Ситуация вокруг сектора Газа: оценки в Израиле. Часть 3

Израильская армия 5 августа авиаударами по сектору Газа начала военную операцию «Рассвет» в ответ на то, что, израильские официальные лица назвали продолжающимися «конкретными» угрозами израильским гражданским лицам и военнослужащим со стороны «Палестинского исламского джихада». Израильские лидеры объяснили начало военной операции тем, что группировка не отказалась от планов по нападению на израильские объекты вблизи границы. После того, как 6 августа из прибрежного анклава по Израилю было выпущено более 300 ракет (на момент написания статьи насчитывалось 1100 ракет и минометных мин), в ЦАХАЛе заявили о готовности к «неделе боевых действий», а премьер-министр Яир Лапид пообещал, что «операция будет продолжаться столько, сколько необходимо». Под обстрелом из Газы оказались не только израильские населенные пункты в приграничных с анклавом районах, которые в таких случаях страдают в первую очередь, но и центр страны, в частности, город Модиин[i]. Сирены тревоги звучали и в районах Иерусалима, когда многие евреи направлялись к Храмовой горе по случаю поста 9-го Ава (в память о разрушении первого и второго Храма, что является одной из самых траурных дат в еврейском календаре).

7 августа 66-часовая операция ЦАХАЛа «Рассвет» против «Палестинского исламского джихада» закончилась соглашением о прекращении огня. По оценкам израильских официальных лиц, это была одна из самых успешных военных операций в секторе Газа, но и наверняка не последняя. Вначале Армия обороны Израиля подверглась критике за упреждающие меры, предпринятые в течение трех дней, предшествовавших операции. Объявив о наличии информации о «неминуемой атаке» «Палестинского исламского джихада» на гражданское население или солдат на границе с анклавом, армия фактически блокировала тысячи израильтян в их домах, перекрыв дороги и железнодорожные пути, уязвимые для обстрелов из Газы. Депутаты кнессета от оппозиции выступили против решения военных, заявив, что «террористическая группировка победила, не сделав ни единого выстрела».

К концу боевых действий в Израиле подвели баланс: убиты высокопоставленные командиры террористов, минимальные потери с израильской стороны и рекордные показатели перехвата системы ПРО «Железный купол», изменение настроений. Тем не менее, в армии признали, что не достигли всех поставленных целей, что указывает на то, что боевые действия с палестинской группировкой в ​​конечном итоге придется возобновить.

Из 1100 ракет и минометных мин, запущенных по Израилю, батареи ПРО «Железный купол» перехватили около 380 снарядов, угрожавших населенным пунктам, «с беспрецедентным успехом в 96 процентов». Высокая скорость перехвата объясняется модернизацией системы, а также ограниченной огневой мощью, имеющейся у «Палестинского исламского джихада». По данным израильских военных, у группировки есть тысячи снарядов, подавляющее большинство из них являются ракетами малой дальности или минами. В их арсенале также имеется несколько ракет большой дальности, но они не той мощности, как у ХАМАСа, которому неоднократно удавалось атаковать центральные города Израиля во время операции «Страж стен» в мае 2021 г. В то же время модернизация ракет «Тамир» ПРО «Железный купол» повысила коэффициент успешного перехвата. Тем не менее, сообщается о том, что несколько ракет сумели преодолеть систему и упасть в населенных пунктах, причинив некоторый ущерб жилым домам и гражданской инфраструктуре, а также легко ранив не менее четырех человек, в том числе двух военнослужащих. Военные чиновники похвалили подразделение ВВС, управлявщее «Железным куполом», за то, что ему удалось предотвратить крупные жертвы. Также, по данным ЦАХАЛа, «около 200 ракет, выпущенных в сторону Израиля, упали в секторе Газа. В ряде случаев в результате неудачных запусков погибли палестинские мирные жители. По военным оценкам, в таких инцидентах погибло не менее 16 мирных палестинцев, в том числе дети».

