Два года «Авраамовым соглашениям»: оценки в Израиле развития отношений с арабскими странами. Часть 3

В Израиле 13 августа 2022 г. отмечают вторую годовщину исторического провозглашения «Авраамовых соглашений», что стало «важной вехой в самом значимом политическом процессе в регионе за последние 25 лет». В течение четырех месяцев Израиль сначала договорился с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном, затем с Суданом и Марокко об установлении дипломатических отношений и развитии сотрудничества в разных областях, включая военную и экономическую сферы. Первыми арабскими странами, подписавшими мирные договоры с еврейским государством стали Египет (1979) и Иордания (1994). Саудовская Аравия – ведущая страна исламского суннитского мира, на территории которой находятся святые места ислама, крупнейший в мире экспортер нефти – до сих пор не решилась на установление официальных дипломатических отношений с Израилем, хотя такой дискурс поддерживается в СМИ и в израильском экспертном сообществе.

Для Израиля особое место в процессе нормализации отношений с арабскими соседями занимает Марокко.

В августе 2021 г., на тот момент министр иностранных дел Израиля Яир Лапид, совершил первый на таком уровне официальный визит в Марокко с момента восстановления дипломатических отношений в 2020 г. «Этот древний мир и дружба восстанавливаются людьми, которые переосмысливают и пересматривают исторические споры», — сказал Я.Лапид, выражая благодарность марокканскому королю Мухаммеду VI за его «дальновидность и мужество»[i].

Генерал-майор (в отставке) д-р Эран Лерман, вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), напоминает, что корни израильско-марокканского партнерства восходят к 1960-м гг. Тогда Марокко помогало Израилю разведданными в противостоянии насеризму в арабском мире, а Израиль внес свой вклад в борьбе этой прозападной монархии с ее противниками (в лице оппозиции, активно поддерживаемой взявшими просоветский курс соседями – Алжиром и Египтом). Отметим, что «Моссад» по заданию короля Марокко Хасана II участвовал в похищении и убийстве харизматичного лидера марокканской оппозиции революционера Махди Бен-Барки, угрожавшего не только королю Марокко, т. к. его революционные планы распространялись далеко за пределы североафриканского государства. Заручившись поддержкой СССР и Китая, Бен-Барка пытался объединить антизападные революционные силы по всему миру, основал и возглавил «Движение трех континентов», связывающее вместе борцов с мировым империализмом из стран Африки, Азии и Южной Америки[ii].

«В 1970-х гг., когда обострился конфликт между Марокко и Алжиром из-за бывшей «Испанской Сахары», Израиль продал королевству значительное количество излишков военной техники французского производства, включая танки, в то время как ЦАХАЛ переходил на снабжение из США. В то же время на политическом уровне Израиль и его друзья в Вашингтоне организовались для того, чтобы помочь королю Хасану II закрепить свои претензии на суверенитет над Западной Сахарой, которая фактически была присоединена к Марокко. На аннексированной территории при поддержке Алжира и даже некоторых европейских стран продолжал действовать радикальный Фронт ПОЛИСАРИО (ООН в 1979 г. признала его в качестве легитимного представителя народа Западной Сахары – прим. автора). В этих условиях позиция Израиля для короля имела большое значение. Хасан II участвовал в усилиях, которые привели к подписанию мирного договора между Израилем и Египтом».

После «соглашений Осло» (1993) и подписания мирного договора с Иорданией (1994) Марокко также установило дипломатические отношения с Израилем (но не на уровне посольств). Выросло число посещающих королевство израильтян в основном марокканского происхождения, развивались торговые отношения, активизировались контакты на уровне спецслужб по вопросам безопасности. Разрыв официальных отношений осенью 2000 г. в результате «Интифады Аль-Акса» на палестинских территориях не помешал десяткам тысяч израильтян посещать Марокко, поддерживались также контакты в сфере безопасности, включая снабжение военной техникой.

Эксперт отмечает и «культурный уровень» взаимоотношений. В частности, «в обновленной в 2011 г. марокканской конституции в положительном ключе упоминается еврейская составляющая национальной идентичности королевства, наряду с арабской, берберской, западноевропейской, африканской и др. культурами. Еврейский музей в Касабланке уникален в арабском мире. Таким образом, основы отношений между двумя странами в плане культурных связей, включая израильское участие в спортивных мероприятиях, были заложены до прорыва в виде «Авраамовых соглашений»».

Э.Лерман акцентирует внимание на том, что развитие израильско-марокканских отношений в сфере безопасности, происходящее одновременно с углублением отношений с Египтом, обязывает Израиль обозначить свою позицию на стратегическом уровне по событиям в странах Северной Африки. Напомним, что 19-20 июля 2022 г. состоялся официальный визит в Марокко начальника Генштаба Армии обороны Израиля Авива Кохави. По мнению эксперта, это стало «еще одной вехой, важной самой по себе с точки зрения содержания и символики в ходе укрепления стратегических, политических отношений и связей в сфере безопасности между двумя странами». Вслед за ним в конце июля в Марокко прибыл министр юстиции Израиля Гидеон Саар, который подписал соглашение о сотрудничестве между правовыми системами двух стран. По результатам встречи министр иностранных дел Марокко Насер Бурита объявил о повышении дипломатических миссий с Израилем до уровня посольств.

