О развитии политической ситуации в Ираке

Как полагают британские  эксперты, угроза межобщинного насилия в Ираке остается на повестке дня, но вместо курдских партий теперь это актуально для шиитов. 12 августа массовые демонстрации прошли в некоторых частях Багдада, а также в центральных и южных провинциях. Сторонники Муктады ас-Садра требовали роспуска парламента и досрочных выборов. За этими протестами последовали еще более масштабные и многочисленные контрдемонстрации  поддерживаемых Ираном его противников, которые сформулировали свою повестку дня,  как «желание сохранить легитимность политической системы и судебной системы». Несмотря на напряженность, день, тем не менее, прошел мирно. Сторонники ас-Садра продолжили сидячую забастовку протеста у здания парламента в укрепленной «Зеленой зоне» Багдада. А за ее пределами его соперники тоже разбили лагерь. Эти сцены были, прежде всего, демонстрацией силы. «К сожалению, все факторы гражданской войны налицо. Напряженность между конфликтующими сторонами достигла своего пика, и наблюдается полное отсутствие логики, преобладание непримиримости и высокомерия, а также доступность оружия. «Зеленая зона» в настоящее время окружена кольцами оружия и боевиков. Количество оружия, которое поступило в Багдад за последние две недели, ошеломляет», — заявил  на условиях анонимности высокопоставленный иракский чиновник. Никто в Ираке не питает никаких иллюзий — что-то должно измениться. В этой связи не будем спорить с этим утверждением, но вот в отношении серьезной вооруженной внутришиитской эскалации выразим серьезное сомнение: просто идет борьбы нервов на фоне внутришиитского торга.   Страна находится в подвешенном состоянии с момента парламентских выборов в октябре прошлого года, когда блок «Сайирун» Муктады ас-Садра стал крупнейшей фракцией парламента. Священнослужитель заключил сделку с ДПК и суннитским блоком, и на мгновение показалось, что поддерживаемые Ираном партии, входящие в состав альянса «Координационная структура», будут маргинализированы, а традиционная система разделения власти в Ираке будет отменена. Тем не менее, «Координационной структуре» удавалось блокировать, срывать и препятствовать усилиям по формированию правительства на каждом шагу, пока раздраженный ас-Садр не приказал своим депутатам уйти в отставку в июне. Эти отставки шокировали Ирак и оставили «Координационную структуру» крупнейшим блоком в парламенте.  25 июля она выдвинула кандидатуру Мухаммеда Шиа аль-Судани, который долгое время был связан с главным соперником ас-Садра Нури аль-Малики, на пост премьер-министра. В ответ садристы наводнили «Зеленую зону» протестующими. Ас-Садр лично призвал своих сторонников отступить, и они покинули район через нескольких  часов. Но 72 часа спустя они вернулись, после того как священнослужитель призвал садристов занять парламент, где они и находятся с тех пор. Ни ас-Садр, ни кто-либо из его соратников не раскрыли, что произошло за эти три дня, и что заставило его отправить своих людей обратно ра захват парламента. Однако три шиитских лидера, один из которых близок к ас-Садру, а двое других — к лидерам «Координационной структуры», сообщили, что решение штурмовать «Зеленую зону» во второй раз было напрямую связано с утечкой информации. Ас-Садр обнаружил, что несколько лидеров «Координационной структуры», включая Судани, заключили соглашение, которое гарантировало им контроль над несколькими ключевыми министерствами и правительственными органами после формирования нового правительства. Министерство внутренних дел, служба по борьбе с терроризмом, разведывательная служба и государственная компания по сбыту нефти SOMO были одними из наиболее согласованных позиций. Источники не смогли определить точную дату или место встречи, на которой было достигнуто это соглашение, но точно известно, что оно состоялось в Багдаде в июле, и что Хади аль-Амири и Хайдер аль-Абади, два ключевых лидера оппозиции ас-Садру, не присутствовали на этой встрече. «Утечка информации об этом соглашении спровоцировала гнев ас-Садра и побудила его штурмовать «Зеленую зону» и занять здание парламента во второй раз. Соглашение направлено на демонтаж и изоляцию садистской машины в государственных учреждениях. Американцы — это те, кто слил детали этого соглашения. Для них неразумно оставаться в стороне, пока вооруженные группировки стремятся контролировать Министерство внутренних дел, разведывательный и контртеррористический аппарат», — сказал высокопоставленный иракский чиновник, знакомый с ситуацией. В настоящее время ас-Садр контролирует многие влиятельные государственные органы, и его авторитет и влияние будут сильно подорваны, если его оппоненты добьются успеха. Попыткам деэскалации препятствовал полный отказ ас-Садра принимать какие-либо звонки или визиты от кого-либо, кто не является лидером садристов, с тех пор, как его депутаты подали в отставку. Несмотря на многочисленные попытки связаться с ним и инициативы, предложенные политическими силами, которые не вовлечены в конфликт, он не открывает никакого канала для диалога. Дженинин Хеннис-Плассхарт, спецпредставитель ООН в Ираке, является единственным человеком, который успешно поговорила с ас-Садром после того, как он согласился принять ее в своей резиденции в Наджафе на прошлой неделе. По словам западного дипломата, ни одна из сторон не раскрыла, что произошло на встрече, которая длилась почти два часа, но было ясно, что попытки Хеннис-Плассхарт убедить ас-Садра начать диалог со своими оппонентами не увенчались успехом: «Встреча Плассхерта с Садром была неплохой, но она не принесла ощутимых результатов. Ас-Садр требует роспуска парламента, прежде чем начинать какие-либо диалоги или заключать какие-либо соглашения, и это неприемлемо для его противников и союзников». Фактически, ас-Садр только еще больше обострил ситуацию 48 часов спустя, потребовав от главы Высшего судебного совета Фаика Зайдана распустить парламент в течение недели. «Двум крупным державам, Соединенным Штатам и Ирану, еще предстоит вмешаться. Несмотря на то, что они являются самыми влиятельными игроками в Ираке с 2003 года, ни один из них не использовал свою власть, чтобы помочь ликвидировать кризис», — солидарно полагают международные наблюдатели, иракские политики и западные дипломаты. И, похоже, у них нет желания вмешиваться в ближайшее время: мучительные переговоры о возобновлении ядерной сделки 2015 года являются главным приоритетом Вашингтона и Тегерана в регионе.

