Пакистан: интервью президента США Б.Обамы газете «Доон»

Впервые, и журналисты могут это подтвердить, президент США дал эксклюзивное интервью карачинской газете «Доон». Пакистанская тема — одна из ведущих не только в американских медиа, но и во внешней политике государства. Еще в своей предвыборной компании 2008г. и далее в инаугурационной речи президент Б.Обама коснулся проблем Пакистана — обещал, например, «решить Кашмирской вопрос», очень чувствительный для Исламабада; а в конце февраля 2009 г. глава Белого дома объявил о «новой стратегии борьбы с терроризмом», где Пакистану отводилась одна из ключевых ролей (см. Наталья Замараева, Пакистан в новой региональной стратегии администрации США, 01.04.09, www.iimes.ru).

Своевременность интервью очевидна, и многие обозреватели сходятся во мнении. Во-первых, буквально несколькими днями ранее Конгресс США одобрил очередную сумму на оказание помощи ИРП; во-вторых, на Пакистан действительно много поставлено в глобальной антитеррористической компании США и Международных сил содействия безопасности в Афганистане/ МССБ; и, в-третьих, демократы Белого дома подчеркивают тезис «оказания помощи» Исламабаду, отказавшись от прежних жестких директив. Что же стоит за этим?

Политика Вашингтона в регионе Западной Азии, направленная на борьбу против международного экстремизма, военная и экономическая помощь Исламабаду вызывает много вопросов как у самих пакистанцев, так и в мире в целом — например, Пакистан выразил обеспокоенность по поводу «целостности национального суверенитета», и проявлений неоимпериализма. Органы управления на местах, как пишет пакистанская газета «Доон», — «которые имеют дело с американцами, находятся под их опекой, подвержены их влиянию и легко манипулируемы».

И, стремясь управлять логикой разговора с журналистом, президент Б.Обама и начал интервью с утверждений: «Пакистан достаточно сильное государство, чтобы выиграть военную компанию против экстремистов»; что «у него ( Б.Обамы — Н.З.) нет намерений захватывать пакистанский ядерный арсенал или направлять американские войска в страну». Это основные темы беседы, в которой также поднимались вопросы возобновления пакистано-индийского диалога, отношений США с исламским миром в целом, выборы в Иране и т.д.

В первую очередь вопросы коснулись борьбы с терроризмом. «Часть решения проблемы, — продолжал президент США, — изолировать экстремистов, которые нанесли значительный ущерб по всему миру. И мы видим сейчас это в Пакистане, и я полагаю, что пакистанское правительство и народ Пакистана осознают, что подобные беспорядки, которые мы видим, стоят на пути долгосрочного процветания страны».

Относительно вопроса о преждевременности начала второй широкомасштабной военной операции в другой части страны, Территориях федерального административного управления/FATA, в Южном Вазиристане в период, когда еще не завершена аналогичная компания в Свате, президент Б.Обама заявил: «Хочу подчеркнуть два пункта. Первый — никто не может заставить пакистанское правительство, которое подотчетно народу Пакистана». «Я полагаю, — продолжал он, — «пакистанское правительство и народ Пакистана осознают, что когда у вас действуют экстремисты, которые совершают политическое убийство духовных лиц, таких как доктор Наими/Dr Naeemi, когда гремят взрывы, в результате которых погибают невинные женщины и дети, это не может рассматриваться как путь развития и процветания для Пакистана».

«И поэтому было принято решение, что мы окажем помощь, что пакистанские военные и пакистанское правительство не останутся безучастными, когда экстремисты пытаются уничтожить страну».

«Мы бы предпочли быть партнерами со странами, такими как Афганистан или Пакистан, и просто вместе работать над вопросами, представляющими взаимный интерес, такими как коммерческие или укрепление торговых связей и дальнейшее развитие этих стран. Но это трудно сделать, если у вас есть люди, которые подрывают великую религию и пытаются нанести ущерб не только на Западе, но в большинстве их действия направлены против молодых мусульман в таких местах, как Пакистан. И это то, против чего мы будем всегда выступать», — заключил президент.

Демократы Вашингтона, придя к власти в январе 2009 г. взяли жесткий курс на «включение» Пакистана в широкую антитеррористическую военную компанию против международного терроризма. Семь лет безрезультативной войны против боевиков движения «Талибан» и «Аль-Каиды» в Афганистане заставили пересмотреть тактику борьбы с ними. Пакистан, по их планам, должен со своей стороны блокировать маршруты перехода боевиков из Афганистана; ликвидировать тренировочные лагеря боевиков и полностью уничтожить их.

С этой целью с начала мая 2009 г. в Пакистане под нажимом США начата широкая военная операция против боевиков на территориях долины Сват, в восточной части Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП; а уже в конце мая 2009 г. — армия подтягивала войска и активизировала военные действия с использованием авиации на северо-западе страны, Территориях федерального административного управления /FATA, где, как утверждают, расположены основные базы талибов.

