Оценки в Израиле перспектив и последствий возможного заключения «ядерной сделки» с Ираном. Часть 7

В израильском военно-политическом руководстве выступают против возвращения к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД, ядерной сделке), подписанному с Ираном в 2015 г. постоянными членами СБ ООН и Германией с целью преодолеть кризис вокруг иранской ядерной программы, ограничить ее в обмен на снятие антииранских экономических санкций. В Израиле предупреждают, что ядерная программа Ирана значительно расширилась с 2018 г., после того, как президент США Дональд Трамп вышел из СВПД. Там уверены в том, что Иран стремится создать ядерную бомбу, и опубликовали разведданные, которые, как утверждается, раскрывают иранскую программу создания ядерного оружия. Тегеран отрицает, что его программа носит военный характер.

8 августа с. г. ЕС выдвинул так называемый окончательный текст соглашения. Однако Иран предложил к нему изменения, в основном принятые европейцами, на которые США ответили через посредников.

Официальный представитель Министерства иностранных дел Ирана Насер Канаани заявил 2 сентября этого года, что Тегеран направил еще одно предложение, которое он назвал «конструктивным» и выразил надежду, что сделка будет заключена. Позднее в тот же день официальный представитель Совета национальной безопасности США Эдриенн Уотсон заявила, что США все еще «изучают иранский ответ и координируют свои действия с союзниками – E3 [группа из трех государств – Франции, Германии и Великобритании, – ведущих переговоры с Ираном с 2003 г. с целью ограничить иранскую ядерную программу – здесь и далее прим. автора]».

В Израиле ключевым аспектом в разрешении иранской проблемы рассматриваются взаимоотношения израильского руководства с администрацией Джо Байдена.

Премьер-министр Яир Лапид заявил в воскресенье, что его правительство эффективно оказывает давление на США для того, чтобы требования Израиля в отношении новой сделки с Ираном были услышаны, при этом сохранились прочные отношения с Соединенными Штатами. «Правильная политика — это та, которую мы проводим в течение последнего года — продолжать давление, но не заходить слишком далеко, предоставлять достоверную разведывательную информацию и быть частью процесса, не разрушая особых отношений с Соединенными Штатами», — сказал Я.Лапид на еженедельном заседании кабинета министров.

Times of Israel отмечает, что тем самым премьер-министр нанес удар по лидеру оппозиции Биньямину Нетаньяху, который был главой правительства во время подписания первоначального соглашения между Ираном и мировыми державами. В условиях очередной предвыборной кампании в Израиле Я.Лапид и Б.Нетаньяху устроили публичную перепалку после того, как первый провел для второго брифинг по безопасности, посвященный новой ядерной сделке с Ираном. «Для тех, кто говорит нам, что мы недостаточно кричим или недостаточно прямолинейны, я напомню, что на самом деле произошло в прошлом: в 2015 году, когда Израиль довел ситуацию до ненужной конфронтации с администрацией, произошел полный провал. Американцы просто перестали нас слушать. Отношения с ними испортились, они пошли и подписали плохое соглашение», — сказал Я.Лапид.

По мнению премьер-министра, стратегия его правительства работает, и Белый дом принимает во внимание опасения Израиля. Он отметил, что после разговора с президентом США Джо Байденом на прошлой неделе глава Моссада Давид Барнеа отправится в Вашингтон 5 сентября «для серии встреч, призванных объяснить американскому правительству израильскую позицию по поводу опасностей, которые представляет это соглашение». Согласно израильским СМИ, речь идет о «переговорах с высокопоставленными официальными лицами США, которые обычно не встречаются со своими израильскими коллегами, в том числе с главой ЦРУ». Ожидается также, что «Барнеа проинформирует специальный комитет Сената по разведке о позиции Израиля и разведывательных данных в отношении Ирана». Отмечается также, что «Д.Барнеа предоставит официальным лицам США данные, свидетельствующие о том, что в случае подписания соглашения в таком виде, в каком оно обсуждается, Россия сможет отмывать деньги через Иран, а также информацию об активизации злодейских усилий Тегерана на Ближнем Востоке».

Согласно СМИ, в Израиле исходят из того, что США и Иран в течение нескольких недель возобновят ядерную сделку, несмотря на заявления в Вашингтоне о том, что последний ответ Тегерана на переговорах был «неконструктивным». Сообщается, что «израильская оценка содержится в непубличном отчете, подготовленном отделом политических исследований Министерства иностранных дел Израиля. В отчете МИДа говорится, что США и Иран более реалистично относятся к позициям друг друга, чем раньше, и оба стараются усилить политическую поддержку сделки накануне достижения окончательных договоренностей». Отмечается, что во время телефонного разговора с президентом США на прошлой неделе Я.Лапид призвал Байдена подготовить военный удар по ядерной программе Ирана, сказав ему, что «только заслуживающий доверия военный план США гарантирует, что иранцы не попытаются обмануть», если ядерная сделка будет возобновлена. Байден подтвердил свою приверженность тому, чтобы держать Израиль в курсе ядерных переговоров, и заверил Я.Лапида в том, что сюрпризов не будет, как это было при администрации Обамы.

Times of Israel напоминает, что Израиль давно подталкивал США к подготовке военного варианта. В июле этого года Байден заявил, что в случае необходимости готов применить силу, чтобы помешать Ирану получить ядерное оружие. Однако считается, что ядерная программа Ирана слишком продвинутая, чтобы ее можно было уничтожить одним ударом, и неясно, какой ущерб может нанести военная атака[i].

