О причинах роста социального напряжения в Марокко

В течение нескольких последних недель Марокко было свидетелем массовой кампании в социальных сетях, призывающей к отставке премьер-министра Азиза Аханнуша из-за значительного и непрерывного роста цен на товары первой необходимости. Согласно официальному отчету Национальной обсерватории человеческого развития (ONDH) за 2021 год, от бедности страдает каждый второй марокканец. Общее число тех, кто поделился хэштегом с требованием отставки премьер-министра и снижения цен на топливо, превышает 4,5 млн аккаунтов в социальных сетях. Как полагают местные эксперты, перед лицом негибкости правительства и премьер-министра, наряду с продолжающимся ростом цен, кампания, вероятно, получит более широкое распространение в социальных сетях, прежде чем она превратится в уличные протесты. Вероятность последних пока оценивается местными источниками как низкая.  Тем не менее, экономическая ситуация сложная. С другой стороны, нет убедительных политических предложений, к которым могли бы прибегнуть недовольные в поисках решения экономических проблем.  Есть две оппозиции: институты, пытающиеся воспользоваться выраженным «состоянием гнева», чтобы набрать небольшие очки против правительства, и народная оппозиция, которая не структурирована, что проявляется сегодня в социальных сетях. На самом высоком уровне в марокканской политической иерархии, которая остается решающим фактором в таких обстоятельствах, все ждут сигналов, которые могут исходить из узкого круга принятия решений, и ожидалось, что речь короля Мухаммеда VI по случаю годовщины его восшествия на престол 30 июля продемонстрирует  эти сигналы. Но этого не произошло, в ней больше говорилось о необходимости восстановления добрососедских отношений с Алжиром.  Королевская речь является важным моментом на марокканской политической арене, поскольку в ней обозначаются основные направления государства и намечены будущие перспективы его стратегической политики в жизненно важных областях. Есть три возможных сценария, чтобы ослабить напряженность в обществе и сдержать ее, прежде чем она  выйдет на улицы.

  1. Реализовать то, чего требуют пользователи социальных сетей, то есть уход премьер-министра, а это маловероятно в контексте нынешних обстоятельств, потому что он остается избранным, несмотря на некоторые сомнения в честности избирательных процессов в Марокко. Более того, его правительство по-прежнему сохраняет большинство в обеих палатах парламента. Результаты частичных выборов в законодательные органы, которые недавно прошли в некоторых регионах Марокко, показывают, что правительственное большинство сохранилось, несмотря на всю критику в отношении прозрачности избирательных процессов в Марокко. Поскольку премьер-министр назначается и увольняется королем, Мухаммед VI вряд ли отправит его в отставку без убедительных конституционных обоснований или в исключительных обстоятельствах, навязанных стране, а условий для этого в сегодняшней марокканской реальности нет.
  2. Заключается в том, что премьер–министр по приказу короля отреагирует на требования народа ослабить повышение цен и, таким образом, относительно сдержать состояние гнева. Это самый реалистичный сценарий, чтобыснизить состояние гнева и сохранить ситуацию такой, какая она есть. Однако давление глобального экономического кризиса и состояние инфляции в мировой экономике не оставляют марокканским лицам, принимающим решения, много возможностей для выбора такого подхода. Не говоря уже о ряде других тревожных показателей, от растущего дефицита торгового балансадо роста уровня безработицы (рост среди выпускников с 18,5% до 19,6%), растущего государственного долга (почти 80% ВВП), сокращающихся валютных резервов (покрывающих импорт товаров и услуг всего на шесть месяцев), снизились и прямые иностранные инвестиции (10 млрд дирхамов, или около 1 млрд евро, что на 7% меньше, чем в предыдущем году) и снижение экономического роста (чуть более 1% по данным МВФ, в отличие от предыдущего прогноза в 3%). Ситуация усугубилась сильной засухой и нехваткой воды, которые угрожают марокканцам жаждой, а также вспышками многочисленных пожаров, которые привели к перемещению тысяч семей и уничтожению тысяч гектаров лесов и ферм.
  3. Ситуация должна остаться прежней, правительство должно сохранять молчание и негибкость, а король не вмешиваться в поиск решений, которые ослабят состояние социальной напряженности. Исходя из марокканских политических традиций, важные политические решения редко принимаются под давлением улицы. Единственный раз в истории Марокко, когда это обычное правило изменилось, был случай протестов 2011 года, которые считаются марокканской версией «арабской весны», на которые король отреагировал, объявив о новой конституции и досрочных выборах. Однако сегодняшняя ситуация отличается от демонстраций 2011 года, которые охватили регион и достигли Марокко. Пока на марокканской улице спокойно, и у правительства и короля есть некий резерв времени. И главный вопрос: воспользуются ли они им плодотворно?  На этот вопрос трудно ответить.

