Турецкая политика по отношению к России продолжает вызывать в западных странах весьма неоднозначную реакцию. Турция не только не вводит по отношению к России санкций, но и продолжает наращивать с нашей страной торгово-экономическое сотрудничество, объем которого бьет рекордные показатели прошлого.
Это вызывает озабоченность в странах Запада, которые обвиняют Турцию в оппортунизме и даже грозит применением по отношению к турецким чиновникам и бизнесу «вторичных санкций».
Если смотреть под этим углом, то в определенной степени, контакты Турции с той же Украиной, помимо всего прочего, продиктованы и желанием продемонстрировать Западу, что Турция проводит сбалансированную политику между Россией и Украиной. И, более того, данная политика позволяет добиваться дипломатического успеха, ярким примером чему служит так называемая «зерновая сделка» (впрочем, выведем за скобки тот вопрос, насколько Западу, действительно, важная «зерновая сделка» — скорее важен был пропагандистский эффект от громкого шума по поводу того, что Россия устроила «глобальный голод» — И.С.).
Иными словами, туркам приходится вести достаточно тонкую игру, понимая, что они могут столкнуться с западными санкциями. Тут сразу оговариваемся по поводу того, что желание извлечь максимальную выгоду на всех направлениях – это все-таки драйвер турецкой мотивации. При этом, упаковка турецких действий, повторимся, не должная раздражать Запад и, к слову сказать, и Украину, которая продолжает оставаться крайне важной для Турции в силу своего географического положения, а также ряда направлений сотрудничества, которые можно с Украиной развивать, включая сотрудничество в сфере авиации, ракетостроения, двигателестроения и, в целом, оборонно-промышленного комплекса.
Поэтому, после визита президента Р.Т.Эрдогана в Тегеран и в Сочи, где состоялись две встречи с президентом России В.В.Путиным, встреча Р.Т.Эрдогана с президентом Украины В.Зеленским была практически неизбежна. Более того, было неизбежно и то, что сам турецкий лидер отправился к Зеленскому, а не наоборот. Этот также показатель того, что турки хотели продемонстрировать равное значение и уважением, которое ими оказывается и России, и Украине.
Таким образом, эта поездка была призвана продемонстрировать, что Турция не «забыла» Украину и что та, неизменно, сохраняет свое значение для Турции. Формальный повод найти было нетрудно – как минимум, поставив задачу обсуждения хода исполнения подписанной в Стамбуле «зерновой сделки». Разумеется, это дело можно считать сделанным и перешедшим на технический, исполнительский уровень.
В этой ситуации надо смотреть вперёд. Для Турции «смотреть вперёд» означает развивать успех своего миротворчества между Россией и Украиной и продолжать идти по пути отдельных инициатив, держа перед собой генеральную цель – организацию личной встречи между президентами В.Путиным и В.Зеленским и выход на всеобъемлющее прекращение огня с заключением мирного соглашения.
Пока эта цель представляется достаточно утопичной, можно приближать эту реальность через реализацию отдельных «проектов» российско-украинского примирения, исходя из той логичной мысли, что должна накопиться некая критическая масса, которая и сделать генеральное примирения возможной.
Один из отдельных, возможных для реализации, проектов – обеспечение безопасности Запорожской АЭС. Как и в случае с зерном, можно представить эту проблему как глобальный вызов, угрожающий, как минимум, региону, а, как максимум, и всему человечеству, если «ядерный джин вырвется из бутылки». При этом, заметим, что, судя по всему, и Россия, и Украина могут быть заинтересованы в появлении на объекте независимых наблюдателей, как из МАГАТЭ, так и из «обеспокоенных» третьих стран. И в качестве той страны, чьи представители могут оказаться приемлемыми и для Украины, и для России, в первых рядах, можно назвать Турцию. Разумеется, сейчас между сторонами есть серьезные разногласия о том, как это могло бы быть реализовано: Украина требует вывода российских войск, российские войска никуда не собираются. Но, повторимся, тема крайне серьезная и Турция, в очередной раз, может для России оказаться востребованной.
Разумеется, этим лишь только не исчерпывается – как мы не раз писали, Украина для Турции – крайней важный и комфортный партнёр, с которым она может вести диалог на своих условиях, получая себе «лакомые куски» от украинской стороны, которая от турок, в определенной степени, зависит. Допустим речь идет о строительно-подрядных работах, в области которых Турция лидирует на украинском рынке. Заметим, что все последние годы между турецкими строителями существовала (негласная) дилемма: отдать ли предпочтение работе в России или на Украине? Поскольку, с учетом особенностей политической ситуации, понятно, что невозможно одинаково успешно делать бизнес в обеих странах.
И, что характерно, целый ряд турецких строительных компаний сделал ставку именно на украинский рынок: рынок — денежный, проще договариваться, меньше конкуренция, «зеленый свет» в Украине по всем направлениям, минимум политических рисков турецко-украинских отношений по сравнению с Россией.
