О реализации зерновой сделки, заключенной при посредничестве Турции и ООН

Сделка, заключенная при посредничестве Турции и ООН дала «зеленый свет» на экспорт морем украинского зерна с начала августа. Куда оно идет? Прошло почти две недели с тех пор, как из Одессы вышел первый корабль с 26 тоннами украинской кукурузы в рамках российско-украинской сделки при посредничестве Турции и Организации Объединенных Наций. Этот шаг приветствовался как шаг, который может облегчить глобальный продовольственный кризис и покончить с голодом в бедных странах. Как указывают британские эксперты, на Украине осталось около 20 млн тонн зерна от прошлогоднего урожая, в то время как урожай в этом году также оценивается в 20 млн тонн.  Но вместо того, чтобы направиться на глобальный Юг, где собственно и существует реальный риск масштабного голода, суда, перевозящие кукурузу и подсолнечное масло, направляются в такие страны, как Турция, Великобритания, Ирландия и Китай. Почему это происходит? Украинский чиновник, осведомленный о ситуации, пояснил, что большинство судов с грузом с начала войны в конце февраля стояли в Одессе, Черноморске и Южном, добавив, что именно поэтому они перевозили кукурузу, а не пшеницу: «Пункт назначения груза был согласован между поставщиком и покупателями, и это полностью коммерческая деятельность. Мы не решаем, куда оно пойдет. Это свободный рынок2. Он также указал, что Всемирная продовольственная программа ООН будет напрямую закупать украинское зерно для экспорта в страны глобального Юга и голодающие страны. 12 из 18 судов, которые стояли в украинских портах, а также 4 судна за пределами Украины, на данный момент перевезли 379 000 тонн кукурузы, 6000 тонн подсолнечного масла, 3000 тонн семян подсолнечника, 11 000 тонн сои и 50 300 тонн подсолнечного жома, который в основном используется в качестве корма для животных или сырья для биотоплива.  «Многое зависит от того, какие суда — под какими флагами и с какими контрактами —  уже есть в портах Украины. И приоритет отдается им. Во-вторых, это технический вопрос подготовки документов. После пяти месяцев пребывания там мы должны убедиться, что они действительны, а суда укомплектованы персоналом. Это также влияет на весь вопрос формирования этих конвоев», — считает Евгения Габер, бывший советник по Украине и старший научный сотрудник Центра современных турецких исследований Карлтонского университета в Оттаве, Канада. В начале войны в украинских портах застряли 2000 моряков со всего мира. Сейчас считается, что это число составляет менее 450.  Большинство новых судов, которые выходят из Украины, направляются в Турцию, потому что меры безопасности означают, что ожидается, что Россия не будет атаковать грузы, перевозимые в Турцию. Турецкие официальные лица надеются, что сделка может облегчить глобальный продовольственный кризис, а также повысить авторитет Анкары как посредника. Данные, опубликованные Министерством обороны Турции, указывают на то, что 192 000 тонн кукурузы, что составляет более половины объема экспортированной кукурузы, было вывезено непосредственно в Турцию. В июне министр сельского хозяйства Турции Вахит Кириши заявил журналистам, что Анкара добивается 25-процентной скидки на украинское зерно. Представитель ООН Стефан Дюжаррик отверг это утверждение и заявил 12 августа во время пресс-конференции: «Мы провели много исследований, насколько это было возможно, и я могу вам сказать, что в соглашении о Черноморской зерновой инициативе, которое было подписано в Стамбуле, не было никаких скидок. Более того, нам неизвестно ни о каком другом соглашении, которое гарантировало бы такую скидку». Однако турецкие источники придерживаются мнения, что прямая продажа между украинскими поставщиками и покупателями в Турции уже подразумевает такую скидку. Турция борется с растущей инфляцией, поскольку конфликт в Украине усугубляет валютный кризис в стране. Согласно официальным данным, цены на продовольствие в мае подскочили на 91,6%. Анонимный украинский чиновник также указал, что Турции был отдан приоритет в качестве основного импортера из-за ее роли в посредничестве в зерновой сделке: «Да, груз кукурузы не отправляется в страны третьего мира с продовольственным кризисом, но сам факт их выхода их портов  уже снизили цены на продукты, оказав важное влияние». Габер в свою очередь полагает, что большинство глобальных покупателей, таких как Великобритания, Ирландия и Италия, перепродают импортированный зерновой груз, что означает, что он может оказаться в более бедных странах, но уже с наценкой: «В случае с Турцией, например, большая часть зерна, которое Турция покупает в Украине, предназначена не для внутреннего потребления, а для реэкспорта в регион Ближнего Востока и Северной Африки». Агентство Рейтер сообщило, что три порта, участвующие в сделке, имеют общую пропускную способность для отгрузки около 3 млн тонн в месяц, и некоторые ожидают, что этот уровень экспорта потенциально может быть достигнут в октябре. Существует также политическое измерение, поскольку есть подозрения, что Россия оказывает давление на страны региона, чтобы они не покупали украинское зерно. «Там у нас есть Россия — Египет только что отменил огромный контракт с Украиной после визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Африку», — подчеркнула Габер. Другие поставки также иногда пересматриваются, потому что они провели пять месяцев в украинских портах. Ссылаясь на опасения по поводу качества зерна из-за пятимесячной задержки его отгрузки, ливанский покупатель отказался принять судно Razoni, которое был первым, отправившимся из украинского черноморского порта. Но поставщики нашли нового покупателя, и судно выгрузит 1500 тонн кукурузы в Турции, прежде чем отправиться в Египет с остальным грузом, который составляет 27 000 тонн. Но не все так хорошо. Ахмед аль-Фарес из Морского агентства Ашра указывает, что количество судов, заходящих и выходящих из Украины, по-прежнему невелико: «Ситуация не очень хорошая. Каждую неделю в движение приходят всего два или три судна. Соглашение все еще не является прочным». Он полагает, что судовладельцы, вероятно, захотят увидеть более высокие ставки фрахта и больше гарантий, прежде чем отправлять свои суда в Черное море. Агентство Рейтер сообщило, что страховщик Lloyd’s из Лондона и брокер Marsh запустили механизм для обеспечения покрытия поставок зерна из Украины на сумму до 50 млн долларов. Стоимость общей страховки судов, вероятно, останется высокой.

52.18MB | MySQL:103 | 0,466sec