Результатом визита А.Кохави стала договоренность о размещении военных атташе в посольствах двух стран, что Э.Лерман называет «беспрецедентным шагом в отношениях между Израилем и арабскими странами, даже с учетом Египта и Иордании, его давних партнеров по мирным соглашениям». Израиль и Марокко договорились о проведении двусторонних учений ВВС и об участии военных в совместных учениях королевства с другими странами Африки. Эксперт отмечает, что представители ЦАХАЛа уже приняли участие в совместных учениях марокканской армии с Африканским командованием ВС США (AFRICOM) в начале июля этого года, на повестке дня стоит возможность ответного визита начальника генштаба Марокко в Израиль к концу года.

До этого были достигнуты «далеко идущие договоренности», закрепленные в меморандуме о взаимопонимании, подписанном в ходе официального визита в Марокко (в ноябре 2021 г.) министра обороны Израиля Бени Ганца. Заключены соглашения о закупках на сотни миллионов долларов, в том числе дронов и защиты от них.

Таким образом, в настоящее время повестку дня в двусторонних отношениях формируют события в сфере безопасности. «Сделаны шаги, беспрецедентные по своим масштабам и значению, а также в некоторых аспектах выходящие за рамки того, что происходит в отношениях еврейского государства с ОАЭ и Бахрейном. Израиль и Марокко разделяют озабоченность по поводу амбиций Ирана, с которым Рабат разорвал отношения в 2018 г. на фоне разоблачения причастности официальных лиц иранского режима к оказанию помощи Фронту ПОЛИСАРИО». При этом эксперт указывает на то, что «на первом месте у Марокко стоит растущая напряженность с Алжиром, которая только усилилась из-за углубления сотрудничества с Израилем и может обостриться до военного противостояния; в более широком плане на повестке дня вопросы безопасности и борьбы с радикальными элементами, вытекающие из последних событий, как в североафриканских странах на средиземноморском побережье, так и в регионе Сахеля и в странах Африки к югу от Сахары. Все это обязывает Израиль на уровне разведки и в политических контактах обозначить свою позицию по поводу того, что происходит в этом регионе, чему в прошлом уделялось мало внимания», – пишет Э.Лерман.

Рассматривая изменения в региональной системе Северной Африки, израильский эксперт отмечает, что «в более отдаленном прошлом Алжир был одной из ведущих стран радикального (и просоветского) арабского мира, одним из центров враждебности по отношению к Израилю. Однако в 1990-е гг. режим оказался в кровавой экзистенциальной борьбе с тоталитарным исламизмом, и его связи с умеренными странами региона укрепились. Случайные контакты, такие как встреча премьер-министра Израиля Эхуда Барака (1999-2001) с президентом Алжира Абдельазизом Бутефликой (1999-2019) во время похорон короля Марокко Хасана II в июле 1999 г., казалось, указывают на возможный поворотный момент в двусторонних отношениях. Однако после 2000 г. [«Интифады Аль-Акса»] этой возможности не стало».

Эксперт указывает на то, что «на практике, как из-за внутренней динамики в Алжире — противостояния между режимом, опорой которого является армия, и протестным движением «Хирак», – так и в свете развития отношений между Израилем и Марокко, которое вызвало гневную реакцию алжирцев, режим в настоящее время действует в неудобных для Израиля направлениях, в том числе играет активную роль в продвижении диалога между руководством Палестинской национальной администрации (ПНА) и ХАМАСом. Президент Алжира (с декабря 2019 г.) Абдельмаджид Теббун инициировал и провел встречу (5 июля 2022 г.) между Махмудом Аббасом и Исмаилом Ханией».  Эксперт полагает, что, «несмотря на жестокую борьбу с радикальным исламизмом на своей территории, Алжир готов придать легитимность режиму ХАМАСа, поскольку это совместимо с его враждебной позицией по отношению к Израилю (и Марокко). На международной арене Алжир поддерживает отношения с Россией и особенно с Китаем».

По мнению Э.Лермана, «Израиль имеет крайне ограниченные возможности для оказания влияния на Алжир, подход к которому будет определяться партнерством с Рабатом, значение которого для Израиля будет возрастать». Тем не менее, исходя из новой реальности, «основные усилия необходимо направить на расширение разведывательного наблюдения и на использование каналов сообщений через европейские страны, в помощи которых нуждается Алжир, чтобы предостеречь его от перехода от политики «моральной» поддержки к активной помощи терроризму, что может иметь для него последствия на международной арене». При этом эксперт предлагает учитывать тот факт, что «позиция Алжира как поставщика энергоносителей, по крайней мере, по отношению к Европе, усилилась после войны на Украине и вызванного ею кризиса на энергетических рынках».

