Оценки в Израиле перспектив и последствий возможного заключения «ядерной сделки» с Ираном. Часть 9

В израильском военно-политическом руководстве выступают против возвращения к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД, ядерной сделке), подписанному с Ираном в 2015 г. постоянными членами СБ ООН и Германией с целью преодолеть кризис вокруг иранской ядерной программы, ограничить ее в обмен на снятие антииранских экономических санкций. В Израиле предупреждают, что ядерная программа Ирана значительно расширилась с 2018 г., после того, как президент США Дональд Трамп вышел из СВПД. Тем не менее, последний проект соглашения предусматривает такое же ослабление санкций против Ирана, как и в 2015 г. К тому же предусмотренные в нем ограничения начинают истекать чуть более чем через год. В Израиле уверены в том, что Иран стремится создать ядерную бомбу, и опубликовали разведданные, которые, как утверждается, раскрывают иранскую программу создания ядерного оружия. Тегеран отрицает, что его программа носит военный характер.

Бени Сабати, исследователь иранских социальных сетей, основатель пресс-службы ЦАХАЛа на персидском языке, рассматривает причины, по которым иранцы заявляют о своем стремлении к ядерному оружию? Он отмечает, что в последнее время тон высокопоставленных иранских официальных лиц стал более резким и сопровождается угрозами в адрес Запада. Более того, они, вопреки прежним попыткам отрицать, что их ядерная программа носит военный характер, прямо заявили, что «для Ирана ядерное оружие является достижимой целью». В то же время Иран согласился возобновить переговоры о возвращении к ядерной сделке на основе «окончательного» проекта, подготовленного европейцами. Б.Сабати считает, что «Израиль должен учитывать, что этими заявлениями Иран стремится предупредить США о том, что, если его требования не будут выполнены, он в короткие сроки ускорит создание ядерного оружия со всеми вытекающими последствиями».

На прошлой неделе переговоры, похоже, зашли в тупик, поскольку Иран выдвинул ряд требований, отклоненных США и Европейским союзом. Официальные лица США, включая президента Джо Байдена, во время недавних переговоров сообщили премьер-министру Израиля Яиру Лапиду, что вопрос о возобновлении сделки пока не обсуждается[i].

Израильский эксперт полагает, что в связи с тем, что США отказывались выполнить требования Ирана, включающие отмену санкций в отношении Корпуса стражей исламской революции (КСИР), иранские высокопоставленные официальные лица инициировали необычный дискурс, свидетельствующий об их технологических успехах в ядерной сфере. Речь идет о возможности обогащения урана до 90% и технологическом прогрессе в разработке ядерного оружия. Впервые об этом было заявлено открыто. «Эти высокопоставленные лица близки к верховному лидеру ИРИ Али  Хаменеи, определяющему политику Ирана в ядерной сфере, региональной подрывной деятельности и преодолении санкций; и они не обязательно из окружения президента, который не определяет иранскую политику – за исключением отдельных аспектов текущей экономической ситуации – и действует только как исполнительный орган». По мнению Б.Сабати, «это может свидетельствовать об интересе верховного лидера к данному дискурсу, а также о том, что угрожающие высказывания воспринимаются как отвечающие национальным интересам при подготовке решения в США и на Западе по поводу ядерного соглашения».

Израильский эксперт указывает на следующих иранских деятелей.

Прежде всего, он упоминает старшего советника аятоллы Хаменеи, главу Стратегического совета по внешней политике Камаля Харази. Израильский эксперт называет его ключевым оратором по этому вопросу. Он заявил (каналу «Аль-Джазира» на арабском языке 17 июля): «все знают, что Иран способен произвести ядерную бомбу, но по поводу этого пока не принято решение. В прошлом нам удавалось перейти от 20% обогащения урана к 60%, и мы можем легко обогатить до 90%». Отмечается, что К.Харази ранее был министром иностранных дел в правительстве президента-реформатора Мохаммада Хатами, его взгляды считались умеренными, и он не представлялся деятелем, которого режим мог выбрать в качестве проводника крайних идей. Эксперт указывает на то, что К.Харази не случайно выступил на арабоязычном канале. Это может свидетельствовать о желании Ирана послать соседним арабским странам сигнал о том, что им не следует слишком сближаться с Израилем, если они не хотят пострадать в первую очередь, и заставить их оказать давление на американцев, чтобы они уступили требованиям Тегерана.

