Пакистан: итоги экономического развития в 2008/09 г. и перспективы дальнейшего роста

Приближается к концу 2008/09 финансовый год /1/ и уже можно делать выводы о том, насколько успешен или наоборот – неудачен был этот год для Пакистана в экономическом отношении, впрочем, как и в политическом – тоже.

К сожалению, приходится прийти к заключению, что этот год был для Пакистана крайне неудачным не только в политическом отношении (война с талибами в СЗПП со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями как для руководства страны, так и для его населения), но и в сфере экономики. Это следует из анализа вышедшего недавно в свет основного официального экономического документа пакистанского правительства «Pakistan Economic Survey 2008-09», подробно анализирующего состояние национального хозяйства страны /2/. Достаточно сказать, что темпы экономического роста в указанном финансовом году составили лишь 2% по сравнению с 4,1% в предыдущем, 2007/08 г. /3/. А это при среднегодовых темпах прироста населения в размере почти в 2% означает застой в увеличении дохода на душу населения. Не изменилась ситуация и в структуре ВВП – прежним остается вклад в его создание основных отраслей экономики страны: сельского хозяйства – 21%, промышленности (включая энергетику, строительство и горнодобывающую промышленность) – 26% и сферы услуг (кредитно-денежная система, оптовая и розничная торговля, транспорт и телекоммуникации, администрация и оборона, недвижимость, социальная сфера) – 53%.

Любопытно отметить, что даже эксперты МВФ и Мирового банка осенью 2008 г. прочили Пакистану рост ВВП в размере не менее 3,0%-3,5%, не говоря уже о том, что специалисты Плановой комиссии страны предполагали увеличение ВВП не менее, чем на 5,5% /4/. Отметим здесь же, что в период президентства Первез Мушаррафа (в частности, в 2002-2007 гг.) темпы экономического роста колебались стабильно на уровне 6-7% в среднем в год /5/.

Возвращаясь к макроэкономической ситуации в 2008/09 г., хотелось бы заметить, что можно было бы априори ожидать заметного ухудшения состояния экономики в данном году хотя бы с учетом политической обстановки в стране. Продолжающаяся в Свате по существу гражданская война неизбежно должна была крайне негативно сказаться на состоянии национального хозяйства далеко не только в СЗПП, но и во всей стране. Что собственно и произошло. Рост числа беженцев из долины Свата, составивший по оценкам UNICEF не менее 2,5 млн человек, внес необычайный хаос и сумятицу в нормальный поступательный процесс социально-экономического развития. И хотя руководство страны весьма бодро заявляет о нарастающем возвращении беженцев в родные места, есть немало оснований сомневаться в этом (о чем свидетельствует и данные ООН) /6/.

Нестабильность политической обстановки неизбежно привела не только к внутриэкономическому кризису в стране, но и серьёзно насторожила иностранных инвесторов, заставив их переводить капиталы из Пакистана вовне. Одна из ведущих пакистанских специалистов по изучению вопросов привлечения в страну иностранных инвестиций д-р Нур Фатима на проведенном президентом Зардари еще 19-20 января с.г. совещании специально по экономическим вопросам, равно как и в своих многочисленных исследовательских работах на эту тему неоднократно отмечала, что если не будут созданы благоприятные условия по привлечению иностранных инвестиций (или по крайней мере созданию возможностей для нормального функционирования иностранных предприятий на территори Пакистана) развитие национального хозяйства Пакистана наверняка замедлится /7/. Если говорить о ситуации в этом плане в 2008/09 г., то здесь наблюдалось существенное увеличение оттока частных портфельных инвестиций по сравнению с предыдущим годом – 450 млн долл. по сравнению с 100 млн долл. /8/.

Говоря о других макроэкономических показателях следует подчеркнуть наметившееся улучшение положения в сельском хозяйстве. Если в 2007/08 г. в агросфере произошла в буквальном смысле слова катастрофа – рост был лишь 1,1% при среднегодовом приросте населения в размере почти 2%, — то в истекшем финансовом году увеличение сельскохозяйственного производства составило 4,7%. С одной стороны это стало следствием сравнительно благоприятных погодных условий, позволившим собрать неплохие урожаи основных сельскохозяйственных культур, в первую очередь пшеницы (25 млн тонн по сравнению с 21 млн в предыдущем году). По предварительным оценкам, увеличение сбора урожаев ведущих агрокультур в завершающемся финансовом году составляет 7,7% по сравнению с падением на 6,4% в 2007/08 г. /9/. Но с другой – общеизвестно, что после крайне низких темпов роста любой отрасли, даже незначительное увеличение производства там однозначно ведет к заметному росту в абсолютных единицах, который (рост) затем постепенно нивелируется.

И здесь же скажем о состоянии промышленности страны. Сначала приведем статистические данные, свидетельствующие о плачевном положении в этой важной отрасли экономики: советник премьер-министра по экономике и финансам Шаукат Тарин, представляя в СМИ «Pakistan Economic Survey 2008-09», с горечью констатировал падение индустриального производства аж на 3,3% по сравнению пусть и с небольшим, но его ростом в 2007/08 г. на 6,4%. И вновь, как и в предыдущем году, наблюдался рост мелкой и средней промышленности (на 7,5%), в то время как производство в крупной индустрии сократилось на 7,7% (рост в 2007/08 г. именно в этой сфере составил по уточненным данным 4%) /10/.

