Израиль: партия Авода на пути к уходу с политической сцены

Партия  Авода полное наименование Израильская партия труда — левоцентристская израильская политическая партия. Является социал-демократической и сионистской партией; в плане экономического развития придерживаются теории «Третьего пути». Авода входит в состав Социнтерна. Образована в 1968 году из союза нескольких партий (на основе партии «Мапай»), носившего до этого название «Маарах». Но уже в 1969 году Авод» вошла в новый блок вместе с партией «Мапам», получивший вновь название «Маарах», и так просуществовала до распада «Маараха» в 1991 году.

Была правящей партией в составе «Маараха» до 1977 года, а также возглавляла правительственную коалицию в 1992–1996 и в 1999–2000 годах. На тех выборах  в Кнессет 15-го созыва (срок действий которого продолжался с 7 июня 1999 по 17 февраля 2003 года.) партия Авода  создав блок «Единый Израиль» вместе с партией «Меймад», набрав 20,2% голосов, получила 26 мандатов. Ее соперник Ликуд набрав 14,1% и получил 19 мандатов.

Одновременно с выборами в Кнессет прошли прямые выборы премьер-министра Израиля. В выборах участвовали два кандидата: действующий премьер-министр Биньямин Нетаньяху (Ликуд) и Эхуд Барак (Авода). Набрав 56,1% голосов победил Барак. Однако уже 6 февраля 2001 года состоялись внеочередные выборы премьер-министра Израиля. Выборы в Кнессет в 2001 году не проводились. В них также участвовали два кандидата: действующий премьер-министр Эхуд Барак и Ариэль Шарон, который и победил набрав 62,4% голосов. 7 марта 2001 года премьер-министр Ариэль Шарон создав новую коалицию с участием «Единого Израиля» , привел к присяге 29-е правительство Израиля.

Партия входила в состав 30-го и 31-го правительства Израиля под руководством сначала Ариэля Шарона, а потом Эхуда Ольмерта. Однако с тем пор рейтинг партии Авода начал падать и до последний по времени выборов в Кнессет она не входила в состав правящей коалиции.

После прихода к власти Нетаньяху  на выборах  в Кнессет 19-го созыва проведших 22 января 2013 года, партия Авода уже не вошла коалицию. На выборах в Кнессет 20-го созыва партия Авода с партией «Ха-Тнуа» («Движение») создали блок «Сионский лагерь» и получив 24 мандата, который в коалицию не вошел. С этого момента в принципе и началось падение партии Авода. Хотя стоит отметить, что партия «Ха-Тнуа» под управлением Ципи Ливни вообще сошла с политической арены.

Потом пошла череда досрочных выборов в Кнессет, а с ними и регулярные перевыборы главы партии Авода. В  Кнессете 21-го созыва на проведённых досрочно выборах, 9 апреля 2019 года партия Авода набрала всего лишь 6 мандатов. В Кнессет 22-го созыва, которые  прошли 17 сентября 2019 года, был создан блок из партий «Авода — Гешер» но и он принес только 6 мандатов, а партия с проскочила электоральный  барьером с показателем   4,8% . Выборы в Кнессет 23-го созыва были проведены 2 марта 2020 года и снова блок партий «Авода-Гешер-МЕРЕЦ» набрав всего  5.83% голосов получают 7 мандатов.

При новом лидере Мейрав Михаэли, Авода получает на досрочных выборах 23 марта 2021 года 6,09 % голосов и 7 мандатов. Создание правительства под управлением Нафтали Беннета привели партию Авода в коалицию и почти через 10 лет  два ее представился становиться министрами правительства.

После объявления выборов в Кнессет 25-го созыва, согласно внутрипартийному закону  в партии Авода должны были пройти выборы как председателя партии, так и членов ее списка.

На выборах председателя Аводы с огромным отрывом победила Мейрав Михаэли, за нее проголосовали более 82% членов партии. Ее соперник Эран Хермони набрал 16%. Он заявил, что будет участвовать в выборах в начале июля, чтобы вернуть Аводу на традиционный путь левоцентристской партии с сильной социальной программой. Однако Михаэли одержала победу на внутренних выборах руководства партии, в которых  проголосовало лишь 43% имеющих право голоса избирателей. Это 15 070 членов партии: 12 429 из них проголосовали за действующего председателя, только 2 435 проголосовали за Эрана Хермони, генерального секретаря партии. 206 избирателей, имеющих право голоса, воздержались.

