Оценки в Израиле потепления отношений с Турцией. Часть 2

Израильский премьер-министр Яир Лапид 17 августа этого года заявил, что Израиль и Турция полностью восстановят дипломатические отношения  и впервые за многие годы после нескольких лет отсутствия дипломатических представителей высшего ранга обменяются послами, что станет завершающим шагом в процессе начавшегося в конце 2020 г. примирения между двумя странами.

Израильские эксперты анализируют не только возможности, открывающиеся благодаря нормализации, но и множество вызовов, которые потенциально могут осложнить отношения между странами.

В частности, эксперты ведущего в Израиле Института исследований национальной безопасности (INSS) – Галия Линденштраус, старший научный сотрудник, специалист по внешней политике Турции, и Реми Даниэль, научный сотрудник по программе Нойбауэра в INSS, специализирующийся на израильско-турецких отношениях – сравнивают несколько периодов, отмеченных сближением между еврейским государством и Турцией. Им представляется, что «в отличие от предыдущих усилий на пути нормализации, особенно в 2013-2016 гг., на этот раз именно Турция инициировала продвижение процесса, в то время как Израиль действовал осторожно». По их мнению, «положительный ответ израильского руководства на турецкие инициативы был дан после того, как Турция продемонстрировала серьезность своих намерений на фоне ряда событий, что помогло снять некоторые остававшиеся между сторонами подозрения».

Эксперты INSS полагают, что с точки зрения Турции лучше завершить процесс сближения с Израилем до предстоящих выборов в Кнессет 1 ноября 2022 г. Что касается парламентских и президентских выборов в Турции, намеченных на июнь 2023 г., то для возобновления дипломатических отношений еще достаточно времени. Таким образом, в условиях, когда среди турецкой общественности распространены антиизраильские настроения, нет опасений по поводу того, что нынешний процесс нормализации окажет существенное влияние на мнение избирателей.

В нынешнем этапе сближения двух стран Г.Линденштраус и Р.Даниэль видят целый ряд проблем, которые существуют наряду с возможными точками соприкосновения.

Эксперты INSS полагают, что для Турции, у которой многочисленные разногласия с США, нормализация отношений с Израилем является способом улучшения взаимодействия с администрацией Байдена. Они отмечают, что в усилиях по сближению Турции и Израиля команда Байдена гораздо менее активна, чем администрация Обамы. Тем не менее, Вашингтон положительно оценивает улучшение израильско-турецких отношений. Так, Советник по национальной безопасности Джейк Салливан и посольство США в Турции написали в Твиттере поздравления с нормализацией отношений между двумя странами.

В INSS усматривают возможность того, что в будущем Анкара может связать возможное ухудшение турецко-американских отношений с отношениями с Израилем. В качестве примера приводится ситуация в июле этого года, когда Конгресс США принял ограничительные поправки, касающиеся продажи Турции самолетов F-16, что создало препятствия на пути сделки, поддержанной администрацией Байдена. В то время Американский еврейский комитет (American Jewish Committee, AJC) присоединился к организации греческой диаспоры в отправке письма членам Конгресса, в котором выражалась поддержка принятия таких поправок. Помимо этого отмечается, хотя Вашингтон и признает положительную роль турецкого посредничества в ситуации на Украине, США разочарованы приобретением Турцией систем ПВО С-400 у России, а также тем, что турки помогают Москве обходить экономические санкции.

Что касается регионального измерения, отмечается, что нормализация отношений с Израилем хорошо согласуется с тем, что Турция стремится к сближению с другими странами Ближнего Востока, включая Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию и Египет. Несмотря на то, что Турция в свое время выступила против «Авраамовых соглашений», во многих смыслах она старается использовать возможности, открывающиеся благодаря имеющейся региональной динамике. Кроме того, эксперты INSS считают, что недавние позитивные сигналы из Анкары в отношении Башара Асада после многих лет напряженности между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и его сирийским коллегой являются даже более значительными, чем нормализация отношений с Израилем. Фактически, эти два процесса они называют «двумя сторонами одной медали – перезагрузки региональной политики Турции. «Различные усилия по нормализации подпитывают друг друга, и пока Турция убеждена в их преимуществах, прежде всего с экономической точки зрения, ожидается, что она будет их прилагать», – пишут эксперты.