По нашему мнению, причины такого сложного положения в промышленной сфере те же, которые определили и общее макроэкономическое положение страны – острейшая политическая ситуация в Пакистане и как результат – застой в деятельности национальных промышленников, их естественное нежелание вкладывать на нынешнем этапе какие-либо инвестиции в индустриальное производство, отсутствие стремления к активности со стороны иностранных производителей, отток иностранных инвестиций в условиях нынешней сложной политической ситуации и ряд других причин.

Среди них следует отметить, во-первых, разгул терроризма в целом в Пакистане. После принятия присяги президент США Барак Обама в одном из своих заявлений четко отметил, что «в настоящее время рассадниками терроризма в мире являются в первую очередь две страны – Афганистан и Пакистан». Было бы неверным полагать, что власти Пакистана, в первую очередь силовые структуры не борются с террористами внутри страны. Однако пока что в этом поединке перевес явно на стороне боевиков, в первую в Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП). По официальным данным руководителей пакистанских силовых структур, только в этой провинции в 2008 г. произошло 475 террористических актов – террористических взрывов, подрывов террористов-самоубийц, работа снайперов и т.п. Опрос населения Пакистана пакистанским отделением службы Геллапа показал, что лишь 9% пакистанцев верят, что в 2009 г. и 2010 г. ситуация в этой сфере в стране может как-то стабилизироваться /11/.

Как ни парадоксально, зафиксирована также и весьма сложная ситуация в сфере услуг, где практически всегда наблюдались рост и относительная стабильность в отличие от широких амплитудных колебаний в реальном секторе экономики. Не углубляясь в детали, мы лишь отметим здесь конкретную ситуацию и назовем главную причину негативного положения в указанной области – непосредственное влияние мирового финансово-экономического кризиса. Общий рост в указанной сфере составил лишь 3,6% (при планировавшихся наметках в размере 6,1%), а увеличение добавленной стоимости в оптовой и розничной торговле не превысило и 3% по сравнению, например, с 5,3% в предыдущем, 2007/08 г. А вот кредитно-денежная система, как и следовало ожидать, потерпела полное фиаско – здесь наблюдалось падение, на 1,2%. И никакие, принимавшиеся ранее как правительством страны, в целом, так и Госбанком Пакистана, в частности, меры по сохранению на плаву этой системы каких-либо позитивных результатов не принесли: ряд небольших банков элементарно лопнул, курс рупии по отношению к доллару продолжил медленное, но верное падение и составляет в настоящее время почти 82 рупии (месяц назад этот параметр был на уровне менее 81 рупии). Но наиболее неприятным последствием (в первую очередь для широких слоев населения) был и остается высокий уровень инфляции – по официальным данным в истекающем финансовом году она составляет более 22% (в 2007/08 г. – около 11%); если разделить этот показатель на продовольственные и непродовольственные товары, то окажется, что рост цен на продовольствие составил почти 27%, а на вторую категорию товаров – 19%. Отметим при этом, что в предыдущем финансовом году эти показатели был существенно ниже – соответственно 15% и 7%.

Нет сомнений в том, что приведенные данные свидетельствуют о серьезном продовольственном кризисе в стране. Естественно, что кризис сказался в наибольшей степени на положении бедных и даже некоторых средних слоев населения, увеличив их затраты на продовольствие в семейных бюджетах за последние 2 календарных года от 20% до 30%. А это, в свою очередь, привело к изменению структуры частного потребления этих групп населения, сократив их расходы на приобретение промышленных товаров, а также затрат на образование и, что весьма неприятно, на здравоохранение.

Естественно, существовало, существует и будет существовать весомое подспорье для жизнеобеспечения семей в указанных социальных стратах, в том числе с точки зрения возможностей хотя бы частичного преодоления крайне негативных последствий продовольственного кризиса. Это – валютные поступления от пакистанцев, работающих за рубежом, преимущественно в США и арабских нефтедобывающих государствах. С каждым годом такого рода поступления неизменно растут: в 2008/09 г. они превысили по официальным данным 7,7 млрд долл., в то время, как в предыдущем году они составили 6,5 млрд долл. Основная часть средств в завершающемся финансовом году поступила, как и ранее, из США – 1.725 млрд долл., 1.663 млрд – из ОАЭ, 1.535 млрд – из Саудовской Аравии, 1.195 млрд – это Бахрейн, Кувейт, Катар, Оман вместе взятые, 586 млн долл. – из Великобритании и 245 млн. долл – из стран ЕС /12/.

