О некоторых направлениях стратегии Египта в развитии электроэнергетики

Имеющиеся в открытом доступе документы, а также заявления политических деятелей и членов правительства Египта указывают на наличие у политического руководства арабской республики амбициозной стратегической цели превратить страну в важный центр торговли, распределения и производства электрической энергии регионального масштаба.

В рамках упомянутой стратегической цели правительство поставило ряд задач, среди которых следует выделить:

— достичь к 2035 году доли возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) в общей структуре производства электричества 42%, в том числе 14% — ветряной энергии, 25% — солнечной энергии;

— существенно увеличить совокупный потенциал производящих электроэнергию мощностей за счет ввода в эксплуатацию новых электростанций;

— сделать Египет основным центром обмена энергией между арабскими странами.

Считаем целесообразным разобрать эти задачи и перспективы их выполнения более подробно.

  1. Преобразование структуры производства электроэнергии

На текущем этапе совокупная мощность электростанций, функционирующих на территории арабской республики, составляет, по разным данным, от 57 до 58 ГВт, из которых около 90%  приходится на нефтяные, газовые, а также комбинированного вида электростанции, 5% — на использующие в качестве топлива энергию солнечных лучей, ветра, а также перерабатывающих мусорные отходы, еще 5% — на гидроэлектростанции. В совокупности все электростанции страны позволяют производить более 183 ТВт/час.

Более 75% топлива, потребляемого в процессе генерации электричества, приходится на природный газ. При этом последние 32 года энергетика Египта демонстрирует тенденцию к постоянному и существенному росту доли природного газа в общем балансе страны, а также к увеличению объемов его потребления в масштабах, превышающих темпы роста расходования остальных источников энергии в разы.

В связи с этим заявленная правительством цель достичь 42%-й доли ВИЭ в структуре производства электричества к 2035 году следует охарактеризовать как амбициозную, так как решение этой задачи предполагает не только преобразование промышленного комплекса страны, но и изменение тенденции, которая наблюдается в Египте в течение 30 лет.

В большинстве государств Северной Африки и Аравийского полуострова в последние годы четко повышается внимание к ВИЭ. Стимулирующими факторами для этого являются климатический потенциал региона, а также серьезные предпосылки для возникновения и роста дефицита электроэнергии на внутреннем рынке ввиду особенностей экономической и демографической обстановки. Однако несмотря на наличие амбициозных задач и последовательной работы правительств некоторых стран региона реальные достижения в этой области зачастую остаются скромными.

Египет в последние годы демонстрирует исключение по отношению к этой тенденции. В качестве наиболее значимого успеха стоит выделить строительство комплекса солнечных (фотовольтаических) электростанций Benban Solar Park в провинции Асуан, начатое в 2018 году. В 2019 году власти объявили о постепенном вводе в эксплуатацию. Совокупная мощность комплекса из 30 электростанций составляет 1,65 ГВт (в настоящее время занимает 4-е место в мире по этому показателю среди электростанций, использующих только солнечную энергию). Общий объем инвестиций – 4 млрд долл. США. Основными инвесторами выступили международные организации, в том числе Африканский банк развития, Международная финансовая корпорация (входит в структуры Всемирного банка), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Китай), Европейский банк реконструкции и развития, европейский фонд Green for Growth, Arab African International Bank, Bayerische Landesbank (Германия) и некоторые иные. Помощь в виде предоставления гарантий оказывало правительство Германии. Подрядчиками выступили 30 компаний из 12 стран, в том числе из Китая, ОАЭ, Норвегии, Франции, Китая.

Еще одно достижение — строительство ветряной электростанции Ras Ghareb на побережье Суэцкого залива. Мощность станции – 262 МВт, ввод в эксплуатацию состоялся в октябре 2019 года. Стоимость проекта составила 380 млн долл. США, финансирование предоставили Банки Attijariwafa (Марокко), Commercial International Bank (Египет), Japan Bank for International Cooperation (Япония) и Société Générale (Франция).

Столь крупные инвестиции в развитие ВИЭ были сделаны в тот период, когда ситуация на энергетическом рынке страны демонстрировала значительное улучшение вследствие роста добычи природного газа и обусловленного этим снижением импорта. С точки зрения обеспечения потребностей страны в энергетике и укрепления экспортного потенциала острой необходимости в строительстве двух упомянутых электростанций не было. Это противоречит распространенной в мире тенденции, когда внимание к ВИЭ повышается в период дефицита иных энергоносителей или высоких цен на них.