Одновременно они указывают на все большую жесткость Турции в контактах с Грецией и Кипром. Так, «опасения вызывает недавний спуск на воду четвертого турецкого бурового судна, так как это может свидетельствовать о возвращении Анкары к напористому поведению в Восточном Средиземноморье, как уже было в 2018-2020 гг. и привело к последствиям, выходящим за рамки отношений Турции с этими двумя странами».

Палестинский вопрос также рассматривается в качестве фактора, способного повлиять на дальнейшую нормализацию. Отмечается, что Турция пытается сбалансировать свои отношения с Израилем и с палестинцами. В частности, «президент Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас посетил Анкару через несколько дней после заявлений, свидетельствующих о потеплении отношений между Турцией и Израилем». Эксперты напоминают, что «на протяжении последнего десятилетия Эрдоган пытался позиционировать себя как самого видного мусульманского лидера, защищающего права палестинцев и мусульманскую жизнь в Иерусалиме. Эта политика частично выражалась в резких заявлениях в адрес Израиля, который Эрдоган даже назвал террористическим государством. Однако в последний месяц Рамадана и даже во время операции «Рассвет» официальная реакция Турции на израильские действия была менее негативной, чем в прошлом». При этом в INSS исходят из того, что «для Эрдогана и его сторонников, нормализация отношений с Израилем не означает отказа от позиции Турции по палестинскому вопросу. Турки утверждают, что хорошие отношения с Израилем позволят Турции прямо выражать свою позицию и тем самым защищать права палестинцев, а Иерусалим и Аль-Акса являются красной линией».

Израильские эксперты полагают, что в связи с тем, что большое число членов ХАМАСа проживает в Турции, позиция Анкары в отношении этого правящего в секторе Газа движения вполне может поставить под сомнение продолжение налаживания отношений. Несмотря на признаки определенного изменения в поведении Турции в отношении ХАМАСа (изгнание из страны нескольких боевиков движения), эксперты сомневаются, что Эрдоган положительно отреагирует на все требования Израиля, связанные с организацией.

В сфере экономики Г.Линденштраус и Р.Даниэль указывают на то, что  2021 г. в объемах торговли между двумя странами был достигнут исторический максимум — рост более чем на один миллиард долларов по сравнению с 2019 и 2020 гг., при этом взаимная торговля составила примерно 7 млрд долларов (из которых 4,7 млрд долларов — это турецкий экспорт в Израиль и 1,9 млрд долларов — израильский экспорт в Турцию). Турция входит в пятерку крупнейших торговых партнеров Израиля, а Израиль – в десятку крупнейших экспортных рынков Турции. В сентябре этого года эксперты ожидают заседание совместного комитета, который должен обсудить торговые барьеры, сохраняющиеся отчасти потому, что вступившее в силу в 1997 г. соглашение о свободной торговле между двумя странами требует обновлений. Даже если это произойдет, эксперты INSS сомневаются в значительном росте торговых отношений. Они приводят пример авиационного соглашения, подписанного между странами в июле 2022 г., и урегулирование существовавшего с 2007 г. спора относительно мер безопасности, предпринимаемых израильскими авиакомпаниями на рейсах из Турции, что позволяет возобновить рейсы этих авиакомпаний таким образом, чтобы преодолеть, по крайней мере, частично, асимметрию в авиационных связях между странами. Но в свете ожидаемой жесткой конкуренции с турецкими коммерческими авиакомпаниями на различных маршрутах полета между Израилем и Турцией вряд ли они будут прибыльными для израильских операторов.

Отмечается, что в контексте нормализации Турция особенно заинтересована в израильском природном газе, в том числе для транзита через свою территорию. «Официальные лица, эксперты и комментаторы из Турции подчеркивают, что строительство газопровода в Турцию было на первом месте при планировании Израилем экспорта своего газа. Сейчас они рассматривают восстановление отношений между странами как хорошую возможность для возрождения проекта», – пишут израильские эксперты. Это происходит на фоне трудностей, с которыми сталкивается альтернативный проект, трубопровод EastMed, между Израилем, Кипром и Грецией. «Трубопровод, по которому израильский газ пойдет в Турцию, может помочь Анкаре диверсифицировать своих поставщиков и уменьшить сильную зависимость от российского газа. Кроме того, он может укрепить позиции Турции как транзитера природного газа на европейские рынки», – полагают эксперты.