Однако в целом экономическая ситуация в стране оказалась столь сложной, что президент Зардари обратился к мировому сообществу, в первую очередь к США оказать в кратчайшие сроки экономическую помощь стране, дабы не допустить экономического коллапса. Это, в свою очередь, послужило основанием для обращения госсекретаря Хилари Клинтон в начале мая этого года к Конгрессу срочно выделить Пакистану в чрезвычайном порядке 500 млн долл. на поддержку его национального хозяйства /13/. А позднее Комитет по международным делам Конгресса решил положительно долго дискутировавшийся вопрос о значительном увеличении ежегодной экономической помощи Пакистану до 1,5 млрд долл. (было 500 млн) вплоть до 2013 г. Помимо этого, администрация Барака Обамы приняла решение выделить в одноразовом порядке 400 млн долл. для обеспечения экономической безопасности в стране и 500 млн долл. на текущее экономическое развитие /14/.

Но наиболее серьезной поддержкой в этом плане может стать деятельность созданной 26 сентября 2008 г. в рамках 62-го заседания Генеральной Ассамблеи ООН международной организации «Друзья Пакистана». На третьем заседании этой организации 17 апреля в Токио Пакистану была обещана экономическая помощь от США и Японии в размере по 1 млрд долл. соответственно от каждой страны, а также 700 млн долл. от Саудовской Аравии. Кроме того, в предварительном порядке Пакистан представил целый список проектов на сумму в 30 млрд долл., которые он хотел бы реализовать в течение предстоящих 10 лет. (Мы не будем далее развивать эту тему, поскольку она достаточно подробно разработана нашими коллегами) /15/.

И в заключение несколько слов о плановых наметках на 2009/10 финансовый год, которые озвучил советник премьер-министра Пакистана Шаукат Тарин после представления в СМИ упоминавшегося официального документа «Pakistan Economic Survey 2008-09».

Основные макроэкономические показатели сводятся к следующему. Темпы роста ВВП составят, по мнению пакистанских экспертов Плановой комиссии 3,3%, сельского хозяйства – 3,8%, промышленности – 1,8% (крупная – лишь 1%) и сферы услуг – 3,9%. Как свидетельствуют эти цифры, пакистанские специалисты на этот раз весьма осторожно подходят к возможностям пакистанской экономики выйти из кризисного состояния, особенно это относится к индустрии. Причем все эксперты особое внимание уделяют вопросам борьбы с бедностью, подчеркивая, что принятый Годовой план нацелен в первую очередь именно на решение этой проблемы.

Остальные параметры выглядят следующим образом.

Доля инвестиций в ВВП составит 20%, из них 74% предполагается профинансировать за счет внутренних накоплений и 26% — внешние источники. Бюджетный дефицит не будет превышать 5%. Размеры бумажно-денежной эмиссии будут на уровне роста ВВП, что позволит снизить уровень инфляции до 9%. Экспорт составит ориентировочно 18,3 млрд долл., а импорт – 28,9 млрд долл. /16/.

Отметим, что по мнению экспертов МВФ, темпы экономического роста могут быть на уровне 3,5%, а вот инфляция едва ли будет ниже 12% /17/.

В какой степени удастся выполнить эти наметки в целом – можно будет узнать лишь в июне 2010 г. при подведении итогов 2009/10 финансового года.

1. Финансовый год в Пакистане начинается 1 июля данного календарного года и завершается 30 июня в следующем году.

2. Справедливости ради следует отметить, что статистика за год составляется по итогам лишь 9-ти месяцев финансового года с экстраполяцией на последующие 3 месяца.

3. Pakistan Economic Survey 2008-09. Islamabad, 2009, p. i.

4. Business Recorder. 11.06.2008. Business Recorder. 20.01.2009.

5. Рассчитывалось по данным Pakistan Economic Survey 2007-08, Islamabad, 2008, Statistical Appendix, p. 9.

6. Pakistan Times. 29.05.2009. Pakistan Times. 2.06.2009.

7. Например, об этом она четко написала в своей обширной научно-исследовательской работе: Dr. Noor Fatima. Making FDI Work for Economic Growth. – “Business & Finance Review”. 12.01.2009.

8. Business Recorder. 12.06.2009.

9. Ibid.

10. Ibid.

11. Terror Stalked the Streets of Pakistan in 2008. — www.pager@crss.pk. 7.01.2009.

12. Business Recorder. 12.06.2009.

13. Dawn. 1.05.2009.

14. Dawn. 21.05.2009. Pakistan Times. 23.05.2009. Мы не останавливаемся подробно на этих вопросах, поскольку сравнительно недавно они были объектом прямого анализа. См.: С.Н.Каменев. «Пакистан: роль иностранной помощи в решении экономических проблем страны» — www.iimes.ru. 29 апреля 2009 г.

15. См., например: В.И.Сотников. «К итогам Конференции «Друзей Демократического Пакистана» и доноров помощи Пакистану в Токио, Япония». — www.iimes.ru. 21 апреля 2009 г. Н.А. Замараева. «Пакистанский «план Маршалла» — www.iimes.ru. 21 апреля 2009 г.

16. Business Recorder. 14.06.2009.

17. Pakistan Times. 1.06.2009.

52.13MB | MySQL:103 | 0,625sec