Согласно израильским военным, они нанесли удары по 170 целям «Палестинского исламского джихада» в секторе Газа, включая тайники с оружием, наблюдательные пункты и места запуска ракет. В результате крупного авиаудара был убит глава южного подразделения организации Халед Мансур (до этого был ликвидирован командир Тайсир аль-Джабари). Целенаправленные убийства высокопоставленных членов организации нанесли ущерб структуре командования, что называется «большим достижением Израиля в ходе боевых действий». Но это не предотвратило продолжение ракетного обстрела.

Израильские военные изо всех сил пытались предотвратить запуски ракет. Тем не менее, официальные лица признали, что, хотя ЦАХАЛ атаковал несколько складов ракет «Палестинского исламского джихада», нанеся «значительный ущерб» его возможностям, «у террористической группировки все еще имеются тысячи ракет, готовых к запуску на следующем витке противостояния». Военные чиновники также заявили, что ЦАХАЛу не удалось нанести значительный ущерб инфраструктуре группировки. По их словам, если бы боевые действия продолжились, военные «добились бы и этого».

В Армии обороны Израиля заявили, что расследуют гибель, по меньшей мере, 11 гражданских лиц, убитых в результате израильских авиаударов. Среди них была жена Мансура и другого командира, которые находились в квартире на юге Газы во время израильской атаки. Израиль отвергает критику в том, что он наносит удары и по гражданским лицам, утверждая, что принимает многочисленные меры предосторожности для предотвращения таких ненужных жертв. Израильские военные заявляют, что «жертвы среди гражданского населения неизбежны в густонаселенной городской среде Газы, т.к. террористы часто запускают ракеты из многолюдных жилых районов, вызывая ответные израильские удары». Таким образом, Израиль обвиняет «палестинских террористов в использовании мирных жителей, в том числе членов их семей, в качестве живого щита».

По данным министерства здравоохранения сектора Газа, в ходе боевых действий были убиты 44 человека, в том числе 15 детей.

Прекращение огня началось 7 августа в 23:30, и, несмотря на несколько запусков ракет после этого, Израиль снял все ограничения в тылу 8 августа в полдень, открыв дороги, железнодорожные пути и пограничные переходы, закрытые почти на неделю. «То есть до следующего неизбежного раунда боевых действий», – допускает Times of Israel[ii].

Уди Декель, руководитель Программы исследований процессов на палестинских территориях в Институте исследований национальной безопасности (INSS) считает, что «Израиль взял на себя инициативу, удивил «Палестинский исламский джихад» нанесением успешного удара первым и достиг целей операции». Эксперт INSS имел в виду следующее:

— «Система безопасности отвечала целям политического уровня – пресечение угрозы нападения путем запуска противотанковой ракеты по израильской цели в районе Газы; нанесение серьезного ущерба «Палестинскому исламскому джихаду» и его ослабление; заявление о намерении сдерживать другие террористические элементы.

— Сохранена политика дифференциации, основной смысл которой заключается в ослаблении взаимосвязи между аренами палестинской борьбы [между сектором Газа, Западным берегом р. Иордан и Иерусалимом – прим. автора], хотя в будущем этот аспект подвергнется испытанию.

— ХАМАС остается вне происходящего и, вероятно, также исключен из переговоров о прекращении огня, проводимых при посредничестве Египта. Это бросило вызов его имиджу лидера палестинского сопротивления.

— В ходе операции израильская армия атаковала более 165 объектов «Палестинского исламского джихада»: военные заставы и позиции, пусковые шахты и ракетные расчеты, ракетно-минометные мастерские и сборочные цеха, склады боеприпасов. Кульминационным моментом стало целенаправленное уничтожение ключевых фигур в высшем командовании организации в секторе Газа. 44 убитых с палестинской стороны, однако побочный ущерб был минимальным.

— Батареи ПРО «Железный купол» перехватили около 300 ракет, которые должны были поразить цели в Израиле, с вероятностью успеха 96%.

— Израиль продиктовал дату начала и условия окончания кампании, и международная легитимность его права на самооборону не пострадала».