Обратимся к визиту президента Р.Т.Эрдогана во Львов 18 августа. Прежде всего, в русле изложенного, приводим ниже текст официального пресс-релиза, опубликованного на сайте турецкого президента по случаю визита. Цитируем:
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган посетит Львов с однодневным рабочим визитом 18 августа 2022 года по приглашению Президента Украины Владимира Зеленского.
В ходе переговоров президента Эрдогана со своим украинским коллегой будут обсуждаться все аспекты турецко-украинских отношений, которые находятся на уровне стратегического партнерства.
Также планируется проведение трехстороннего саммита с участием Президента Украины Владимира Зеленского и Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, в ходе которого будут рассмотрены потенциальные шаги, направленные на более активное поддержание деятельности механизма, сформированного для экспорта украинского зерна на мировые рынки и прекращения украинско-российской войны дипломатическим путем.
С уважением объявлено публике».
Заметным итогом львовского визита турецкого президента стало то, что он увенчался подписанием между Турцией и Украиной Меморандума о взаимопонимании по реконструкции украинской инфраструктуры. Меморандум был подписан турецким министром торговли Мехметом Мусом и украинским министром инфраструктуры Александром Курбаковым.
Вот что на эту тему пишет известное турецкое издание – газета «Daily Sabah». Цитируем:
«Турецкие подрядчики в пятницу выразили готовность сыграть роль в восстановлении Украины, на следующий день после того, как президент страны пообещал поддержать раздираемую войной страну в восстановлении ее инфраструктуры, которая была разрушена продолжающимся вторжением России.
Украина уже является важным рынком для турецких строительных компаний, которые хотят возобновить некоторые проекты, прерванные войной.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган в четверг сообщил своему украинскому коллеге Владимиру Зеленскому, что Турция окажет необходимую поддержку для восстановления пострадавшей от войны страны.
Замечания Эрдогана прозвучали, когда он совершил свой первый визит на Украину с начала войны и вместе с Зеленским руководил подписанием меморандума о взаимопонимании (MoU) о восстановлении инфраструктуры страны, которая была либо повреждена, либо разрушена в результате вторжения.
Эрдоган встретился с Зеленским во Львове и провел двусторонние переговоры, прежде чем к ним присоединился представитель ООН. Генеральный секретарь Антониу Гутерриш.
Трехсторонний саммит сосредоточился на дипломатических усилиях по прекращению почти шестимесячной войны, а также на обсуждении созданного в прошлом месяце механизма для высвобождения экспорта украинского зерна на мировые рынки.
«Мы обсудили масштабы физических разрушений, вызванных войной в Украине. Мы поделились с г. Зеленскому, что мы окажем необходимую поддержку для восстановления Украины, как мы это делали до сих пор», — сказал Эрдоган по итогам встречи.
Украинский лидер назвал поездку своего турецкого коллеги «мощным посланием поддержки».
«Мы говорили о восстановлении Украины после этой войны. В этом контексте, хотел бы особо поблагодарить Турцию за проведение работ по реконструкции города Харькова и Харьковской области», — сказал Зеленский.
Меморандум о взаимопонимании, подписанный министром торговли Турции Мехметом Мушем и министром инфраструктуры Украины Александром Кубраковым, предусматривает создание совместной рабочей группы, которая будет координировать работы по восстановлению социально-экономических объектов, включая дороги, мосты, водо- и электроснабжение, больницы и школы.
Ожидается, что правительство и бизнес Турции разработают конкретные проекты реконструкции и предоставят консультационную и техническую помощь, говорится в заявлении Министерства инфраструктуры Украины.
«Турция — наш стратегический союзник, и война только подчеркнула это. Мы благодарны турецким партнерам за их намерения сотрудничать в восстановлении разрушенной Россией инфраструктуры», — заявил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков.
«Этому способствует большой опыт участия турецкого бизнеса в строительстве дорог и мостов, в частности, это касается наших мегапроектов — Запорожского и Кременчугского мостов», — цитирует Кубракова Kyiv Post.
«Мы знаем турецкий бизнес как надежного партнера, поэтому рассчитываем, что очень скоро добьемся конкретных практических результатов в вопросах совместного восстановления. В ближайшее время, будет создана совместная рабочая группа по вопросам восстановления, где мы отработаем механизмы привлечения турецких инвестиций, а также разработаем конкретные проекты сотрудничества».
Председатель Союза подрядчиков Турции (TMB) Эрдал Эрен заявил о готовности организации участвовать в послевоенном процессе и сказал, что турецкие строители уже имеют необходимое оборудование из-за незавершенных проектов в Украине.
«Мы надеемся, что сможем продолжить наши строительные проекты с того места, на котором остановились, и сыграть роль в восстановлении страны (Украины)», — сказал Эрен агентству Anadolu (AA) в пятницу.
