Индийские эксперты об экономической ситуации в Афганистане

Индийский частный исследовательский фонд Observer (ORF) выпустил в сентябре с. г. анализ экономического положения Афганистана спустя год после прихода талибов к власти.   ORF был основан 5 сентября 1990 года как частный некоммерческий аналитический центр для оказания влияния на разработку государственной политики. Фонд впервые собрал ведущих индийских экономистов и политиков, чтобы представить Программу экономических реформ в Индии с упором на развитие коммуникаций в регионе.

В частности, среди основных выводов анализа можно отметить следующие: — Решение администрации президента США Дж.Байдена запретить Кабулу доступ к валютным резервам вызвало огромные трудности для афганского народа.

— Создание новых устойчивых форм получения доходов должно быть в центре внимания в настоящее время.

Структура экономики Афганистана

В августе этого года Временная администрация талибов (ITA) завершила год в Афганистане после прихода к власти в прошлом году.

В представленном анализе отмечается, что вывод иностранных войск, осуществленный благодаря подписанию мирного соглашения в Дохе между Соединенными Штатами и движением «Талибан», в конечном итоге привел к падению режима президента Ашрафа ГаниПосле распада правительства Исламской Республики Афганистан повстанческая группировка пытается управлять страной, если ее действия вообще могут подпадать под понятие «управление». Резкое прекращение предоставления международной помощи и содействия после захвата власти талибами, за которым последовала изоляция финансовых институтов страны, и последовавший за этим банковский кризис привели к вакууму в экономике, когда люди с трудом сводят концы с концами, а предприятия закрываются. Понимание этой «экономической фазы войны», как назвал ее экс-глава Центрального банка Афганистана, требует исследования банковского кризиса в стране, который усугубил гуманитарную катастрофу, которую международное сообщество изо всех сил пытается смягчить.

В период с 2001 по 2021 год страна поддерживала себя в принципиальной степени за счет помощи международного сообщества во главе с Соединенными Штатами и их союзниками, прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а также денежных переводов от афганцев из-за рубежа. С созданием Целевого фонда реконструкции Афганистана (ARTF) в 2002 году 34 донора объединились, чтобы выделить 10 млрд долларов США на восстановление страны. Эти усилия, несмотря на успех в достижении значительных успехов в здравоохранении, образовании и других областях, не смогли преодолеть глубоко укоренившуюся систему клановой и племенной «сети доступа», действующие в стране, и следовательно, недостаточны для стимулирования внутренней конкурентоспособности или развития торговых секторов. На министерской конференции в Женеве в ноябре 2020 года международное сообщество обязалось предоставить Афганистану помощь в размере 13 млрд долларов США в 2020-2024 годах на основные услуги и поддержание мирного процесса. Эта сумма помощи должна была быть дополнена «мобилизацией внутренних ресурсов, усилиями по сокращению коррупции, улучшением управления и внедрением структурных реформ». Однако, после захвата талибами власти в Афганистане, все эти обязательства были отменены.

Исторически рассуждения об экономической системе Афганистана колебались между «централизацией и фрагментацией власти». Из-за обостренного чувства региональной автономии и слабости центра государство никогда не имело эффективного контроля над всей страной. Также было распространено общее признание принципа Wasita, то есть влияния связей на достижение успеха, что делает усилия по развитию стабильной и справедливой экономики, сосредоточенной на наращивании потенциала и развитии производственных секторов, если не неосуществимыми, то, по крайней мере, сильно проблематичными. Несмотря на то, что почти 80% экономики находится в неформальном секторе, в стране насчитывается более 700 000 частных предприятий, на долю которых в 2018 году пришлось более половины ВВП страны. Сектор всегда был охвачен неопределенностью из-за гражданской войны, невозможности получить свободный доступ к финансам, земле и повсеместной коррупции, которая определяла общественную жизнь. Сокращение численности иностранных войск с 2011-2012 годов и последующее сокращение помощи и инвестиций привели к «экономическому выгоранию». Инвестиции частного сектора также упали на 24% в период с 2011 по 2015 год. Неспособность диверсифицировать экономику и отсутствие хорошо оплачиваемых рабочих мест на местах привели к концентрации экономического роста в нескольких центрах, при этом бедность по-прежнему широко распространена.

