Ближневосточные сделки на авиасалоне в Ле Бурже

Основные производители авиационно-космической техники традиционно заключали самые громкие контракты на крупнейших международных салонах в Ле Бурже и в Фарнборо, причем наиболее заметные — с ближневосточными клиентами. Не стал в этом отношении исключением и проведенный в период с 14 по 21 июня 48-й Международный авиационно-космический салон в Ле Бурже.

Несколько слов о самом салоне. Его центральными экспонатами стали около 140 военных и гражданских летательных аппаратов, из которых два — российский региональный авиалайнер «Сухой Суперджет-100» и австрийский беспилотный вертолет Camcopter S-100 — демонстрировались впервые. Последний, в частности, в ходе демонстрационных полетов передавал в режиме он-лайн виды выставки с воздуха на огромный телеэкран. ОАЭ ранее уже приобрели 52 летательных аппарата этого типа для своей армии. До настоящего времени эти машины использовались исключительно для ведения разведки, однако компания-производитель Schiebel не исключает, что в ближайшее время разместит на них оружие.

Как всегда, главная интрига салона заключалась в том, сколько твердых и предварительных заказов оформят два гиганта — европейский «Эрбас» и американский «Боинг». По итогам выставки формальную победу с небольшим перевесом — 127 против 120 — одержал европейский концерн. Он, в частности, получил твердые заказы на 58 самолетов на общую сумму в 6,4 млрд долларов и предварительные на 69 самолетов /6,5 млрд долларов/. Впрочем, «Боинг» здорово отстал по другому показателю — он получил твердый заказ всего на два среднемагистральных «Боинг-737-800». Здесь, впрочем, отразилась особенность работы американской компании — она объявляет о сделках по мере их заключения, и не приурочивает их подписание к авиасалонам.

Несколько крупных контрактов с производителями авиатехники подписали их ближневосточные клиенты.

15 июня стало известно о подписании контракта с компанией «Катар Эйруэйз», которая приобрела 24 среднемагистральных авиалайнера А320 на сумму 1,9 млрд долларов. Первые две машины будут поставлены до конца 2009 года, еще две — в начале 2010 года, остальные — до 2012 года. Из указанной партии будут поставлены четыре самолета А321, остальные — А320. Ранее «Катар Эйруэйз» стала самым большим заказчиком длинномагистральных авиалайнеров А350, поставки которых начнутся с 2013 года. В настоящее время катарская авиакомпания уже эксплуатирует 19 самолетов А320 — самую большую флотилию самолетов этого типа в регионе Персидского залива.

16 июня франко-итальянская группа ATR подписала твердый контракт с марокканской авиакомпанией Royal Air Maroc /RAM/ на поставку четырех самолетов ATR 72-600 и двух ATR 42-600 с возможным опционом на еще два ATR 72-600. Эти самолеты будет эксплуатировать «дочка» RAM — авиакомпания Regional Air Maroc.

17 июня марокканская авиакомпания RAM и французская «Эр Франс» подписали соглашение об учреждении совместного предприятия, которое займется обслуживанием флота главного марокканского авиаперевозчика с базированием в аэропорту Касабланки.

Похоже, что именно на Ближний Восток отправится первая партия французских истребителей «Рафаль», которые Париж уже давно и пока безуспешно пытается продать. В Ле Бурже было объявлено о «продвижении» на переговорах по продаже истребителей этого типа в ОАЭ. Представители Эмиратов, со своей стороны, объявили в ходе выставки, что передали производителю их технические требования к «Рафалю». В частности, среди этих требований — предложения устанавливать более мощный двигатель и более мощный радар. Следующим шагом должно стать обсуждение финансовых условий сделки.

Еще в 2008г. ОАЭ объявили о своем намерении заменить начиная с 2013 года имеющиеся у них 60 истребителей «Мираж-2000» новым детищем компании «Дассо авиасьон». Если в результате ОАЭ примет решение приобрести истребители «Рафаль», это случится во многом благодаря усилиям президента Франции Николя Саркози, лично занимавшегося этим вопросом в ходе визита в Эмираты в мае с.г.

Кстати, на прошедшей выставке «Рафаль» впервые представлялся Военно-воздушными силами Франции, а не компанией-производителем, как это было ранее.

В Ле Бурже американская компания «Локхид Мартин» объявила, что получила 31 твердый заказ на истребители Ф-35 /буква латинская/. Среди покупателей этой ультрасовременной машины значится, в частности, Турция. В данном случае речь идет о 100 самолетах, причем их сборку предполагается выполнять в Турции.