Мохаммад-Джавад Лариджани, высокопоставленный деятель консервативного толка, приближенный к верховному лидеру, один из инициаторов ядерной программы Ирана в 1990-х гг. и бывший глава «Центра физических исследований» (Physics Research Center, PHRC), который считается «прикрытием для первого иранского учреждения, пытавшегося получить центрифуги для обогащения урана», произнес (на иранском телевидении, 17 июля) слова, аналогичные тому, что сказал К.Харази. При этом он подчеркнул, что «если Иран на это решится, никто его не остановит».

Б.Сабати упоминает реформатора Аталлу Махаджрани, «который вместе с К.Харази работал в правительстве Хатами, но был уволен из-за своей умеренной позиции, и в последние годы живет в Лондоне, опасаясь преследования со стороны иранского режима». В статье в умеренной ежедневной газете Etemaad (23 июля) А.Махаджрани «на удивление» поддержал К.Харази и подтвердил продвижение Ирана на пути создания ядерного оружия. Он подчеркнул, что время, когда К.Харази сделал свое заявление, свидетельствует о том, что оно было направлено против визита президента Дж.Байдена в Израиль и Саудовскую Аравию. Его слова означали, что «Иран – сила, и угрозы против него не помогут». Он также допустил, что «заявление Харази может положить конец угрозам, направленным на ликвидацию революционного режима в Иране и очагов сопротивления в Ливане, Сирии, Йемене и Ираке. Только Ирану удалось саботировать план «Великого Израиля», разработанный США, и поэтому Иран может легко получить ядерное оружие, хотя его политика запрещает ему это делать. США, Израиль и Европа должны извлечь урок из прогресса Ирана».

Глава Организации по атомной энергии Ирана Мохаммад Эслами, ответственный за статус и продвижение ядерной программы, увязал продвижение Ирана к созданию ядерного оружия с ситуацией на переговорах по возвращению к соглашению: «Если у Запада нет реального желания вернуться к ядерному соглашению, ему не следует выдвигать против Ирана старые ложные обвинения и возбуждать общественное мнение, а также тратить наше время. У Ирана есть возможность производить ядерное оружие, но он не планирует это делать».

В статье от 20 июля под названием «Предложения по устранению препятствий к возобновлению ядерного соглашения» иранский исследователь международных отношений д-р Джалиль Баят предложил решения для выхода из тупика, в который зашли переговоры по ядерной сделке. Они сводятся к тому, что Иран имеет право разрабатывать ядерное оружие, если американский президент в будущем решит еще раз выйти из ядерного соглашения или если он не снимет санкции с КСИР.

Б.Сабати упоминает «связанный с КСИР Telegram-канал», опубликовавший видео (30 июля) тоннелей иранских ракет большой дальности. В нем прозвучала угроза, что «в случае атаки по ядерным объектам в Натанзе будут запущены передовые центрифуги на полигоне в Фордо в рамках проекта «Эмад», направленного на разработку ядерных боеголовок, которые будут установлены на иранские межконтинентальные ракеты, способные достичь Нью-Йорка!»

Израильский эксперт также цитирует одного члена иранского парламента, который 2 августа резко заявил, что «если США продолжат угрожать Ирану, то мы потребуем, чтобы верховный лидер изменил свое решение, согласно которому производство ядерного оружия запрещено». Эксперт отмечает, что «постановление, приписываемое Хаменеи, которое режим использовал в пропаганде при подготовке к ядерному соглашению, предположительно запрещает производство, владение или использование ядерного оружия, и это сыграло важную роль в создании атмосферы доверия к Ирану в ходе подготовки к ядерному соглашению во главе с бывшим президентом [Хасаном] Роухани. Однако есть и те, которые ставят под сомнение его обоснованность, в любом случае возможность его «отмены» сегодня на повестке дня».

