ССАГПЗ: кризис идеи?

В настоящее время Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) переживает не лучшие времена. Буквально недавно разразился жесточайший кризис организации, связанный с попыткой стран-членов перейти на долгожданную единую валюту. Ту самую, которой плохо информированные оптимисты пророчили судьбу чуть ли не «могильщика доллара и евро». Автор, не будучи экономистом, может предположить, что государства, живущие фактически на всем привозном и добывающие свои углеводороды исключительно благодаря западным технологиям, вряд ли смогут поколебать устоявшуюся мировую финансовую систему.

Тем более, что они так и не смогли договориться о ее введении. Поводом для скандала послужило желание Эр-Рияда разместить у себя общий банк и эмиссионный центр новой валюты ССАГПЗ. Сделано это было в последний момент, в нарушение достигнутых ранее договоренностей с ОАЭ. Абу Даби к этому времени уже возвел указанные сооружения на своей территории, и был неприятно удивлен инициативой саудовцев. Настолько неприятно, что между государствами разгорелась настоящая «война нервов», что выразилось в выстраивании многокилометровых очередей трейлеров на границе.

Но наша сегодняшняя тема — это не экономические разногласия стран-членов ССАГПЗ. И даже не территориальные. Попробуем разобраться в более интересных разногласиях, а именно в идеологии выстраивания стратегии и тактики по отношению к палестино-израильскому противостоянию, а еще шире – к шиитско-суннитскому.

В данном вопросе позиция КСА кардинально расходится с позицией Катара и Кувейта, а с момента «финансового» скандала — и ОАЭ. Речь идет о видении перспектив будущего Палестины, а именно тех сил, которые рано или поздно будут «у руля» во вновь образованном независимом палестинском государстве. С недавних пор Катар и Кувейт начали оказывать ХАМАСу массированную финансовую помощь. Помощь, которая, без натяжек, в разы превышает аналогичную помощь со стороны Ливии и Ирана. Руководство Катара, судя даже по их миротворческим усилиям на суданском треке, производят впечатление крайне рациональных и практичных людей. Их мышление и логика несколько отличается от арабской в классическом понимании этого слова и приближается скорее к европейской системе выстраивания приоритетов. Неожиданная активность катарцев на палестинском направлении имеет свое объяснение. Сразу оставим «за скобками» набившие оскомину тезисы «об освобождении Иерусалима» и поддержки «борющегося палестинского народа». Дело здесь абсолютно не в этом. Доха сумела четко просчитать сценарий развития событий лет на десять вперед минимум. Она сделала ставку на ХАМАС, как наиболее реальную и пассионарную силу среди палестинцев. В случае реализации плана президента США Б.Обамы, который сейчас активно претворяет в жизнь начальник египетских спецслужб О.Сулейман, ХАМАС получает международную легетимизацию, а в случае более или менее честных выборов в январе 2010, и реальные рычаги управления ПНА, а в перспективе и независимым палестинским государством. Тем самым, о котором вчера заявил в Каире президент РФ Д.А.Медведев: «со столицей в восточном Иерусалиме». Это заявление фактически ставит точку на попытках израильского руководства в лице преимущественно министра иностранных дел А.Либермана развести по разным углам США, ЕС и Россию по вопросу видения перспектив ближневосточного урегулирования. Этим заявлением, без привычных «окивоков», Россия фактически отвергает предложение Израиля об установлении «особого статуса стратегических отношений ». Не поверила Москва в добрые израильские намерения . А вернее выразила закамуфлированное сомнение в жизнеспособности кабинета Б.Нетаньяху. При этом Кремль «де факто» подписался под американской схемой разрешения ближневосточного конфликта по схеме «два государства, два народа».

Но вернемся к Катару. «Приручение» ХАМАС посредством финансовой помощи помимо чисто практических интересов приобрести «союзника» в Палестине, имеет и более долгосрочный смысл. А именно, вывод ХАМАС (что почти и произошло) из орбиты Тегерана и окончательной самоидентификации движения как части суннитского сообщества. Еще более глобальная идея Катара – заявить о себе как о посреднике регионального уровня по разрешению «горячих проблем» типа суданской или палестинской. И здесь Доха «бросает перчатку» Эр-Рияду, который уже давно претендует на роль главной региональной державы. Сейчас ряды оппонентов Саудовской Аравии на этом направлении пополнились ОАЭ. Вообще вся эта с первого взгляда чисто экономическая история с совместной валютой имеет подоплеку, в том числе, и политическую. Сразу же после скандала Абу Даби широко открыл свои двери для ХАМАСа. Сейчас там располагается крупный филиал движения, который работает на весь регион. Недаром французы назначили именно своего посла в Абу Даби представителем по переговорам с ХАМАСом. Именно в ОАЭ сейчас и будут в основном проходить консультации ХАМАСа с европейцами. Причем не только с французами, но и с немцами. Что касается британцев, то они уже давно ведут такие консультации. Правда, через посредников, одним из которых является, например директор лондонского Института политической мысли Азама Тамими.

Судя по всему, в Эр-Рияде серьезно просчитались и поставили в палестинском вопросе «не на ту лошадь». Действительно, именно саудовцы изначально являлись одними из основных духовных и финансовых спонсоров ХАМАСа. Затем, в силу больше амбиций, чем здравого смысла, решили «обидеться» и, как следствие, «пригрели» М.Аббаса. Это серьезная внешнеполитическая ошибка. Сомнительно, что саудовцы совершили ее, исходя только из пожеланий американцев. Представляется, что здесь больше межличностного. Тем не менее, на наш взгляд, это сейчас основная «мина», которая может, если не взорвать, то серьезно притормозить интеграционные процессы в ССАГПЗ. Окончательно похоронить эту организацию, конечно, не сможет ничто, пока существует Иран. Эта тема является самым надежным цементом для ССАГПЗ, особенно в силу имперских амбиций Тегерана и большой пропорции шиитов в населении этих стран.

Теперь основная задача для России усвоить этот «прокол» саудовцев. Никого не должны обманывать разговоры западных политиков о «невозможности диалога с террористами». Все эти рассуждения – «от лукавого». И то, что сейчас происходит, прекрасное тому доказательство.

52.11MB | MySQL:103 | 0,521sec