Выборы проходили среди около 36 000 членов партии, были виртуальными и проводились через мобильный телефон или компьютер. Те, кто все же хотел реализовать свое право голоса традиционным способом, могли добраться до одного из десяти избирательных участков, созданных в основных городах – Беэр-Шеве, Хайфе, Тель-Авиве и Иерусалиме.

С 1992 года ни один председатель партии Авода не избирался на два срока подряд, так что это можно считать успехом Мейрав Михаэли. Однако, победив в одном, Михаэли не удалось изменить Устав партии и «задвинуть», а точнее отменить вообще  должность генерального секретаря, своего соперника на выборах. Конференция партии Авода отклонила это предложение Мейрав Михаэли. Это первое серьезное поражение Михаэли на партийном форуме. За генсеком партии забронировано 11-е место в предвыборном списке. В настоящий момент оно далеко от того, чтобы быть реальным.

В ходе конференции, состоявшейся в режиме онлайн, ее участники проголосовали за утверждение устава праймериз в предвыборный список. Праймериз были назначены на 8 августа.

8 августа около 23 тысяч членов партии Авода определили  ее список к ноябрьским выборам в Кнессет. В партии всего около 40 тысяч членов, но лишь 57% из них взяли на себя труд выбрать представителей на парламентских выборах. Хотя это и на 14% больше, тем кто пришел голосовать на выборы на пост председателя партии. Такая «активность» объясняется тем, что действующая договорная система в партии, вынуждает всех кандидатов максимально привести свой актив к урнам, чтоб претендовать на реальные места.

В итоге из заявленных 33 кандидатов выбрали 10 самых достойных, на их взгляд, представителей в то время, как шанс пройти в Кнессет, судя по опросам, есть только у 5-6. Итоги выборов были более чем «разгромные» для бывших депутатов партии. Так министр диаспоры Нахман Шай занял 16 место, а министр внутренней безопасности Омер Бар-Лев – 8. Эти места являются нереальными и оба министра останутся за бортом Кнессета 25-го созыва.

На первом месте оказалась Наоми Лазими. 36-летняя жительница Хайфы (где она была членом горсовета в списке Эйнат Калиш) на прошлых выборах она заняла 9-е место и прошла в Кнессет благодаря т. н. «норвежскому закону»: Омер Бар-Лев сдал депутатский мандат, став министром внутренней безопасности, а Лазими прошла в Кнессет.

Следующие в списке: Гилад Карив, Эфрат Райтен, Рам Шефа, Эмили Муати, Яир Финк, Ибтисам Мараана (представитель арабского сектора), Омер Бар-Лев и Меерета Барух-Рон (первая представительница эфиопской общины, вошедшая в горсовет Тель-Авива). Отметим, что Омер Бар-Лев, показавший себя не с лучшей стороны на посту министра, занял в предвыборном списка нереальное 9-е место (он опустился на одно место, так как первой идет председатель Аводы Мейрав Михаели) . Это был последний представитель старшего поколения в верхушке Аводы. Еще один примечательный факт: из 10 первых мест в списке Аводы 6 женщин, включая председателя партии.

Обычно в Израиле после каждого столь ни будь значимого события в политической жизни страны, обычно проводят опросы, чтоб определить как повлияло это события на расклад в предвыборный период. Но видимо партию Авода уже списали со счетов и вряд ли формирование ее списка могло отразиться на общей картине выборов, в связи с чем никто не заказал опрос. Все это говорит, что постепенно партия Авода сходит с политической сцены, а ее идеи и идеалы, интересуют в основном «старую гвардию», которая помнит о былом величии.

С другой стороны опрос избирателей в преддверии предстоящих выборов показал, что более половины населения выступают против интеграции ультраортодоксальных партий в коалицию. Против ультраортодоксов в коалиции высказались не только левые, но и часть правых, и даже более трети избирателей Ликуда.

В опросе, проведенном перед выборами Институтом Смита, 56% опрошенных выступили против вхождения ультраортодоксальных партий в новую коалицию. Что здесь самое интересное, что на первом месте среди «анти-ультраортодоксов» избиратели партии Авода с показателем 94%, далее  89% избирателей партии «Еш атид», 79% избирателей блока «Кахоль-лаван» — «Новая надежда», а также 67% избирателей новой партии «Ха-Руах ха-ционут». Даже среди избирателей партии Ликуд, депутаты которой считают ультраортодоксов желанными партнерами в создании коалиции, против такой кооперации возражают 39% опрошенных.

52.25MB | MySQL:103 | 0,538sec