Согласно сообщениям официального интернет-портала президента России, 9 августа состоялся телефонный разговор И.Герцога и В.Путина, инициированный израильской стороной. Тот же источник указывает, что в повестку дня этой беседы был включен «ряд вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе в гуманитарной сфере с учетом богатого исторического наследия российско-израильских отношений». Более предметно речь шла о «решающем вкладе Красной армии в Победу над нацизмом и спасение еврейского народа от истребления в ходе Великой отечественной войны», «позитивной роли евреев в общественной и культурной жизни России», «проблематике функционирования в Российской Федерации организации, представляющей интересы еврейского агентства “Сохнут”».
Израильское внешнеполитическое ведомство, в свою очередь, подтвердило, что предложение провести обмен мнениями на таком уровне поступило именно из Иерусалима. Более того, отдельно было отмечено, что запрос на звонок от лица И.Герцога был сделан по предложению главы правительства ближневосточной страны Я.Лапида при координации с МИД. А вот коннотация и содержание данного пресс-релиза несколько отличалась от аналога, распространенного Кремлем. В частности, в израильском источнике нет упоминаний об обсуждении исторической политики. Вместо этого акцент сделан на том, что «Президент Путин подчеркнул свою личную приверженность памяти жертв Холокоста и борьбе с антисемитизмом». А вот проблема Еврейского агентства оказалась вписана в более широкую тему, обозначенную как «вызовы для еврейского народа в диаспоре».
Надо сказать, что ввиду довольно ограниченных, в том числе во внешнеполитической сфере, полномочий главы государства в Израиле его привлечение к межгосударственному общению в случае кризисных ситуаций довольно типично, поскольку позволяет в качестве подготовительного этапа поднять широкий спектр тем, но в менее официальном режиме. Эта особенность в текущих условиях нашла явное проявление на российско-израильском треке, поскольку, как передали после звонка израильские СМИ, ожидается общение уже премьер-министра ближневосточной страны с российским лидером. Дата его не обозначена, а вот в качестве темы, если верить журналистам, может оказаться процесс передачи в ведение России Александровского подворья в Иерусалиме.
Нельзя не отметить, что о своей личной вовлеченности в урегулирование разногласий И.Герцог вскользь упоминал еще в конце июля на фоне отправки в Москву израильской делегации для урегулировании кризиса с «Сохнутом». Тогда президент ближневосточного государства сказал, что также задействован в этих консультациях, отметив при этом «чем меньше мы будем говорить – тем лучше». Примечательно, что это в определенной степени можно считать совпадением с подходом лидера оппозиции Б.Нетаньяху, который, подчеркивая значение необходимости не делать лишних высказываний, подразумевал все же российско-украинский трек.
Наконец, возложение задачи провести такой разговор на И.Герцога может быть обусловлено не только упомянутым выше статусом президента и его функциями в системе разделения властей, но и тем, что с 2018 по 2021 г. он сам занимал пост главы Еврейского агентства «Сохнут». Это значит, что он детально знаком с характером работы данной структуры и может инициировать более обстоятельную беседу в сравнении с иными официальными представителями страны.
Говоря о нарастании напряженности в двусторонних контактах, как минимум открыто в израильских источниках называется несколько причин, варьирующихся от того, что Москва может быть недовольна тем, что «Сохнут» поддерживает т. н. «утечку мозгов» до ответных действий после того, как Я.Лапид занял крайне недвусмысленную позицию в отношении происходящего на Украине. Более того, после обострения противоречий по поводу Еврейского агентства премьер-министр Израиля анонсировал некие «последствия для отношений между странами». В результате, для купирования кризиса необходим комплексный подход к их разрешению.
С последним, как кажется, возникают определенные трудности, вытекающие в том числе из жесткой риторики в отношены России, озвученной Я.Лапидом. С одной стороны, как говорилось выше, он обещал Москве принять ответные меры. С другой стороны, его подход к двусторонним контактам отчасти вписан в текущую избирательную кампанию, где для противоборства с Б.Нетаньяху он по-прежнему пытается показать кардинальные отличия их курсов. Так, ранее лидер Ликуда назвал действия Я.Лапида «дилетантизмом, безответственностью и высокомерием», которые были сделаны в момент, когда Россия и Израиль находятся в «эпицентре опасного кризиса», угрожающего прежде всего ближневосточной стране. Я.Лапид, в свою очередь, говорил, что никакого кризиса в отношениях нет. Как следствие, в текущей ситуации глава правительства не может признать свою неправоту, но и открыто сменить тактику также не в силах. Это можно считать еще одним объяснением привлечения к переговорам И.Герцога.
В целом, итоги беседы президентов России и Израиля можно считать довольно положительными. Связано это прежде всего с тем, что стороны фактически признали комплексный характер возникших противоречий, а также то, что они в целом готовы не воспринимать сказанное и сделанное ранее слишком критично. Здесь в большей степени обращает на себя внимание даже не обсуждение судьбы представительства «Сохнута» в РФ, а упоминание о том, что российский лидер говорил о личной приверженности борьбе с антисемитизмом и сохранению памяти о Холокосте. Ранее эти темы стали предметом открытого недовольства Израиля, а прежде всего Я.Лапида после майского интервью министра иностранных дел России С.Лаврова итальянским СМИ. Это дает определенные надежды на урегулирование разногласий. Впрочем, полной уверенности в восстановлении прежнего характера сотрудничества на текущем этапе нет, что продиктовано набирающей обороты предвыборной гонкой в ближневосточной стране, где Я.Лапиду по-прежнему важно наращивать электоральную поддержку в том числе за счет демонстрации различий с видением Б.Нетаньяху. При этом решающую роль способна сыграть не только и не столько важность показать разницу в восприятии России, сколько необходимость для лидера «Еш атид» продемонстрировать доверительный характер отношений с демократической администрацией в США.