Боевые действия против боевиков движения «Талибан» затронули всю нацию — более двух с половиной миллионов беженцев, нависла угроза гуманитарного кризиса на фоне экономической рецессии и спада производства и т.д.

Но Вашингтону нужна эта война на территории Пакистана, которая ведется именно пакистанской армией. В соседнем Афганистане ни США, ни МССБ не создали силы, способные противодействовать движению «Талибан». Таким образом, прослеживается тенденция к расширению масштабов втягивания Пакистана в военные действия против международного терроризма. И в случае принятия решения о выводе военных подразделений МССБ из Афганистана, не исключено что Вашингтон планирует опираться на пакистанкою армию в качестве силы, способной продолжать линию на сдерживание талибов военными средствами, за что США готовы платить.

Буквально за два дня до интервью, 19 июня 2009 г. Конгресс США утвердил решение о выделении Исламской Республике Пакистан 1.4 миллиарда долларов на цели экономического развития и безопасности страны. Сумма включает финансовую помощь для беженцев, или как их называют в Пакистане — временно перемещенных лиц/ IDPs, и дополнительно 700 миллионов долларов на нужды Противоповстанченского фонда Пакистана /PCCF, которые полностью поступят до сентября 2011 года.

Немногим ранее в 2009 г. Конгресс уже одобрил так называемый закон Керри-Лугар/Бермана /Kerry-Lugar/Berman bills, согласно которому Пакистан получает помощь в размере 1.5 миллиарда долларов ежегодно в течение пяти лет на невоенные цели; также были учреждены отдельные Фонды коалиционной поддержки/ Coalition Support Funds с суммой в 1 миллиард долларов на компенсационные цели народу Пакистана в его борьбе против боевиков.

Щедрость американцев, конечно, имеет границы, но главное она имеет свои цели. И в интервью газете «Доон» президент Б.Обама четко обозначил их — борьба протии экстремистов, т.е. боевиков движения «Талибан» и «Аль-Каиды» должна быть продолжена; на сегодняшний день США уже поставили в Пакистан 100 тысяч единиц боеприпасов и 4 транспортных вертолета Исламабаду.

Иными словами, США предоставляют финансовую помощь под конкретные проекты, как например, в провинции Белуджистан,северная часть (граничит с Афганистаном) которой, как предполагают, будет следующим театром военных действий в Пакистане.

По поводу Противоповстанченского фонда Пакистана /PCCF, однако, возникают вопросы. Некоторые суммы денег предназначенные для совершенствования антитеррористической тактики пакистанской армии, будут направлены на закупку оборудования, такого как приборы ночного видения. Но из фонда также выделяются средства для реализации программ подготовок непосредственно на местах. И спецподразделения США уже занимаются повышением уровня подготовки личного состава пакистанских пограничных подразделений в Белуджистане по противодействию боевикам, проникающим на территорию страны.

Оплата инструкторов из США, задействованных в этой программе осуществляется за счет указанного фонда.

Таким образом, США предоставляют Пакистану материальную, военно-техническую и экспертную поддержку. Хотя президент Б.Обама и подчеркивал в интервью, что «военная операция проводится исключительно пакистанской стороной», тем не менее по заявлениям американских военных в штаб-квартире Центрального командования, в частности генерала Петрэуса, «армия США сделала очень мало в пакистанской военной операции против боевиков в СЗПП и FATA». На что начальник штаба сухопутных сил Пакистана генерал Ашфаг Кияни заявил, что «мы не нуждаемся в иностранных советах относительно продолжающейся операции, которая началась, чтобы поставить людей на правильный путь. Ни один не может понять нашу страну лучше, чем мы».

Интервью президента США Б.Обамы пакистанским медиа, а оно также транслировалось по одному из национальных телевизионных каналов, вызвало в стране неоднозначную реакцию. Бесспорно, приветствовалась американская программа гуманитарной помощи беженцам, а их размещение в разных районах страны вызывает социальное недовольство, как например, в Карачи; также поддержана программа экономического развития, особенно в текущий кризисный период и т.д. Пакистанцам импонировали слова президента США о посещении их страны Обамой-студентом и его курьезность — он не умеет играть в национальную игру — крикет. С другой стороны, на прямой вопрос пакистанского журналиста Анвара Икбала/ Anwar Iqbal об авиаударах американских беспилотных летательных аппаратов/ дронами (в 2009 г. зафиксировано более сорока налетов) по территории пуштунских племен, последовал жесткий отказ от ответа. В пакистанском обществе растет понимание, что расширение военного конфликта внутри страны при прямой причастности Вашингтона, вызовет многочисленные жертвы, что негативно скажется на двусторонних отношениях.

62.91MB | MySQL:110 | 0,645sec