О противоречиях Министерства обороны и МИД Германии относительно продления миссии Бундесвера в Мали

В минувшее воскресенье состоялся день открытых дверей федерального правительства Германии, в ходе которого была проведена дискуссия о перспективах выстраивания внешней политики страны с учетом ресурсных, торговых и военных конфликтов, а также необходимости поддерживать защиту прав человека в глобальных масштабах. В мероприятии приняла участие министр иностранных дел ФРГ А.Бербок, которая в числе прочего коснулась развертывания Бундесвера в Мали. По ее словам, необходимо продолжить германское присутствие в африканской стране, поскольку от этого зависит множество проектов в области гуманитарной помощи и помощи в целях развития. Как отметила «зеленый» политик: «если бы мы ушли оттуда, десятки европейцев сказали бы, что мы тоже уходим». Надо отметить, что слова министра имеют под собой довольно серьезные основания. Так, из-за критической ситуации с безопасностью в африканской стране и завершения вывода из нее французских солдат, участвовавших в миссии «Бархан», 16 государств, задействованных в MINUSMА, направили письмо в ООН с призывом «нормализовать условия труда».

Кроме того, вывод германских военных создаст ощущение, что, цитируя А.Бербок, «мы действительно подводим сотни тысяч людей». С точки зрения главы внешнеполитического ведомства, развертывание в Мали является свидетельством необходимости и эффективности такого рода содействия кризисным странам, а это положительно отражается и на восприятии ФРГ как глобального международного игрока, а также способствует повышению статуса государства в ООН. Последнее особенно важно, если учесть, что от цели добиться реформы организации Берлин не отказался. Несмотря на то, что представители страны говорят об этом существенно меньше, они явно пытаются доказать свою готовность решать международные проблемы и урегулировать конфликты. Вместе с тем в указанном выступлении глава внешнеполитического ведомства согласилась с возросшей угрозой безопасности для военнослужащих, а потому, по ее словам «необходимо несколько важных решений». С чьей именно стороны, она не указала, хотя есть вероятность, что речь в данном случае идет не о федеральном правительстве, а об ООН.

Таким образом, министр иностранных дел косвенно дала понять, что Берлин ориентирован на продолжение участия в миссии MINUSMA, несмотря на то, что на протяжении последнего времени распространяются предположения об обратном. Еще одним косвенным подтверждением сохранения присутствия германского контингента в Мали можно считать достижение определенного компромисса с Бамако по одной из принципиальных для сохранения мандата проблем. В середине минувшей недели стало известно, что Бундесвер добился возможности осуществить ротацию своих военных. В итоге 90 солдат были доставлены в Мали при поддержке гражданской авиакомпании. Однако все же запланированный неделей ранее аналогичный рейс военно-транспортного самолета не получил разрешение на приземление от принимающей стороны.

Помимо ограничений на военные рейсы договоренности о ротации контингента миссии сопровождались усложнением бюрократической процедуры. В результате, сформировалась версия, что такой шаг был предпринят малийской стороной целенаправленно, чтобы в будущем продолжать использовать данный вопрос для оказания давления на ФРГ. Опасаясь ухудшения ситуации, еще около двух недель назад глава оборонного ведомства Германии К.Ламбрехт распорядилась приостановить операции Бундесвера в Мали. При этом не оказали позитивного эффекта германо-малийские переговоры на уровне министерств обороны, в ходе которых от Бамако последовало заявление о важности германского присутствия и о том, что проблемы с ним в большей степени являются результатом недопонимания.

Позицию К.Ламбрех обозреватели склонны объяснять в большей степени внутриполитическими соображениями. Политик, в прошлом занимавшая посты министра юстиции и министра по делам семьи, получила назначение в оборонном ведомстве, скорее, как фигура, выгодная старшей коалиционной партии СДПГ, членом которой она является. А вот в самом Бундесвере, да и в широких политических кругах большой поддержки она не имела. Соответственно, даже незначительный инцидент с военными в Мали, стал бы для нее и для политической силы, которую также представляет канцлер, весьма серьезным ударом. Кроме того, реагируя на замечания солдат, которые действительно опасаются за свою безопасность, глава оборонного ведомства фактически получает возможность укрепить свой авторитет в их среде.

Мотивация А.Бербок сохранять развертывание в Мали в корне противоположна. По ее версии, данная миссия нужна для поддержания и укрепления международных позиций ФРГ, в том числе в контексте глобального геополитического противостояния с Россией, которая также имеет свои интересы в Африке. Более того, свое решение о приостановке патрулирования лагеря в Гао и полетов беспилотников К.Ламбрехт приняла без консультаций с МИДом и в тот момент, когда А.Бербок находилась в отпуске. В результате, ситуация была воспринята как вмешательство в компетенции внешнеполитического ведомства. Наконец, решение министерства обороны ФРГ спровоцировало обращения к Берлину других государств, участвующих в MINUSMA за разъяснением, причем контактов они искали именно по линии МИДа.

В целом Германия подошла к рубежу в принятии решения о продолжении миссии в Мали, который связан с повышением угрозы безопасности после завершения вывода французской миссии «Бархан». Весьма вероятно, что правительство О.Шольца всерьез рассматривает опцию досрочного прекращения мандата, тем более, что такая возможность была заложена изначально на этапе его продления. Проблема с реализацией такого курса состоит в нескольких обстоятельствах, среди которых в том числе вопрос эвакуации местного персонала, а его в Мали более 90 человек, не считая членов семей. Второй просчет, аналогичный афганскому, особенно для СДПГ может оказаться фатальным, если принять во внимание участие партии в прошлом правительстве. А вот принятие во внимание опасений военных при попытках ситуационными мерами все же повысить их безопасность от лица министра обороны в сочетании с усилиями МИДа отстоять миссию в интересах международного влияния федеральной республики вполне могут дать некоторое время на проработку сценария вывода и Бундесвера и штата местных сотрудников. При этом если за указанный период случится нечто экстраординарное, в том числе требующее быстрой эвакуации, для СДПГ и О.Шольца возникнет возможность переложить основное бремя ответственности на «Зеленых» и внешнеполитическое ведомство, как в случае с Афганистаном это произошло с Х.Маасом.

53.45MB | MySQL:103 | 0,500sec