«Мы, как Турция, не играли роли в разрушении этих мест, но мы готовы принять участие в восстановлении страны. Мы гордимся тем, что являемся представителями страны, которая не разрушает, а созидает. Так было и в Ираке, и в Ливии».
Турция занялась уравновешиванием, поддерживая хорошие отношения как с Россией, так и с Украиной, и пыталась придерживаться среднего курса между двумя противоборствующими сторонами.
Турция раскритиковала вторжение Москвы и предоставила Украине оружие, в том числе беспилотники, которые сыграли значительную роль в сдерживании наступления России в начале конфликта, отказавшись при этом присоединиться к Западу в наложении санкций против России. пожинать результаты.
Эрен приветствовал то, что он назвал «экстраординарными» усилиями по поддержанию отношений как с Москвой, так и с Киевом на одном уровне.
«Помимо непрерывного продолжения нашего бизнеса в России, мы рады принять участие как в нашем незавершенном бизнесе, так и в проекте реструктуризации в Украине», — отметил он.
Эрен сказал, что в мае они связались с Министерством иностранных дел, пытаясь запустить такой процесс, и передали соответствующим министерствам письма о формировании объединенной оперативной группы.
Он отметил, что турецкий подрядный сектор может выполнять все виды работ, от сноса, вывоза мусора, проектирования конструкций, подлежащих реконструкции, до строительства конструкций.
«Мы уже предлагали сотрудничество по сносу разбомбленных зданий и уборке завалов, а также по выполнению подрядных работ, в том числе проектных. В настоящее время подготовлен меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве между двумя странами. Мы также высказали свое мнение по этому вопросу, — отметил Эрен.
Эрен заявил, что есть турецкие компании, специализирующиеся на вывозе мусора, напомнив о работах, проведенных в последние годы на границе с Сирией и в Ираке.
«Обломки зданий нужно вывозить быстро, чтобы вместо них строились новые. Для этого необходимы машины значительной мощности. У нас был объем бизнеса в Украине на 3 миллиарда долларов. У нас много дорожных проектов. Так что у нас уже есть машины подходящей мощности для этого», — отметил он.
«Поскольку наши машины готовы, мы можем сыграть свою роль, двигаясь быстрее, чем страны ЕС. Я надеюсь, что дальнейшее развитие событий будет происходить в этих рамках».
Вслед за этими заявлениями, начали поступать и подробности. В частности, как сообщила турецкая пресса, первый проект, который планируется к реализации в рамках турецко-украинских договоренностей — это восстановление моста в селе Романовка Киевской области.
Понятно, что масштаб этого проекта – не слишком велик. Проводя параллели – это далеко не «Крымский мост». Зная турецкий бизнес, следует отметить, что он в такого рода небольших и, при этом, рискованных проектах своего участия не предполагает. Для того, чтобы идти на военные риски, проект должен быть по-настоящему крупныы, при этом по «золотым» расценкам и со 100%-й гарантией получения средств по проекту.
Понятно, что надо ещё и разделять: те проекты, которые Турция ранее начала на территории Украины в «мирное время», и те проекты, который возникли в результате военных действий. Разумеется, турецкий бизнес хочет, как можно быстрее, вернуться к исполнению проектов на украинской территории. Поскольку любой простой при наличии мобилизованной техники и персонала стоит огромных выплат, причем на ежедневной (!) основе. Другое дело, что открывается фронт работ и по восстановлению разрушенной инфраструктуры.
Сложность – понятна: военные действия продолжаются и в таких условиях разворачивать площадку – значит обрекать себя на прямые весьма значительные риски. Вопрос обеспечения безопасности выходит на первое место. И это – даже не Ирак, где турки также имеют опыт строительства при угрозе нанесения террористических атак.
Как бы то ни было, «затащить» всеми правдами и неправдами турецкий бизнес на долгосрочные строительные проекты на Украину для офиса президента Зеленского – это, выражаясь фигурально, значит попробовать использовать турецкие строительные каски вместо голубых ООНовских.
В том смысле, что для российских ВС возникает перманентная угроза задеть турок и, таким образом, втянуть турецкую сторону в конфликт на украинской стороне. То, что будут провокации с целью столкнуть Россию и Турцию — это совершенно очевидно.. А, следовательно, любая строительная площадка, тем более крупная, — это потенциально участок разделительной линии между противоборствующими сторонами, которыми Украина будет прикрываться как живым щитом.
Правда, вряд ли, на эти работы подпишутся многие турецкие частные компании. С учетом всех рисков, скорее всего, с турецкой стороны «восстановлением Украины» займется государственная компания TOKİ (Управление по массовому жилищному строительству), за которыми, естественно, стоит государство турецкое и турецкие государственные интересы. В то время, как частный бизнес будет щупать украинскую почву на предмет возвращения к реализации ранее заключенных сделок с неутешительным, по-видимому, выводом – возвращение ещё представляется преждевременным.