Стоимость упомянутых электростанций является очень значимой для экономики страны: для сравнения, она превышает половину годовой выручки от эксплуатации Суэцкого канала. С учетом уровня технологического развития сегодня рентабельность этих проектов не является высокой, а в краткосрочной перспективе, скорее всего, она отсутствует.

Следует также обратить внимание, что в роли иностранных инвесторов выступили преимущественно компании с широким государственным участием, а не представители частного бизнеса. Все это позволяет предположить, что реализация столь масштабных проектов осуществлена в значительной степени благодаря политическим причинам и мерам административного характера, нежели чем в результате их экономической привлекательности.

Отдельные СМИ увязали успех правительства арабской республики в привлечении инвестиций в проект Benban Solar Park с расширением потенциала Египта как экспортера природного газа. Действительно, финансирование проектов могло быть ответным шагом на предоставление каких-либо преференций покупателям египетских энергоносителей.

С учетом вовлеченности широкого круга государств в качестве инвесторов и подрядчиков нельзя исключать и того, что Benban Solar Park является экспериментальным проектом по исследованию потенциала Сахары в сфере развития солнечной энергетики.

Безусловно, привлечение столь крупных инвестиций и оперативное строительство одного из крупнейших в мире комплексов солнечных электростанций является важным достижением руководства арабской республики, а политическое руководство Египта таким образом доказало свою способность перейти от слов к делу в сфере ВИЭ.

Вместе с тем при реализации двух упомянутых проектов Египет в определяющей степени зависел от иностранных инвесторов как в вопросах финансирования, так и с точки зрения технологического аспекта. Это существенно ограничивает возможности арабской республики по сравнению с монархиями Аравийского полуострова, обладающих необходимым финансовым ресурсом, а также развитых стран, имеющих в своем арсенале передовые промышленные технологии.

На текущем этапе зависимость от внешних ресурсов и технологий Египтом не преодолена, что ставит под сомнение способность арабской республики достичь заявленных целей самостоятельно. Тем более, что провозглашенные цели предполагают вложения, объем которых исчисляется десятками миллиардов долларов США. Условия экономической обстановки в стране также дают оснований сомневаться, что власти сделают ВИЭ приоритетным направлением в вопросах привлечения внешних инвестиций.

  1. Увеличение совокупного потенциала мощностей, производящих электричество

При анализе этой части стратегии следует учесть, что в течение последних лет в Египте реализован ряд успешных проектов по строительству электростанций, которые увеличили совокупную электрогенерирующую мощность египетских предприятий на треть. Помимо упомянутых выше Benban Solar Park и Ras Gharb к ним относятся Beni Suef, El Burullus, New Capital общей мощностью 14,4 ГВт, использующих в качестве производственного сырья природный газ. Период строительства трех станций – 2016 – 2018 гг..

Благодаря новым электростанциям объем «свободных» мощностей Египта, превышающих поставки на внутренний рынок, в настоящее время превышает 10 ГВт, которые могут быть направлены на обеспечение экспорта.

Общий объем инвестиций превысил 6 млрд долл. США, финансирование предоставили банки Deutsche Bank, KfW IPEX-Bank, HSBC. Подрядчиками выступили европейские компании Siemens, Eleswedy Electric, Romelectro, египетская Orascom и некоторые иные. Участие внешних инвесторов из числа компаний, связанных с государством, может указывать на заинтересованность в укреплении экспортного потенциала Египта со стороны государств Европейского Союза и Великобритании, хотя прямым доказательством это не является.

Еще одним шагом, направленным на укрепление потенциала Египта как энергетической державы, является строительство атомной электростанции Эль-Дабаа, мощность которой должна составить 4,8 ГВт (около 7-8% от совокупной мощности египетских электростанций по состоянию на текущий момент). Ввод в эксплуатацию первого блока намечен на вторую половину 2020-х гг. Объем планируемых инвестиций превышает 20 млрд долл. США, значительную часть из которых предоставила Россия в виде займа. Важность этого проекта заключается не только в увеличении возможностей по производству электричества, но и в диверсификации источников энергоносителей, потребляемых арабской республикой.

