Израильско-китайские отношения в эпоху стратегического соперничества великих держав. Часть 5

США или Китай ? Выбор очевидный, но с вариантами

США и Китай находятся на критическом этапе политики великих держав, пути, чреватого конфликтами, соперничеством и конкуренцией. Эта конкуренция происходит на фоне вялого роста мировой экономики, фрагментации международного порядка и серьезных внутренних проблем в обеих державах. Подрыв доминирования Вашингтона становится все более важным компонентом внешней политики Китая на Ближнем Востоке. Это способствует превращению Китая из пассивного регионального игрока в более громкого и агрессивного. Поэтому Ближний Восток становится одной из главных арен соперничества великих держав.

Мир и стабильность на Ближнем Востоке строятся на обеих сторонах уравнения. Уравнение геобезопасности, основанное на партнерстве в области безопасности с США, уравновешивается геоэкономическим уравнением (экономическое и технологическое партнерство) с Пекином, что делает регион наиболее уязвимым местом в мире в случае бессрочного соперничества между двумя силами над тем, кто контролирует мировой порядок. Следовательно, поддержание сбалансированных отношений и сохранение этого геобезопасного и геоэкономического уравнения является важной гарантией для стран Ближнего Востока (включая Израиль) избежать негативных последствий в случае углубления конкуренции между США и Китаем в регионе. Однако усиливающееся соперничество вынуждает местные власти встать на сторону одной из двух держав. Следовательно, они могут потерять либо партнерство в сфере безопасности с США, либо экономическое и технологическое партнерство с Китаем.

В последние годы китайско-израильские отношения сохраняют устойчивую динамику роста. Экономические связи, особенно связанные с технологическими инновациями, крупными инфраструктурными проектами и сотрудничеством в рамках BRI, послужили основой для этих все более теплых отношений. Во многих смыслах нынешний флагманский проект Китая позиционирует Израиль как центральный регион и центр, будь то центр для BRI, важный экономический и технологический партнер или геополитическая площадка для продвижения международных программ.

Во-первых, уникальное географическое положение Израиля на берегу Средиземного моря является важным пунктом между тремя континентами. Израиль может стать жизненно важной частью ОПОП, особенно его компонента MSRI (Морской Шёлковый путь), с его новыми портами на средиземноморском побережье и потенциальными железнодорожными маршрутами.

Во-вторых, увеличилось количество открытий потенциальных источников энергоносителей на берегах Средиземного моря, что значительно расширило возможности Китая по доступу к источникам энергии, когда показатели экономической конвергенции между Израилем, Грецией и Кипром увеличиваются. Технологическое сотрудничество будет сосредоточено на других секторах, таких как новые источники энергии, сельское хозяйство, развитие транспортных технологий, науки о жизни и многое другое.

В-третьих, после «Авраамовых соглашений» в других арабских и мусульманских странах росла готовность присоединиться к процессу нормализации отношений с Израилем. Это заставило Китай обратить внимание на новую торговлю и коридоры между арабскими странами и Израилем, которые могут быть использованы в качестве торгового пути или нового узла для прямого сообщения между Персидским заливом и Средиземным морем.

В-четвертых, сотрудничество в рамках BRI помогло китайско-израильским отношениям неуклонно и быстро расти, особенно в коммерческой сфере, от роста китайских инвестиций в Израиль с 1,5 млрд долларов в 2012 году до 13,2 млрд долларов в 2021 году; они могут вырасти еще больше после завершения интеграции Израиля в BRI.

Наконец, израильско-китайское сотрудничество в области передовых технологий и инноваций будет продолжено путем отказа от технологий, которые провоцируют США. Технологическое сотрудничество будет сосредоточено на других секторах, таких как новые источники энергии, сельское хозяйство, развитие транспортных технологий, науки о жизни и многое другое.

Израиль должен проводить внешнюю политику тонкого баланса, хеджирования и управления рисками, а именно развивать свое экономическое и технологическое партнерство с Китаем, сохраняя при этом партнерство в сфере безопасности с США.

Перед израильским правительством стоит сложная и деликатная задача управления своими отношениями с Вашингтоном при интеграции в структуру BRI, особенно в инфраструктурных проектах и передаче технологий. Выбор между США и КНР дорого обошелся бы израильскому правительству — китайские проекты BRI и сопутствующие им экономические возможности велики и растут. Тем не менее, для Иерусалима выбор очевиден больше, чем для других стран региона. США являются основным стратегическим и торговым партнером Израиля в мире (ежегодно Израиль получает миллиарды долларов в виде военной помощи от США). Тесные отношения между Израилем и США основана на общих ценностях, экономическом партнерстве, стратегическом сотрудничестве, гуманитарной помощи и культурных связях. Нет никакой замены американской поддержке Израиля, что делает ее главным стратегическим активом для его национальной безопасности.

По словам высокопоставленного израильского дипломата, Иерусалим присоединяется к Соединенным Штатам, если им придется выбирать сторону, и они не будут воевать с Вашингтоном из-за Китая. Тем не менее, Израиль предпочел бы держать свои решения по этому вопросу в секрете, чтобы не потерять бизнес и инвестиции из самой густонаселенной страны мира. Израиль пытается приспособиться к стратегическим конкурентным отношениям, сохраняя при этом тесное партнерство и используя возможности с Китаем. Тем не менее, Пекин может использовать угрозы, давление или использование будущих возможностей для продвижения своей позиции за счет Вашингтона, что мешает израильскому правительству продолжать свою взвешенную политику.

В эпоху соперничества великих держав Вашингтон ожидает, что его союзникам по всему миру, возможно, придется делать жесткий выбор между двумя великими державами. Следовательно, Израилю следует продолжать свои отношения с Китаем, лавируя между интересами Вашингтона и Пекина и придерживаясь осторожного, но независимого подхода. Иерусалим должен продолжать с необходимой осторожностью расширять свое сотрудничество в рамках BRI, понимая при этом серьезные опасения Вашингтона и существенные, дорогостоящие ограничения, которые эти опасения накладывают на китайско-израильские геоэкономические связи (экономические и технологическое партнерство). Однако это не означает, что он должен оставаться пассивным в треугольнике отношений с Вашингтоном и Пекином. поскольку подчинение американскому диктату приведет только к дальнейшему давлению. Вместо этого Израиль должен дать понять США, что он внимателен к их опасениям, но должен действовать для защиты своих интересов. Хотя возможности Израиля ограничены, лучше инициировать, продвигать диалог и демонстрировать решимость в этом деликатном вопросе, чем заранее сдаваться и плыть по течению.

52.26MB | MySQL:103 | 0,847sec