Поскольку страны Европейского союза не имеют особенно большого влияния в Ираке, внимание обращается на Великобританию, которая имеет хорошие отношения со всеми и способна влиять на людей в обоих лагерях. «Международное сообщество сбито с толку и видит не так много доступных путей разрешения кризиса. Американцы не будут вмешиваться напрямую и не будут вкладывать свой политический вес в интересы какой-либо стороны. Они могут поддержать другого посредника, но они не будут вмешиваться. Региональные партии, такие как Саудовская Аравия, Турция и Иран, могут вмешаться … но никто не поддержит вооруженную конфронтацию», — полагает Эли Абуаун, директор Института мира США. По его оценке, пока не ясно, какова позиция Великобритании, «но существует большой потенциал для активного британского вмешательства» «Британцы обладают широким влиянием и вооружением в Ираке и сейчас являются одной из самых важных сторон, которая может сыграть активную роль в разрешении этого кризиса». Считает он. Ас-Садр хочет досрочных выборов, но этого хотят и многие другие политические силы, в том числе поддерживаемые Ираном его оппоненты. Тем не менее, «Координационная структура» хочет, чтобы выборы проводились в соответствии с механизмами, которые позволили бы добиться лучших результатов, чем в октябре, и которые должны быть реализованы в парламенте. Ас-Садр отвергает все подобные предложения. И хотя он потребовал, чтобы Высший судебный совет распустил парламент, все знают, что этот орган не имеет на это полномочий.  В то же время политический офис ас-Садра начал кампанию по подаче как можно большего количества судебных исков против президента Бархама Салиха, премьер-министра Мустафы аль-Казыми и спикера парламента Мухаммеда аль-Халбуси. Эти судебные иски обвиняют их в нарушении конституции путем превышения сроков после дня голосования для избрания президента, выдвижения кандидатуры премьер-министра и формирования правительства. О чем ас-Садр или любой из его юридических или политических советников публично не упоминает, так это о том, что проведение досрочных выборов в соответствии с тем же избирательным законом и механизмами не решит проблему и не сильно изменит текущую реальность.  В октябре поддерживаемые Ираном партии подорвали свои шансы, не сумев понять новый закон о выборах, плохо распределив кандидатов по округам и поссорившись между собой. В результате они крупно проиграли выборы.  Другим негативным фактором для их влияния был массовый народный гнев против них из-за их участия в кровавом подавлении антиправительственных демонстраций в на площади Тишрин в 2019 году. По оценкам местных политиков, юристов и наблюдателей, оппоненты ас-Садра вряд ли повторят те же ошибки при новом голосовании. На самом деле, самым крупным победителем на любых досрочных выборах, скорее всего, будут именно их партии. Проведение выборов в соответствии с одним и тем же законом не приведет к существенным различиям в результатах. Аудитория ас-Садра почти фиксирована, и поэтому он получит почти такое же количество мест, в то время как его оппоненты получат в два раза больше, чем садристы.

Что касается независимых депутатов, вышедших из протестного движения, то они будут самыми крупными проигравшими.  После вступления в парламент на волне народных ожиданий и надежд движение «Тишрин» было подорвано внутренним конфликтом.

Его 25 депутатов не смогли добиться каких-либо заметных достижений за короткий срок пребывания у власти, поскольку паралич, наложенный основными блоками, оставляет им мало шансов оказать влияние.

В результате доверие к политикам «Тишрина» находится на рекордно низком уровне.  Главной проблемой, которую ас-Садр не смог преодолеть, было решение суда, в котором говорилось, что президент может быть избран депутатами только тогда, когда заседает две трети парламента. Правительство может быть сформировано только после избрания президента, поэтому, когда партии из «Координационной структуры начали бойкотировать парламент, весь политический процесс сорвался. Но если выборы будут проведены без внесения изменений в конституцию, которые позволили бы избирать президента с меньшим кворумом, Ирак вполне может столкнуться с той же проблемой. Ирак является вторым по величине производителем нефти в ОПЕК, и финансовый профицит, которого он добился благодаря быстрорастущим продажам нефти в последние месяцы, достиг 20 млрд долларов. Доходы от нефти незаконно используются для финансирования политических сил и военизированных формирований страны, поэтому в конечном итоге контроль над этим богатством лежит в основе нынешнего политического кризиса. Все лица, принимающие решения в Ираке, включая ас-Садра, точно знают, что досрочные выборы не решат проблему:  ни одна из враждующих сторон не получит много мест самостоятельно, а их напыщенные заявления о выборах и легитимности государства и парламента используются для прикрытия их реальных целей. Нынешний конфликт, реальный по своей сути, — это борьба за точки распределения денег. Существующие силы, особенно шииты, превратились в мини-государства, параллельные государству, и все они борются за свои финансовые ресурсы. Конфликт начался в районах, где находятся нефтяные компании, пограничные переходы и банки, и теперь он движется к центру (Багдада). Нынешняя борьба направлена на то, чтобы перекроить влияние каждой группы в Багдаде, но внутри государственной системы, а не за ее пределами.

62.84MB | MySQL:102 | 0,480sec