Одной из причин нынешнего молчания короля местные эксперты называют сговор между деловыми и политическими элитами Марокко, который  поощряется ведущей экономической силой королевства, самим Мохаммедом VI, особенно после того, как исламистская Партия справедливости и развития (PJD) потерпела поражение на последних по времени выборах. Короче говоря, в Марокко государственные дела контролируются политиками-бизнесменами, аффилированными с королем, к большому неудовольствию демократических сил, выступающих против режима, но вынужденных замолчать силами безопасности, опасающимися угрозы эскалации протестов. Зависимость режима от сил безопасности для подавления протестов может оказаться контрпродуктивной в долгосрочной перспективе, поскольку правительство должно работать с определенным политическим оппозиционным движением, чтобы договориться о мирном решении продолжающегося кризиса. Протесты, которые возникают в неожиданных местах, могут быть более взрывоопасными и неуправляемыми, особенно когда нет ни официального организатора, ни четкого набора требований. Излишне говорить, что в Марокко в последние годы наблюдается беспрецедентное ухудшение ситуации с правами человека, как отмечается в докладе Марокканской ассоциации по правам человека (AHDH) за 2021 год. В отчете Oxfam за апрель 2019 года Марокко было названо самой социально несправедливой страной в Северной Африке, а пандемия коронавируса только увеличила разрыв в благосостоянии, усугубив проблемы налоговой несправедливости, гендерного неравенства и доступа к образованию, здравоохранению и работе. Широко разрекламированные «Королевские проекты», возможно, должны стать ответом на социальный кризис в стране. В этом отношении цифры говорят сами за себя: национальный бюджет здравоохранения в Марокко составляет не более 6% от общего национального бюджета, тогда как в Алжире он составляет 12% (рекомендация Всемирной организации здравоохранения составляет 15%).  Но повышение трат на медицину будет только «выпуском пара». Основная проблема заключается в том, что у правительства нет четкого плана действий по серьезному реформированию экономики, и оно просто надеется пережить нынешний кризис, в частности, за счет потенциальных доходов от  туризма, хотя их уровень остается намного ниже уровня, соответствующего тому же периоду 2021 года (снижение на 22%). Режим по большому счету продолжает полагаться в рамках пополнения бюджета на денежные переводы от марокканцев, проживающих за рубежом, чистые налоговые поступления и государственный долг. Еще одно направление – экспорт рабочей силы. В конце июня Израиль запустил «Пилотную программу» с целью привлечения марокканских рабочих в секторах строительства, ухода за больными и программирования. По словам  министра внутренних дел Израиля Айелет Шакед:  «Нам не хватает около 40 000 рабочих в десяти различных профессиях. Мы надеемся принять около 15 000 марокканских строителей и медработников несколькими партиями. Израиль также начал обращать внимание на марокканских инженеров-программистов из-за большой нехватки в этой области».

Режиму не хватает видения, необходимого для преодоления охватившего страну социально-экономического кризиса, и эта близорукость ставит под сомнение широко известный доклад королевской комиссии о «новой модели развития». Правительству еще только предстоит представить план действий, в котором излагаются социальные, экономические, культурные и экологические принципы модели, за исключением десятого национального проекта реформы образования (2022-2026 гг.), поспешно объявленного главой комиссии и министром образования Шакибом Бенмуссой.

Еще одна важная тема – коррупция. Внезапное недавнее решение правящей партии отозвать законопроект, требующий от членов парламента декларировать свои активы, на том основании, что оно хотело «обеспечить его улучшение», является показательным примером. Первоначально законопроект был разработан для укрепления моральной целостности в общественной жизни путем борьбы с повсеместной коррупцией, которая лишает марокканскую экономику важнейшего источника доходов. В апреле министр юстиции и глава Партии аутентичности и современности (PAM, левоцентристской партии, поддерживаемой и управляемой монархией) Абделлатиф Уахби пригрозил лишить некоммерческие организации права подавать жалобы на избранных должностных лиц, что, по словам Уахби, является «прерогативой» министра внутренних дел. Таким образом, в стране, страдающей от повсеместной коррупции — Transparency International присвоила ей рейтинг «очень коррумпированной» в 2022 году, — исполнительная власть, похоже, благосклонна к предоставлению защиты нечестным выборным должностным лицам и расхитителям государственных средств. Неудивительно, что королевство является вторым по величине источником уклонения от уплаты налогов в Северной Африке. При этом сам король от этих тем фактически дистанцировался: его выступления на тему экономик и борьбы с коррупцией до неприличия редки. Вместо этого он в основном поздравляет различных актеров, поэтов и спортсменов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,573sec