В то же время официальные представители иранского режима и МАГАТЭ 1 августа объявили об установке на объекте в Натанзе трех каскадов современных центрифуг 6-IR, что израильский эксперт называет «дерзким шагом, призванным показать решимость иранцев идти по пути обогащения урана до более высокого уровня и подчеркнуть, что Иран не удовлетворится одними только радикальными заявлениями».

По мнению Б.Сабати, такого рода высказывания нацелены на достижение результатов в ходе ядерных переговоров. Он отмечает, что, «несмотря на иранские заявления о стремлении к созданию ядерного оружия, Иран и МАГАТЭ неожиданно сообщили (3 августа), что они примут участие в еще одном раунде переговоров в Вене, чтобы попытаться достичь договоренностей о новом ядерном соглашении. Иранцы, воодушевленные отсутствием жесткой реакции на заявления о стремлении к получению ядерного оружия, распространили в СМИ свои жесткие и бескомпромиссные требования относительно исключения КСИР из санкционного списка. Они также потребовали прекратить расследование МАГАТЭ продвижения Ирана в производстве ядерного оружия. Тем самым иранцы добились определенных успехов, так как по мере того, как Тегеран ужесточает свою позицию и обостряет дискурс о стремлении к ядерному оружию, он набирает очки на фоне того, что воспринимается как смятение Запада — и особенно администрации США…»

В свете слабой реакции на иранские заявления израильский эксперт не исключает, что «администрация Байдена примет решение в пользу продолжения переговоров по ядерной сделке и принятия требований Тегерана, стремясь достичь с ним какой-то договоренности, даже если это не остановит Иран от технологического продвижения, медленного или быстрого, к ядерному оружию».

В таких условиях он советует израильскому руководству и его друзьям в США придать гораздо большее значение и создать широкий резонанс упомянутым выше заявлениям из Ирана, так как они «еще раз доказывают, что соглашение 2015 года с самого начала основывалось на «согласованной лжи» по поводу гражданского характера иранской ядерной программы». «Действия в Вашингтоне и европейских столицах, направленные на то, чтобы воспользоваться публичным дискурсом в Иране относительно стремления к ядерному оружию и занять более агрессивную позицию в отношении Тегерана (вплоть до готовности применить силу, как это предусматривает «Иерусалимская декларация» Байдена), должны и могут быть согласованы с арабскими странами Персидского залива, которые заинтересованы в общей безопасности с Израилем перед лицом иранской угрозы», – пишет эксперт. Однако он усматривает признаки того, что «при отсутствии уверенности в поддержке США (несмотря на визит Байдена в Саудовскую Аравию) страны региона сейчас опасаются занимать жесткую позицию против иранской агрессии».

Эксперт полагает, что «в этих обстоятельствах большое значение имеют предупреждения израильского правительства и ЦАХАЛа после операции «Рассвет» (против «Палестинского исламского джихада» в секторе Газа) — и не только в контексте намерений «Хизбаллы» в отношении газового месторождения «Кариш». Готовность Израиля к превентивным действиям, даже если они сопряжены с риском (везде — «от Хан-Юниса до Тегерана»), играет роль в консолидации позиций США, стран Запада и региона перед лицом беспрецедентной иранской угрозы». В то же время он отмечает, что «в эпоху разведывательного и оперативного сотрудничества с американскими спецслужбами, более тесного, чем когда-либо прежде, важно, чтобы отслеживание и анализ последствий новой и агрессивной иранской линии, проводился на всех профессиональных уровнях, опирался на достоверные данные и по возможности не зависел от политической конъюнктуры, даже если две страны в условиях предвыборной кампании»[ii].

[i] Israel won’t stand by while Iran cheats world, Mossad chief warns US // Times of Israel. 08.09.2022. https://www.timesofisrael.com/israel-wont-stand-by-while-iran-cheats-world-mossad-chief-warns-us/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=ukraine-claws-back-territory-in-kharkiv-region-nuclear-plant-in-peril

[ii] גרעיני לנשק השאיפה על מצהירים האיראנים מדוע / JISS. 01.09.2022. https://jiss.org.il/he/savati-why-do-the-iranians-declare-their-desire-for-nuclear-weapons/

52.31MB | MySQL:103 | 0,624sec