К Ф-35 присматривается Израиль. Подписание контракта на первые 25 машин для ВВС Израиля ожидается в конце 2009 — начале 2010г. По имеющимся данным, всего речь может идти о 75 самолетах. Эти истребители во второй половине следующего десятилетия должны прийти на замену самолетам Ф-16 и Ф-18.

С Ле Бурже так или иначе связаны несколько событий, касающихся подписанного в прошлом году контракта между Турцией и итальяно-британской компанией Agusta-Westland относительно совместного производства боевых вертолетов Т129. Первые такие вертолеты будут произведены лишь в конце 2013 года, но они крайне нужны именно сейчас в связи с активизацией боевых действий против боевиков из Курдской рабочей партии. Судя по всему, Анкара срочно пытается найти им замену в России и США.

Как сообщил глава делегации «Рособоронэкспорта» на выставке Александр Михеев, это предприятие проводит консультации с Турцией относительно возможной продажи этой стране вертолетов Ми-28. Так он прокомментировал по просьбе корр. ИТАР-ТАСС сообщения турецкой прессы, согласно которой Россию недавно посетила турецкая военная делегация и провела переговоры об ускоренной поставке 12-36 вертолетов Ми-28. «По вертолету Ми-28 мы проводим активную маркетинговую работу. Эта машина принята на вооружение ВВС России, — сказал Михеев. — Действительно, Турция серьезно интересуется этим вертолетом. Проводятся консультации, о результатах говорить пока рано».

Пока представители Турции и России ведут переговоры, США могут пойти другим путем. Анкара обратилась к Вашингтону с просьбой по-быстрому продать несколько боевых вертолетов AH-1W «Супер Кобра» из наличия Корпуса морской пехоты США. И, похоже, эта сделка может состояться быстрее, чем первая.

В Ле Бурже заметили, что представлявшие на выставке российскую армию начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров и главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин достаточно долгое время провели в павильонах израильской компании IAI. Такое внимание понятно — недавно Минобороны закупило в Израиле 12 беспилотных летательных аппаратов /БЛА/. Одно из детищ IAI — БЛА «Херон» — недавно поступил на вооружение канадского и французского контингентов в Афганистане.

Несколько слов про другие ближневосточные контракты, которые выполняет или планирует выполнить оборонно-промышленный комплекс России. Как сообщил президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, это предприятие в текущем году завершит поставку партии истребителей Су-30МКА в Алжир. Говоря о военных программах корпорации «Иркут», он отметил, что «ее основным продуктом является истребитель Су-30МК и его модификации». «Мы завершаем поставку 18 машин для Малайзии. В этом году — завершим поставку в Алжир. Продолжаем поставку комплектов в Индию», — заметил Демченко.

В свою очередь глава делегации «Рособоронэкспорта» на выставке Александр Михеев отметил, что это предприятие ведет сотрудничество с Суданом на принципах строгого соблюдения международного законодательства в сфере ВТС. «Мы ведем сотрудничество с Суданом на основе действующего законодательства по военно-техническому сотрудничеству. Если есть санкции или ограничения, то мы их строго выполняем, — сказал он, отвечая на вопрос корр.ИТАР-ТАСС. — Сегодня мы работаем в том режиме, который регулируется соответствующими международными нормами». Он сообщил, что ранее в эту страну были поставлены «вертолеты и стрелковое оружие». «Наши обязательства мы выполнили», — сказал Михеев. Что касается Афганистана, то, по его словам, «Рособоронэкспорт» ведет консультации с ИГА относительно возобновления военно-технического сотрудничества. Отвечая на вопрос корр.ИТАР-ТАСС о том, что в начале года руководство Афганистана обратилась с просьбой о налаживании военно-технического сотрудничества с Ро ссией, и делалось ли что-нибудь в этом направлении по линии «Рособоронэкспорта», Михеев сказал: «У нас сотрудничество с Афганистаном не запрещено, мы находимся в режиме проведения консультаций».

В Ле Бурже пополнился список ближневосточных стран, устраивающих у себя выставки вооружений и боевой техники. В ходе салона было объявлено, что в число этих стран решил войти Бахрейн, который примет в период с 20 по 23 января 2010 года первую выставку Bahrain International Air Show /BIAS/. До этого в очень престижном региональном списке устроителей выставок вооружений значились ОАЭ /Абу-Даби, Дубай/, Ливия и Иордания.

Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Бабкин — специально для iimes.ru

52.16MB | MySQL:103 | 0,521sec