Противостояние США и Китая в Израиле
Глобальная конфронтация великих держав США и Китая может изменить ландшафт Ближнего Востока. Скорость, с которой обостряется это соперничество, и двухпартийный характер оппозиции США к КНР создали весьма шаткую ситуацию для стран Ближнего Востока. Следовательно, они сталкиваются со сложными геополитическими и коммерческими расчетами, с новыми трудностями в управлении своей национальной безопасностью и экономическим развитием. Усиливающаяся конкуренция усложняет их усилия по поддержанию связей с этими державами различными способами и заставляет их выбирать между сохранением партнерства в сфере безопасности с США или укреплением экономического и технологического партнерства с Китаем.
Более того, растущая экономическая роль Китая на Ближнем Востоке посредством BRI представляет собой еще один серьезный вызов глобальным интересам и ценностям США. Масштабы, размах и центральная роль BRI могут трансформировать мировой порядок, в то время как либеральный глобальный порядок, возглавляемый Вашингтоном, претерпевает смену парадигмы, что приводит к краткосрочной волатильности и создает долгосрочную неопределенность в отношении международной системы . В то время как администрация президента Дж.Байдена пытается формировать свою политику на Ближнем Востоке, структура BRI может стать линией фронта для разворачивающегося соперничества великих держав.
Инвестиции Китая в экономику Израиля выросли с момента объявления Инновационного всеобъемлющего партнерства. Посол Китая в Израиле Цай Жун отметил, что «с момента установления дипломатических отношений в 1992 году Китай и Израиль добились плодотворного сотрудничества в различных областях, а инновационное сотрудничество стало изюминкой и двигателем китайско-израильских отношений». BRI также сыграл одну из ведущих ролей в продвижении китайско-израильских отношений. Инвестиции и строительство Китая в Израиле с 2005 по 2012 год составили 1,5 млрд долларов, а инвестиции с 2013 по 2021 год достигли 13,2 млрд долларов. Как сказал тогда бывший президент Израиля Реувен Ривлин: «Инициатива «Один пояс, один путь» — это видение, отражающее способность людей по всему миру объединяться и работать вместе, строить мосты для всех народов».
Израиль является привлекательным центром инноваций для китайских компаний, а Китай — огромным потенциальным экспортным рынком и источником инвестиций для израильских компаний. Инвестиции китайских компаний включают израильский хай-тек, который производит чувствительные технологии, а также строительство и эксплуатацию основной инфраструктуры. Все китайские компании, инвестирующие или строящие крупные инфраструктурные проекты в Израиле, связаны с правительством КНР, военными структурами или вооруженными силами . Любая крупная китайская компания, вероятно, имеет неофициальные или формальные связи с правительством Китая и, как ожидается, будет сотрудничать с его аппаратом разведки и безопасности.
В дополнение к давней озабоченности США по поводу угрозы безопасности, исходящей из Китая, Вашингтон особенно обеспокоен передачей Пекину американских технологий, связанных с обороной, наряду с другими технологиями или возможностями, которые могут усилить его военное превосходство. Соответственно, инвестиции китайских компаний в чувствительные технологии и строительство крупных израильских проектов критической инфраструктуры вызвали официальное выражение обеспокоенности со стороны США. Они выразили обеспокоенность тем, что КНР может приобретать технологии или собирать разведданные, чтобы угрожать национальной безопасности США в области кибербезопасности, спутниковой связи, искусственного интеллекта и робототехники .
Официальные лица США также выразили обеспокоенность тем, что строительство и эксплуатация Китаем крупных израильских инфраструктур могут осложнить сотрудничество между США и Израилем.
В 1990-х и 2000-х годах китайско-израильское сотрудничество в оборонной промышленности по БПЛА Phalcon и Harpy усилило напряженность в оборонных отношениях между Вашингтоном и Иерусалимом, что привело к очевидному де-факто вето США в отношении продажи израильского вооружения и военной техники КНР. Пока отношения в области обороны остаются ограниченными, основные опасения в отношении китайско-израильских связей связаны с инвестициями, соответствующими вопросами интеллектуальной собственности, невоенными технологиями и строительными проектами. В связи с чем, и на фоне усиливающегося давления со стороны США, правительство Израиля создало консультативную группу по иностранным инвестициям. Однако, как сообщается, новая консультативная группа по иностранным инвестициям не имеет полномочий рассматривать инвестиции в такие сектора, как высокие технологии, на долю которых приходится обширный объем инвестиций КНР в Израиле .
