Прошло чуть более месяца с момента проведения Мадридского саммита НАТО, в ходе которого состоялась встреча на полях между президентами Р.Т.Эрдоганом и Джо Байденом. На той встрече, как было объявлено в Турции, американский президент обещал «приложить все усилия», чтобы запрос Турции на приобретение истребителей F-16 был бы удовлетворен. Впрочем, и до саммита, и после него у турецкой стороны доминировало достаточно осторожное отношение к словам Байдена. Вот, что на эту тему 1 августа с. г. написал обозреватель турецкого издания Daily Sabah Ибрагим Караташ. Цитируем:
«Почти ясно, что Конгресс США не разрешит продажу F-16, которые запросила Турция, поскольку конгрессмены предложили некоторые новые условия, такие как не нарушать греческие воздушные и морские территории. Пока неизвестно, будет ли президент США Джо Байден использовать свои авторитет, который он может использовать в чрезвычайных ситуациях, чтобы уклониться от решения Конгресса, но, вероятно, Турция никогда не купит F-16, по крайней мере, в ближайшие годы.
Америка, которая раньше не продавала F-35, неохотно продает F-16 по требованию греческого, армянского и др. лобби. Кроме того, в день, когда было принято это решение, Конгресс также принял решение о предоставлении помощи в размере $187 млн. Силам народной самообороны, сирийскому ответвлению террористической группировки РПК.
К сожалению, не Турция, а все враждебные Турции страны и организации довольны решениями американской Администрации. Помимо Турции такое лицемерие проявляется и в отношении некоторых других дружественных стран. Например, Турция подверглась санкциям CAATSA (Закон о противодействии противникам Америки – И.С.) за то, что закупила у России ракеты С-400, а Индия, купившая такие же ракеты, была освобождена от тех же санкций. С другой стороны, Турции не разрешили продавать вертолеты Atak с американскими двигателями противнику Индии – Пакистану.
Общеизвестно, что члены американского Конгресса осуществляют свои политические дела с помощью чеков, выдаваемых лоббистами. Таким образом, лоббисты, дающие больше денег, могут легко добиваться принятия законов, которые они хотят. В случае продажи F-16, член НАТО Турция была принесена в жертву лоббистским пожертвованиям. Конечно, выигрывает не Америка, а лоббисты и конгрессмены, которые принимают от них деньги.
Однако, они еще не осознают, что Турция вряд ли будет в проигрыше. Они должны думать, что, если Турции не дадут оружия, она останется беззащитной, но это не так. Если греки думают, что у них очень современные самолеты и верят, что они могут справиться с Турцией, они неправы.
Их первая ошибка была закупить так много оружия из-за страха перед Турцией. В отличие от их взглядов, турецкая сторона считает, что это — не решение, и предлагает греческой стороне сесть с Турцией (за стол переговоров – И.С.) и отказаться от своих требований на воздушные и морские территории, которые им не принадлежат.
(Для тех, кто не знает источника проблемы: дискуссия заключается в том, что в то время как Греция хочет расширить свое воздушное и морское пространство с 6 миль до 10 миль, Турция выступает против этого, поскольку первая отберет его с территорий второй).
Если греки думают, что имеют преимущество перед Турцией, то они глубоко ошибаются, потому что первый прототип отечественного боевого самолета скоро покинет ангар для наземных испытаний. В день полной сборки истребителя, они поймут, что победа будет невозможна, если антитурецкие решения будут одобрены в Конгрессе США. Потому что, если дело в том, чтобы владеть истребителем, в ближайшие несколько лет, пока они будут покупать самолеты по высоким ценам, Турция будет производить свои собственные самолеты по более низкой цене.
В настоящее время британский производитель Rolls Royce, похоже, согласился производить авиадвигатель, а BAE Systems уже оказали поддержку в разработке. Пока греки тратят время на конгрессменов, Турция сотрудничает с британскими авиастроителями и инвестирует в будущее. Если турецкие производители еще столкнутся с проблемами, все, кто может производить авиадетали в Турции, наверное, соберутся и, скорее всего, будут производить отечественные самолеты так как они уже пошли необратимым путем. Если надо, будет неплохо для «Байкара», производящего БПЛА Bayraktar, присоединиться к проекту.
С другой стороны, было бы хорошо, чтобы дружественные страны, такие как Пакистан, Азербайджан, Катар и Кувейт, подключились к таким важным оборонным проектам. В конце концов, у них будет самолет пятого поколения по более дешевой цене, они не столкнутся с эмбарго и внесут свой вклад в производство самолетов. За последние 80 лет, западный мир сотрудничал и создал союз, подобный Европейскому союзу, а также сумел производить много товаров дешево. Турция и ее друзья могут сделать то же самое.
Страна может быть слабой в одиночку, но несколько стран могут сделать многое, чего они не могут сделать в одиночку. Кроме того, сотрудничество на основе проектов может со временем распространиться на другие области. Несомненно, будущее тех, кто зависит от других, может быть построено или разрушено другими, однако единство приносит силу и независимость».
Итак, подводим черту: идея о том, что США могут, всё же, продать Турции F-16, доживает последние недели, а Турция готовится к тому сценарию, что ей нужен альтернативный поставщик.
Заметим, что производство собственного самолета не является альтернативой «здесь и сейчас» закупке F-16. В этом смысле, у Турции есть три направления движения по замещению F-16: Европа, Россия и Китай. Среди этих потенциальных поставщиков, самым мобильным может оказаться Россия, которая может быстро откликнуться и для входа на турецкий рынок предложить наилучшие условия. Однако, Турция пока держит российский вариант «про запас», отрабатывая другие альтернативы. Хотя не исключено, что вопрос будет обсуждаться на встрече президентов В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана в Сочи 5 августа и турецкая сторона, для разблокировки процесса, может посчитать возможным для себя приобрести несколько образцов российской летной техники. Можно, по крайней мере, подписать с Россией необязывающий Меморандум, который подтолкнет процесс в нужном для Турции направлении в американском Конгрессе.