-1970-е гг. «Я помню эти годы очень хорошо, у нас было подлинное добрососедство, мы обменивались студентами, техническими специалистами, врачами, спортсменами, фермерами. Большого подъемы достигли туристические обмены. Уже тогда, как я помню, Израиль опирался на молодежь. Мы видели людей 25-27 лет, занимавших посты генеральных директоров министерств. Страна доверяла такие посты совсем молодым, видя, что они справляются, являются гибкими и квалифицированными специалистами, легко обучаемыми. Посмотрите на состав израильского Кнессета – парламента. Больше половины из них в возрасте 30-35 лет. Таковы же и главы исполнительной власти – министры. И загляните в зал Собрания Исламского Совета – законодательный орган иранской власти. Вы увидите сплошных седобородых, засыпающих прямо на заседании».

«А как можно охарактеризовать израильских врачей, получающие образование и практику не только у себя дома, но и повсюду, где есть чему учиться. У них поистине золотые руки, и именно они поднимают на невиданные рубежи местную медицину. Многие иранцы приезжали лечиться в израильские больницы, особенно в клинику Хадасса в Западном Иерусалиме.

Однако, Исламская революция и приход к власти в Иране теократического правления перевели диалог совершенно в иную плоскость – Израиль стал врагом номер один нового Ирана, а в Тегеране декретировали уничтожение еврейского государства как главную цель иранской внешней политики. Такой вывод вытекал из идеологии исламского режима, желавшего стерильного ислама на просторах Ближнего Востока, и в этой стерильности не было места евреям. К тому революция 1979 г. прошла под антиимпериалистическими и антимонархическими лозунгами, а как раз местные евреи  рассматривались как пятая колонна США и последнего шаха Ирана Мохаммад-Резы Пехлеви. Таким образом, из иранского общества исключили местных евреев, бывших до революции весьма продвинутой ее частью, занимавших важные позиции в различных сферах жизни. Против местных евреев ввели жесткие ограничения и санкции, у многих экспроприировали имущество и бизнесы, которые они заработали десятилетиями упорного труда. Кстати, Исламская революция положила начало подлинному исходу еврейской общины Ирана, которая она отдала свой талант и умения тем странам, куда им пришлось бежать – Израилю, США, Канаде, Германии, Великобритании и другим.  Нам предоставили возможность побывать в одном из самых молодых и высокотехнологичных университетов Израиля – Ариэльском, и оказалось, что там много выходцев из Ирана, занятых в самых различных сферах. И так повсюду в Израиле. Нам показали даже выпущенный    в этом вузе учебник фарси на иврите, потрясший моих коллег своей продвинутой методикой. Мы, верим, — сказал в заключение иранский оппозиционный политик Ф.Пашаи, — что недалеко то время, когда наши народы вновь обретут утерянные связи».

52.38MB | MySQL:106 | 0,728sec