Размышления о нынешнем кризисе турецко-греческих отношений

Анкара использует кризисы, чтобы попытаться оттеснить и изолировать Афины, поскольку Турция также ждет возможности разыграть энергетическую карту в условиях украинско-российского конфликта[i]. Хотя вторжение на греческие острова вряд ли входит в планы Турции, она пытается создать предлог для преследования греческих кораблей и самолетов. Это часть попытки Анкары претендовать на полосу Восточного Средиземноморья. Турция утверждает, что речь идет об экспорте энергоносителей, но у Турции есть много участков для бурения и поиска газа в других местах. Представляется, что цель Анкары – использование энергетической угрозы для защиты собственных национальных интересов. Анкара знает, что из-за кризиса на Украине Европа отчаянно нуждается в импорте природного газа и энергии.

Турция стремилась улучшить отношения с Израилем специально для того, чтобы перенаправить энергетические сделки из Израиля через Турцию в Европу. Цель снова состоит в том, чтобы изолировать и отодвинуть на второй план Грецию, а затем поставить членов ЕС и НАТО в зависимость от Турции. Греко-турецкий кризис – это не просто несколько инцидентов в Средиземноморье. Турецкие СМИ говорят, что это часть геополитического плана Анкары по воссоединению связей с Москвой и налаживанию отношений с Сирией. Дополнительный положительный эффект может быть связан с иранской сделкой и российско-иранскими связями.

Эгейские острова остаются «занозой в боку Анкары», поскольку она продолжает претендовать на некоторые из них и чувствует себя несправедливо по отношению к заключенным договорам. Разделенный Кипр – еще один источник периодических ссор между Турцией и Грецией. Желание Турции задействовать подводные энергетические ресурсы Эгейского моря и Восточного Средиземноморья является центральной нитью, связывающей области спора[ii]. По некоторым данным, Анкара планирует инвестировать около 10 млрд долл. в бурение нефтяных и газовых скважин в Эгейском и Черном морях.

Учитывая амбиции Турции, нетрудно вспомнить ее реакцию более года назад, когда Греция объявила, что расширит свои морские границы в Ионическом море с 6 до 12 км, и намекнула, что сделает то же самое в Эгейском море. Если бы Греция таким же образом расширила морские границы своего материкового побережья и островов в Эгейском море, Турция оказалась бы в окружении с этой стороны до такой степени, что ей, вероятно, пришлось бы просить у Афин разрешения на выход турецких военных и гражданских судов из Мраморного моря через Эгейское море в Средиземное.

При анализе турецко-греческих отношений необходимо также учитывать антитеррористический аспект. Греция обучает сотни террористов из РПК, DHKP-C и MLKP против Турции в лагере Лаврион. Лагерь РПК Лаврион, созданный в Греции в 1985 году для так называемых беженцев, до сегодняшнего дня принял сотни террористов. Лагерь состоит из двух отдельных секций.  Первая секция в Афинах состоит из 4 отдельных блоков и примерно 80 квартир. Территория окружена высокими стенами. Члены организации в лагере постоянно находятся на страже безопасности. Вторая секция состоит из контейнеров и палаток в 1,5 километрах от основного лагеря. В лагере находятся террористы, принадлежащие к организациям, включенным в список Турции, включая РПК, DHKP-C, MLKP и MKP. Число террористов в лагере постоянно колеблется между 250 и 500. Обучение занимает 6 месяцев.

В лагере, контролируемом РПК, есть отдельные комнаты для каждой организации. На дверях комнат висят полотнища, символизирующие организации. В каждом номере проживают от 4 до 8 террористов. Для маскировки террористической деятельности в лагере всегда находится 4-5 семей с детьми. В главном лагере находятся залы для идеологической подготовки. Такие уроки, как саботаж и изготовление бомб, в основном проводятся в сельской местности, где расположены контейнеры и палатки. Потребности лагеря удовлетворяются за счет средств европейской организации РПК, институтов Европейского союза и греческого государства.

Греции необходимо принять меры и закрыть лагерь РПК в Лаврионе. Если Греция не может/не желает подавить угрозу, которую негосударственные субъекты представляют для Турции, в соответствии с международным законодательством Турция имеет право на экстерриториальную самооборону в соответствии с доктриной «неспособности или нежелания». В Турции есть мнение, что подобно тому, как Израиль может бомбить лагеря «Хизбаллы» внутри границ Ливана из соображений борьбы с терроризмом и национальной безопасности, Турция также имеет право наносить удары по тренировочному лагерю РПК Лаврион в Греции.

Тем не менее, хотя есть несколько спорных вопросов, которые могут привести Грецию и Турцию к столкновению, США и другие западные державы быстро вмешаются, чтобы предотвратить развитие ситуации по спирали, особенно в настоящее время, когда в первую очередь речь идет об украинском кризисе. В то же время Анкара знает, что конфликт с Грецией в это время будет препятствовать ее усилиям по налаживанию отношений со странами арабского региона и нанесет дополнительный ущерб и без того напряженной и ухудшающейся турецкой экономике.

[i] https://www.jpost.com/middle-east/article-716483

[ii] https://english.ahram.org.eg/News/475574.aspx

62.83MB | MySQL:102 | 0,510sec