«Палестинский исламский джихад», полагает У.Декель, не достиг своих целей.

Во-первых, группировка не смогла позиционировать себя как лидера палестинского сопротивления, сплотить ряды всех элементов сопротивления и осталась в ходе начавшейся военной кампании в одиночестве. Она не получила поддержки в арабском мире, вероятно, из-за отношения к ней как к иранскому «прокси».

Во-вторых, «Палестинскому исламскому джихаду» не удалось спровоцировать эскалацию напряженности на других аренах, несмотря на то, что боевым действиям было дано название «Объединение секторов». Население Газы, Западного берега р. Иордан, Восточного Иерусалима, а также «арабской улицы» в Израиле не подключилось к противостоянию.

В-третьих, «Палестинскому исламскому джихаду» не удалось путем запуска ракет в сторону Иерусалима во время поста 9-го Ава воспроизвести предыдущие действия ХАМАСа, которые были направлены на создание образа «защитника Аль-Аксы».

В-четвертых, за два с половиной дня боевых действий по израильской территории было выпущено около 1000 ракет, но разрушения оказались незначительными, без жертв среди израильского населения. Более 160 ракет упали на территорию сектора Газа, нанеся ущерб мирным палестинцам».

При этом эксперт INSS делает три оговорки, которые ставят под сомнение предыдущее заявление об «успешности» действий Израиля в ходе операции «Рассвет»:

  1. В асимметричных конфликтах невозможно достичь решения, в результате которого противник объявит, что он лишен возможности и/или желания продолжать бой на следующий день после окончания противостояния. Достижения операции не улучшили позиции Израиля, как в плане безопасности, так и стратегического положения, никуда не делось ощущение отсутствия возможного решения палестинской проблемы. Усилилась зависимость Израиля от посреднических усилий Египта.
  2. Общая стратегия Израиля в отношении сектора Газа и ХАМАСа не изменилась, израильские граждане не обрели чувство безопасности, особенно в прилегающих к анклаву окрестностях, жизнь в которых все еще подвержена испытаниям. Исчезло представление о том, что ХАМАС – ответственная сила в секторе Газа, которая извлекает выгоду из расширения израильской политики уступок и использует это в целях своего усиления – будет сдерживать другие террористические организации, чтобы сохранить спокойствие [вокруг анклава]. ХАМАС вышел из этой военной кампании невредимым; преимущества, которые дает ему Израиль, и образ лидера на палестинской арене, остались неизменными.
  3. Условия прекращения огня оставили нерешенной проблему, которая привела к эскалации, – освобождения узников «Палестинского исламского джихада» (Бассама ас-Саади и участника голодовки Халеда аль-Авады). Генеральный секретарь организации Зиад ан-Нахала заявил, что «если противник не выполнит требования, с которыми он согласился, будет очевидно, что соглашение нарушено, и мы возобновим кампанию»[iii].

Отметим, что «Палестинский исламский джихад» добивается освобождения из израильской тюрьмы своих двух командиров. Египетские посредники пообещали им, что это будет сделано.

[i] IDF says ready for ‘week of fighting,’ as over 200 rockets fired at Israel from Gaza // Times of Israel. 06.08.2022. https://www.timesofisrael.com/idf-says-ready-for-week-of-fighting-as-over-160-rockets-fired-at-israel-from-gaza/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=as-islamic-jihad-sparks-gaza-israel-conflict-all-eyes-are-on-hamas

[ii] Operation Breaking Dawn was a tactical success, but won’t be last round of fighting // Times of Israel. 08.08.2022. https://www.timesofisrael.com/operation-breaking-dawn-was-a-tactical-success-but-wont-be-last-round-of-fighting/?utm_source=Push&utm_medium=Chrome&utm_content=Analysis&utm_campaign=desktop-notifications

[iii] סיום מאזן — «השחר עלות» / INSS. 08.08.2022. https://www.inss.org.il/he/social_media/עלות-השחר-מאזן-סיום/

52.27MB | MySQL:103 | 0,558sec