Бригадный генерал в отставке Эфраим Снэ (Ephraim Sneh) (бывший министр здравоохранения, транспорта и экс-заместитель министра обороны, ныне председатель Центра стратегического диалога в Академическом колледже Нетании) считает, что «переговоры между США и Ираном по ядерному соглашению определяются фундаментальным дисбалансом между сторонами». «Президент США Джо Байден и его администрация оценивают ситуацию в регионе сквозь призму политической реальности в Америке. Их горизонт не простирается дальше окончания нынешнего президентства Байдена. Поэтому, с точки зрения администрации США, задачей, которую стоит решать, является недопущение того, чтобы Иран вооружился ядерным оружием в ближайшие годы. Тогда как у режима аятоллы в Тегеране есть долгосрочная стратегическая цель – достижение иранской гегемонии на Ближнем Востоке с последующим превращением ИРИ в глобальную державу с помощью мусульманского мира и благодаря огромной военной мощи Ирана. Иранское руководство никогда не упускает из виду свои долгосрочные цели и проявляет величайшее терпение в их достижении. Иран понимает необходимость идти на уступки в краткосрочной перспективе в обмен на приближение к своим долгосрочным целям».

«Израиль, со своей стороны, должен сохранить свое существование как в долгосрочной перспективе, обеспечивая безопасность своих детей и внуков, так и в краткосрочной перспективе», – пишет Э.Снэ. Эксперт считает, что «даже соглашение с формулировкой, которая была бы «выгодна Израилю», не лишит Иран ядерного потенциала в будущем. В лучшем случае это лишь отсрочит реализацию проекта на несколько лет. С соглашением или даже без него Иран получит миллиарды долларов для взятия под свой контроль региона с помощью вооруженных ракетами ополченцев, которые могут захватить страны со слабым центральным правительством, такие как Ливан и Ирак. Масштабы разрушений, которые эти вооруженные формирования могут нанести Израилю, в основном с помощью высокоточных ракет, огромны».

Прежде всего, что эксперт советует сделать, – «остановить проект Ирана по созданию высокоточного оружия, в рамках которого он пытается модернизировать тысячи ракет в распоряжении «Хизбаллы», превратив их в высокоточное оружие. Развертывание проиранских ополченцев на юге Сирии на северной границе с Голанскими высотами также является угрозой, с которой Израилю нельзя мириться».

Э.Снэ проводит параллель с ситуацией на северной границе Израиля с сектором Газа, где правит ХАМАС. По его мнению, многие в Израиле ошибочно наделили это движение статусом «ответственного взрослого» после решения его руководства воздержаться от участия в запуске ракет по израильской территории в ходе недавней эскалации насилия и военной операции ЦАХАЛа в Газе. Эксперт утверждает, что ХАМАС таковым определенно не является. Это движение, по его словам, «частично финансируется Ираном, и оно готовится к конфликту на этнической почве, который сотрет Израиль с «принадлежащей им» территории».  Он полагает, что от ракетного обстрела ХАМАС якобы воздержался временно по своим собственным причинам, чтобы выиграть время и укрепить свои позиции в секторе Газа.

По мнению Э.Снэ, «конфронтация с иранскими прокси, окружившими Израиль, неизбежна и должна завершиться их устранением. В противном случае жизнь израильтян здесь станет невыносимой еще до того, как Иран произведет обогащенный уран, необходимый для завершения создания ядерного оружия».

По оценке израильского эксперта, «нынешнее поведение мировых держав в ходе переговоров по заключению ядерного соглашения показывает, что Израиль может остаться в одиночестве перед ядерным Ираном». При этом он не сомневается в искренности американцев, когда они говорят, что ядерный Тегеран представляет собой экзистенциальную угрозу Израилю. Однако он предвидит, что между Израилем и США будут разногласия относительно того, когда будет необходимо применить военную силу для уничтожения ядерного потенциала Ирана.

Э.Снэ считает, что «Израиль не может оставить это решение на усмотрение иностранных государств, какими бы дружелюбными они ни были. Еврейское государство потеряло несколько драгоценных лет на подготовку своей независимой способности вести дела с Ираном из-за расхождений в том, что говорилось и делалось». Намекая на то, что конкретно имеется в виду, эксперт упоминает недавнее посещение министром обороны Бени Ганцем эскадрильи современных самолетов-заправщиков, предназначенных для дозаправки в воздухе и являющихся важной составляющей военного варианта. «Однако это эскадрилья ВВС США, а не ВВС Израиля, поскольку у Израиля нет такой эскадрильи, и неясно, когда она у него будет и будет ли вообще», – сетует Э.Снэ.

По поводу наличия в новом ядерном соглашении преимуществ, эксперт указывает только на одно – продвижение Ирана к ядерному оружию задержится на несколько лет. Это дает Израилю время для подготовки к самостоятельным действиям. «В любом случае, Израиль должен быть готов действовать быстро», – пишет Э.Снэ. По его словам, «для этого США должны предоставить Израилю две жизненно важные вещи: основные системы вооружения для выполнения миссии и политическую поддержку военных операций».

В таких условиях эксперт не понимает, почему эти вопросы отсутствуют в публичном дискурсе накануне выборов в Израиле 1 ноября. Сам он объясняет это тем, что «тогда руководству страны придется объяснять целесообразность защиты 210 незаконных еврейских форпостов и сельскохозяйственных ферм на Западном берегу р. Иордан, в то время как ЦАХАЛ должен готовиться к жесткому, сложному многостороннему противостоянию с Ираном»[ii].

[i] PM: Israel applying effective pressure on US over Iran deal while keeping good ties // Times of Israel. 04.09.2022. https://www.timesofisrael.com/pm-israel-applying-effective-pressure-on-us-over-iran-deal-while-keeping-good-ties/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site

[ii] With an agreement or without, Israel may be left alone to face nuclear Iran // Ynet. 31.08.2022. https://www.ynetnews.com/article/rkrld9njj

52.24MB | MySQL:103 | 0,460sec