Продление мандата миссии UNIFIL в контексте перспектив урегулирования ливано-израильских противоречий

На текущей неделе Организация Объединенных Наций продлила на один год мандат своих временных сил в Ливане (UNIFIL). Данное решение получило единогласное одобрение всех членов Совета Безопасности. В соответствующей резолюции СБ ООН упоминается призыв к сторонам конфликта придерживаться т.н. «голубой линии» между Израилем и Ливаном, а также осуждаются угрозы и ограничения в отношении миротворческих сил организации. В последнем случае речь в частности идет о размещении неправительственной организацией Green without Borders в приграничной полосе разборных контейнеров, которые препятствуют осуществлению наблюдения и доступу сил ООН. Отдельно отмечается существующий «риск того, что нарушение режима прекращения боевых действий может привести к новому конфликту».

Помимо сказанного резолюция СБ ООН включает в себя один значимый аспект, касающийся ограничения активности «Хизбаллы» и ее роли в ливанской системе власти. В частности, в тексте утверждается, что ливанская армия должна быть единственной вооруженной силой в стране. В связи с этим предлагается «оказать ливанским вооруженным милам поддержку и помощь в виде предоставления соответствующих небоевых материалов – продовольствия, топлива и медикаментов и материально-технического обеспечения в течение шести месяцев, но не позднее 28 февраля 2023 г.», также подчеркивается, что данная форма содействия должна быть «в пределах имеющихся ресурсов». В дополнение к этому Ливану предписывается ускорить развертывание своих военно-морских сил с тем, чтобы постепенно обеспечить замену UNIFIL и переход ответственности за морскую границу в руки правительства страны.

Продолжил говорить о важности сдерживания «Хизбаллы» заместитель постоянного представителя США  в ООН Р.Миллс. В частности, он указал на то, что препятствия для миротворческого контингента создаются именно ливанской шиитской группировкой. В частности, по словам дипломата, Green without Borders — это «так называемая экологическая группа, действующая по указке «Хизбаллы»». Дополнил его позицию коллега из ОАЭ, подчеркнувший, что «оружие, которым обладают негосударственные акторы представляет серьезную угрозу суверенитету, безопасности и стабильности Ливана».

В целом заседание Совбеза, завершившееся продлением мандата UNIFIL до 31 августа 2023 г., свидетельствует, что ООН в данном случае склонна поддерживать усилия США, прежде всего, направленные на урегулирование спора между Ливаном и Израилем о морской границе. Начиная с середины августа с разных сторон, в том числе из Иерусалима звучат предположения, что соответствующие договоренности могут быть достигнуты уже в ближайшее время. Одновременно с заседанием СБ ООН состоялся телефонный разговор американского президента Дж.Байдена и главы израильского правительства Я.Лапида ,в ходе которого первый «подчеркнул важность завершения переговоров о морской границе между Израилем и Ливаном в ближайшие недели».

Главным препятствием для достижения поставленной задачи стала «Хизбалла», угрожающая израильским объектам газовой инфраструктуры. При этом именно данная группировка все чаще воспринимается Западом как дестабилизирующий фактор в обществе и власти своей страны, мешающей ей выйти из социально-экономического кризиса. Как следствие, консолидированная позиция членов Совета Безопасности, проявленная на голосовании по указанной резолюции несмотря на общую геополитическую обстановку, может объясняться, с одной стороны, стремлением поддерживать относительное спокойствие в регионе, так как конфронтация с «Хизбаллой» рискует спровоцировать полномасштабный конфликт Израиля с Ливаном. С другой стороны, заметно определенное совпадение точек зрения относительно того, что только с ограничениями в отношении «Хизбаллы» возможна стабилизация Ливана, в том числе через начало использования его шельфовых месторождений. Более того, стремление таким образом гарантировать устойчивость страны и региона выглядит превалирующим над энергетическими стратегиями членов Совета Безопасности ООН.

Примечательно в контексте актуальной международно-политической ситуации то, что Россия, будучи постоянным членом Совета Безопасности,  не заявила о своем несогласии с текстом резолюции, несмотря на упоминание в нем «Хизбаллы» и то, что сглаживание ливано-израильских противоречий потенциально повышает шансы Европы заменить ее энергоресурсы в том числе ближневосточными. Для сравнения, в сентябре 2017 г. Москва заявляла о том, что применит право «вето» в том случае, если продленный мандат UNIFIL будет содержать какие-либо отсылки к ограничениям ливанской шиитской группировки. Тогда позицию Кремля израильские обозреватели связывали с интересами в Сирии.

В определенной степени текст резолюции и сопровождавшие его принятия рассуждения – своего рода гарантия, которую не только США, но и ООН пытаются дать Израилю в условиях продолжающихся усилий по возвращению к исполнению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. На фоне актуальных дискуссий вокруг «ядерной сделки» зачастую речь идет именно об ограничениях, введенных Вашингтоном, однако в реальности СВПД в своей оригинальной версии предусматривал отказ от рестрикций и со стороны Организации Объединенных Наций с возможностью наложить их повторно в том случае, если Иран не выполнит своих обязательства. В результате, поддержка ООН давления на прокси ИРИ в регионе выглядит в данном случае как попытка снизить градус общих израильских опасений сопутствующей иранской угрозой.

Наконец, некоторые гарантии указанная резолюция представляет и странам-членам организации, которые отправили в зону проведения операции порядка 10,5 тыс. своих военных.  Так, в конце июня, то есть до принятия окончательного решения Совета Безопасности Берлин несмотря на ряд внутриполитических разногласий одобрил продление мандата на участие Бундесвера в UNIFIL. Соответственно, если бы в текущих условиях миссия не была продолжена как таковая, ФРГ оказалась бы в затруднительном положении как в зоне противостояния, так и в своих отношениях с ООН. Последние характеризуются трудностями из-за дискуссий относительно дальнейшего развертывания в Мали, где Германия пытается через ООН добиться замены ушедшим французским силам, обеспечивавшим в том числе прикрытие с воздуха.

52.41MB | MySQL:106 | 0,924sec