В то же время Г.Линденштраус и Р.Даниэль указывают на то, что «между Израилем и Турцией существует очевидная асимметрия в заинтересованности в продолжении сотрудничества по этому вопросу, к тому же израильская сторона не брала здесь на себя каких-либо публичных обязательств». Отмечается, что «в геополитическом плане проект строительства газопровода в Турцию может создать напряженность между Израилем и его региональными партнерами: Грецией, Кипром и даже Египтом, который в настоящее время экспортирует часть израильского газа через свои сжижающие мощности».

Г.Линденштраус и Р.Даниэль допускают развитие израильско-турецких отношений по одному из двух сценариев.

«Позитивный сценарий основывается на том, что возобновление нормальных отношений между Израилем и Турцией позволяет обеим сторонам сосредоточиться на ключевых вызовах или угрозах, с которыми они сталкиваются: Иран, «Хизбалла» и ХАМАС для Израиля и курдский вопрос для Турции. Восстановление отношений между странами также открывает возможности для сотрудничества, которое может быть плодотворным». В этом контексте эксперты предлагают подумать над тем, как в координации с союзниками Израиля интегрировать Анкару в новые региональные форматы. По их мнению, «Турция также может сыграть важную роль в израильской политике жестов доброй воли в отношении палестинского населения, как например, в пилотной программе полетов для палестинцев с Западного берега р. Иордан через аэропорт Рамон, которые, как ожидается, будут частично выполняться турецкими коммерческими авиакомпаниями. Сохранение налаженного механизма диалога между Эрдоганом и президентом Израиля Ицхаком Герцогом позволит двум странам урегулировать разногласия, особенно по палестинскому вопросу, без лобового столкновения». Отмечается также наличие «потенциала для сотрудничества по вопросам, связанным с изменением климата, в частности в сфере технологий эффективного управления водоснабжением, что может стать основой для проектов, к которым присоединятся другие страны».

С другой стороны, эксперты говорят о возможности того, что нынешнее потепление отношений окажется хрупким, как это было в 2016-2018 гг. Такие опасения вызваны несколькими причинами. Если новое правительство в Израиле после ноябрьских выборов не продолжит политику хотя бы ограниченных жестов в отношении палестинцев, Анкаре будет трудно продолжать процесс нормализации. Отмечается, что предвыборные соображения Эрдогана и его партии вплоть до выборов в июне 2023 г. также могут негативно сказаться на качестве отношений между двумя странами. Эксперты ожидают, что «дальнейшее ухудшение ситуации на арене израильско-палестинского конфликта, которое вполне реально, также окажет негативное влияние на взаимоотношения. Могут повториться инциденты, связанные с арестом турецких туристов из-за опасений сотрудничества с террористическими элементами». Более того, «в динамике улучшения отношений, возможно, что Турция будет оказывать давление на Израиль, чтобы он разрешил продвижение среди израильских палестинцев и в Иерусалиме турецких инициатив, некоторые из которых израильское руководство может рассматривать как потенциально проблематичные».

На фоне нынешнего процесса нормализации эксперты INSS видят возможность повторного визита Эрдогана в Израиль (в первый и единственный раз он приехал в 2005 г.). Они считают, что такой визит должен быть тщательно спланирован, чтобы он способствовал улучшению отношений и предотвращению инцидентов, которые могут способствовать негативным тенденциям в двусторонних отношениях. В любом случае предполагается, что справиться со всеми вышеперечисленными вызовами будет легче, если в обеих странах начнут работать дипломатические представительства, и, таким образом, процесс нормализации, куда бы он ни вел, сам по себе будет производить сдерживающий эффект[i].

[i] Normalization between Turkey and Israel: Will it Last? / INSS. 28.08.2022. https://www.inss.org.il/publication/turkey-israel-normalization/

52.34MB | MySQL:106 | 0,684sec