Упомянутые в настоящем разделе проекты, находящиеся как в стадии реализации, так и уже построенные, с точки зрения наличия инфраструктурных возможностей позволяют не только обеспечить растущее внутреннее потребление, но и создают важное преимущество по сравнению с некоторыми соседними странами, особенно в Африке и на Ближнем Востоке. Так, предпосылки для роста дефицита электроэнергии имеются в Ливии, Судане, Палестине, Чаде, Иордании, Ливане, Саудовской Аравии и других странах региона. При этом возможности по генерации электричества у некоторых из них существенно ограничены низким уровнем развития инфраструктуры, дефицитом инвестиционных ресурсов и сложной военно-политической обстановкой. Все это обуславливает потребность в импорте, часть из которых может быть удовлетворена за счет египетского потенциала.

Особо подчеркнем, что вопрос обеспеченности собственным природным газом для египетских электростанций является важным, но не критическим аспектом. В случае снижения или стагнации добычи природного газа на фоне высоких темпов роста внутреннего спроса, как это было в 2010-х гг., имеется возможность импорта этого энергоносителя, который может служить сырьем для производства электроэнергии на экспорт.

  1. Превращение Египта в основной центр обмена энергией между арабскими странами

Прежде всего отметим, что ключевой предпосылкой для претворения этой задачи в жизнь является создание на территории Египта инфраструктуры, позволяющей производить электроэнергию в объеме, существенно превышающих текущее внутреннее потребление.

Руководство страны в настоящее время прилагает значительные усилия по созданию инфраструктуры, позволяющей обеспечить экспортные поставки.

В октябре 2021 года The Egyptian Electricity Transmission Company и The  Saudi Electricity Company в присутствии членов правительств двух стран подписали соглашение о строительстве инфраструктуры в целях транспортировки электроэнергии между Саудовской Аравией и Египтом. Проект предполагает строительство трех высоковольтных подстанций, в том числе Восточная Медина и Табук в Саудовской Аравии, а также Бадр в Египте, соединенных линиями электропередачи протяженностью около 1350 метров и морскими кабелями в Заливе Акаба протяженностью 22 км. Мощность кабеля должна достичь 3 ГВт. Общая стоимость проекта составляет 1,8 млрд долларов. Согласно материалам СМИ, реализация проекта будет способствовать реализации стратегической цели Саудовской Аравии снизить зависимость от нефти, а практическая стадия в виде подготовительных работ уже начата. Однако более надежных подтверждений этой информации в настоящее время нет.

В марте 2022 года египетские СМИ сообщили о реализации проекта по расширению мощностей линий электропередач, связывающих Египет и Судан, с 80 МВт до 300 МВт. Согласно этому источнику, работы ведет The Egyptian Electricity Transmission Company, финансирование проекта осуществляет Министерство электроэнергии и возобновляемых источников энергии Египта.

В январе 2022 году министр энергетики Мухаммед Шакер заявил о намерении увеличить мощность линий электропередач, соединяющих Ливию и Египет, со 150 МВт до 2 000 МВт. Однако в своем выступлении он признал, что эта задача потребует принятия различных мер и долгой работы, а никаких сроков пока не обозначено.

В ноябре 2022 года региональные СМИ сообщили, что министры энергетики Египта и Иордании согласовали совместное решение увеличить мощность электрического кабеля, связывающего две страны, с 550 МВТ до 1 000 МВт. Там же указывалось, что Иордания планирует с помощью этого проекта обеспечить дальнейший реэкспорт электроэнергии в Ливан. Более подробная информация отсутствует.

Важно, что, руководство Египта, если верить материалам СМИ, уже выразило готовность инвестировать собственные средства в региональные проекты по укреплению межсетевых кабелей. Это отличается от другой амбициозной идеи EuroAfrica Interconnector, предполагающей строительство инфраструктуры для транспортировки электричества в направлении европейских стран, но ожидающих внешних инвестиций со стороны фондов и организаций Европейского союза.

Скудность информации относительно расширения линий электросетей, соединяющих Египет и соседние государства, на текущем этапе не позволяет утверждать, что эти проект будут реализованы.

Вместе с тем характер заявлений членов правительства Египта, масштабные инвестиции в строительство энергопроизводящей инфраструктуры и активность руководства АРЕ вокруг связанных с транспортировкой электричества проектов позволяют утверждать, что работа в это направлении будет продолжена. На текущем этапе более вероятным представляется укрепление позиций Египта как экспортера электроэнергии в адрес ближневосточных и африканских потребителей, нежели европейских покупателей.

53.59MB | MySQL:105 | 0,696sec