По оценке эксперта JISS, «сложнее обстоит дело с нынешним режимом в Тунисе». Он видит «сходство между ним и режимом в Алжире в правление Теббуна, а также президентством Абделя Фаттаха ас-Сиси в Египте. Избранный в 2019 г. президент Кайс Саид в прошлом году выступил против либерально-парламентской модели, сформировавшейся в Тунисе после событий «арабской весны» 2011 г. Это была единственная арабская страна, где, казалось, демократические тенденции набирают обороты. Но даже там исламистское течение, и особенно движение «Ан-Нахда» Рашида Ганнуши, имело значительный вес в политической жизни, даже если оно и отказалось от власти. Поэтому К.Саид, используя репрессивные меры, взял на себя обязательство преградить им путь к власти и обеспечить институту президентства центральное положение» в политической системе страны.

Отмечается, что «заявленная позиция Каиса Саида откровенно враждебная по отношению к Израилю и исключает любую возможность нормализации, хотя Тунис был в числе стран, установивших отношения с еврейским государством на низком уровне в 1994 г., и практикует толерантное отношение к малочисленной еврейской общине страны». Э.Лерман полагает, что К.Саид руководствуется своим личным подходом, а также желанием апеллировать к общественным настроениям. Однако в виду идеологической близости к Египту ас-Сиси и относительной зависимости Туниса от Запада (и от инвесторов из Персидского залива) эксперт видит шанс, что с помощью «постоянных и терпеливых усилий можно добиться перемен». В алжирском руководстве и СМИ эксперт наблюдает озабоченность по поводу такой возможности. «В Алжире с тревогой смотрят на возможное сближение между Марокко и Тунисом». В этих условиях, считает эксперт, «Израиль должен определить прямые рычаги давления — контакты с еврейскими семьями, региональные и международные связи — чтобы создать основу для прорыва».

«В Ливии, насколько ее можно рассматривать как единое политическое образование, политическая реальность продолжает оставаться сложной и противоречивой. Интенсивность боевых действий снизилась после турецкой интервенции в конце 2019 г. и угрозы Египта вмешаться в 2020 г., что привело к ничейному результату. Большая часть страны контролируется Ливийской национальной армией, сторонниками фельдмаршала Халифы Хафтара, которых поддерживает Египет. Однако большая часть международного сообщества по-прежнему называет легитимным правительство в Триполи, где очевидно влияние «Братьев-мусульман», несмотря на то, что на этой территории развернулась борьба за власть между вооруженными группировками различного толка», – описывает ситуацию Э.Лерман. По его мнению, «явный интерес Израиля в Ливии заключается в том, чтобы предотвратить события, которые угрожали бы египетскому режиму, имеющему протяженную границу с Ливией, что может привести к контрабанде оружия палестинцам. Прежде всего, Израиль должен стремиться к отмене турецко-ливийского Меморандума о взаимопонимании [по демаркации морских зон в Восточном Средиземноморье] от ноября 2019 г., который грозит блокировать экономические воды Израиля, Кипра и Египта и закрыть доступ их энергоресурсам на европейские рынки».

Пытаясь определить, что на фоне вышесказанного может предпринять Израиль, эксперт делает вывод, что «мало чего он может сделать», однако в свете событий, происходящих в Марокко, он считает необходимым сделать следующее:

— усилить разведывательное наблюдение на всей территории Северной Африки, уделяя особое внимание Ливии, Тунису и Алжиру, чтобы выявить как угрозы, так и возможности;

— углубить взаимодействие с Египтом и Марокко, по возможности даже в треугольном формате, определить приоритеты и наметить возможности для совместных действий;

— придать заявленным целям, с акцентом на Ливию и Тунис, большую значимость в диалоге Израиля с европейскими странами, особенно теми, которые обладают статусом в Средиземноморском бассейне, а также израильскими друзьями в Вашингтоне[iii].

[i] Lapid in Morocco ‘restoring an ancient peace and friendship’ // Jerusalem Post. 11.08.2021. https://www.jpost.com/israel-news/lapid-leads-first-ministerial-delegation-to-morocco-since-ties-revived-676371

[ii] «Моссад» на службе у Марокко // Jewish.ru. 30.06.2016. https://jewish.ru/ru/stories/chronicles/179539/

[iii] ישראל של האסטרטגי היום לסדר משמעויות – אפריקה צפון בזירת וההתפתחויות למרוקו ישראל בין הביטחון קשרי / JISS. 08.08.2022. https://jiss.org.il/he/lerman-relations-between-israel-and-morocco/

52.26MB | MySQL:103 | 0,454sec