Высокопоставленные чиновники в администрациях Д.Трампа и Дж.Байдена приложили значительные усилия, чтобы воспрепятствовать участию Китая в крупных израильских инфраструктурных и коммуникационных проектах. В соответствии с аналогичными предупреждениями, которые администрация Трампа направила другим союзникам и партнерам по всему миру, Иерусалиму сообщили, что помощь и сотрудничество США в области безопасности могут быть ограничены, если китайские компании Huawei и ZTE создадут в стране сеть связи 5G.
По данным Reuters, под давлением США израильские власти согласились гарантировать, что они будут использовать оборудование только от «надежных поставщиков» для своих мобильных телекоммуникационных сетей 5G следующего поколения . По информации израильских СМИ, Национальное управление по защите данных при Службе общей безопасности (ШАБАК) Израиля не позволяет КНР строить в стране коммуникационную инфраструктуру любого типа. Израильские коммуникационные компании соглашаются с позицией органов безопасности, воздерживаясь от использования продукции Huawei и ZTE в своем коммуникационном оборудовании, и, следовательно, сомнительно, что они будут установлены в израильской сети связи 5G .
Более того, администрация Трампа также предупредила Израиль, что активное участие китайских госпредприятий в будущем управлении крупным портом в Хайфе, где компания SIPG построила пирс и арендовала права на управление на 25 лет, может поставить под угрозу дальнейшее использование порта ВМС США . Китайские портовые операторы могут отслеживать передвижение американских военных кораблей и их техническое обслуживание, а также иметь доступ к информационным системам, что повышает вероятность угроз кибербезопасности для США. В докладе Конгресса США рекомендуется, чтобы администрация довела до сведения израильского правительства свою серьезную озабоченность по поводу безопасности в отношении договоренностей об аренде порта Хайфы и настоятельно призвала рассмотреть последствия таких китайских иностранных инвестиций в Израиле для безопасности США.
Хотя Вашингтон призвал Иерусалим не сотрудничать с SIPG в расширении порта, Израиль в конечном итоге отклонил запрос после внутреннего рассмотрения сделки. Тем не менее в октябре 2021 г. эсминец USS O’Kane был пришвартован в порту Хайфы в рамках нового двустороннего сотрудничества между ВМС Израиля и Пятым флотом США.
Официальные лица США также выразили обеспокоенность тем, что строительство и эксплуатация Китаем крупных израильских инфраструктур могут осложнить сотрудничество между США и Израилем. Основная озабоченность в отношении инвестиций связана с инфраструктурными проектами, которые могут способствовать достижению целей внешней политики Китая в регионе. В мае 2020 года предложение китайской компании (Гонконгская компания CK Hutchison Group) о покупке завода по опреснению воды (Sorek 2) стоимостью 2 млрд долларов было отклонено в пользу местной компании IDE Technologies (хотя китайское предложение было более привлекательным, а цена была значительно ниже, чем у других участников торгов).
Чиновники администрации Байдена призвали Израиль создать более надежную систему проверки иностранных инвестиций. Новый комитет, возглавляемый премьер-министром Израиля, призван заменить существующий добровольный комитет, находящийся в ведении Министерства финансов, который не охватывает основные области, в которые Китай инвестирует. Однако канцелярия премьер-министра еще не приняла решения. Между тем официальные лица в Вашингтоне расценили тендеры на строительство легкорельсового транспорта в рамках одного из крупнейших и наиболее сложных инфраструктурных проектов Израиля «зеленую» и «фиолетовую линии» как серьезное испытание политики этого израильского правительства в отношении Китая.
Здесь несколько местных компаний вместе с иностранными боролись за многомиллиардную сделку (тендеры на 15 млрд шекелей), в том числе китайские компании (их предложение по стоимости было значительно ниже, чем другие предложения). Однако, Тендерный комитет Metropolitan Mass Transit System решил выбрать предложение группы Alstom, Dan и Electra для реализации второго этапа проекта Green Line. Shafir Group и испанская CAF выиграли тендер Purple Line. Дисквалификация китайских компаний (CRRC и CRCC) в тендере удовлетворила правительство Израиля, столкнувшегося с давлением США относительно участия Китая в строительстве инфраструктурных проектов в Израиле.