С приходом к власти движения «Талибан» эти проблемы усугубились неопределенностью в отношении новой администрации, которая по-прежнему вызывает беспокойство у бизнеса, за которой последовал кризис в банковском секторе и падение спроса. По данным Всемирного банка, ITA собрала за год 100 млрд афгани, но опасения по поводу прозрачности и процесса распределения все еще имеются. Инфляция также резко возросла: в годовом исчислении инфляция на товары домашнего обихода выросла на 30% с августа 2021 года. В течение года, хотя и наблюдался небольшой рост спроса на рабочую силу, он был в основном сезонным с различными уровнями безработицы в каждой провинции. Предприятия сократили свои операции, уволив сотрудников, урезав зарплаты и больше полагаясь на наличные (57%) и операции с хавалой (31%), при этом доля фирм, размещающих деньги в банках, снизилась всего до 12%, по сравнению с 82% до августа 2021 года. Лишь несколько секторов, таких как агробизнес, оптовая и розничная торговля, продемонстрировали бОльшую устойчивость. Сектор строительства и услуг столкнулся с наибольшим падением в результате его высокой зависимости от поддержки доноров и правительства. В то время как бизнес пытался вступить в диалог с талибами для решения некоторых из этих проблем, их неспособность понять и разрешить проблемы обострила ситуацию.

 Состояние валютных резервов Афганистана

После прихода к власти «Талибан» разместил своих функционеров, большинство из которых находились под санкциями США, в высших эшелонах правительства. В ответ на это США вместе со своими союзниками прекратили предоставление помощи в страну, запретив выплату 2 млрд долларов США, предоставленных Всемирным банком для выплаты заработной платы через ARTF. Другие международные организации также последовали этому примеру. Решение изолировать Центральный банк Афганистана (DAB) от международной банковской системы, финансового сообщества и внутренних банков других стран было одним из наиболее последовательных действий администрации Байдена. Эта политика практически лишила DAB доступа к примерно 9 млрд долларов США валютных резервов, которые он разместил в международных банках, причем большая часть суммы находится в Федеральном резервном банке США в Нью-Йорке. Это решение сейчас более актуально, чем когда-либо, поскольку талибы и официальные лица США ведут постоянный диалог, чтобы решить будущее этих резервов и их полезность для облегчения трудностей местного населения. Дебаты по поводу выделения этих средств поднимают несколько вопросов. Решение сотрудничать с «Талибаном» для поиска решения означало бы предоставление фактической легитимности террористической организации. Однако нежелание этого делать, в свою очередь, может усугубить трудности для афганского народа. Ситуация становится более сложной, поскольку она также включает вопросы о применимости внутренних законов США. Резервы попали в судебный процесс жертв терактов 11 сентября, требуя возмещения ущерба от талибов. В административном указе, принятом 11 февраля 2022 года, администрация Байдена заблокировала половину общих резервов в интересах афганского народа, а оставшаяся половина стала частью судебного процесса, сделав их недоступными, если дело не будет урегулировано. Судебный процесс демонстрирует все признаки того, что он может затянуться на долгое время, поскольку он затрагивает вопрос о суверенитете и применимости Закона об иностранных суверенных иммунитетах в США, в соответствии с которым активы суверенного центрального банка освобождаются от карательных действий. Решение становится более сложным, поскольку Вашингтон не признает «Талибан» в качестве суверенной власти страны.

Чтобы найти решение гуманитарного кризиса, США связались с официальными лицами движения «Талибан», чтобы наметить взаимоприемлемые рамки для выплаты 3,5 млрд долларов США из 7 млрд долларов США, предназначенных для «афганского народа». Повестка дня переговоров заключалась в том, чтобы наметить пути выделения средств для удовлетворения гуманитарных потребностей людей и использования их в качестве средства «рекапитализации» DAB и предоставления ему возможности выполнять свои функции, что привело бы к вливанию столь необходимой ликвидности в страну. На переговорах в июле в кулуарах Ташкентской конференции обе стороны обменялись предложениями. США, желая убедиться, что средства выделяются на благо афганского народа, потребовали назначения стороннего контролера, который отвечал бы за выплату. Однако «Талибан», обеспокоенный появлением «параллельного» центрального банка, отказался отстранить своих назначенцев от руководящих должностей, но согласился, по крайней мере, «в принципе», разрешить сторонним подрядчикам проверять, как банк распределяет сумму. Недавнее убийство лидера «Аль-Каиды» (запрещена в России) Аймана аз—Завахири в престижном районе Кабула положило конец переговорам по поиску способа вернуть DAB в рабочее состояние.

Кризис в Афганистане многогранен. Помимо экономических потрясений внутри страны, сохраняющиеся последствия пандемии COVID-19, высокие цены на энергоносители из-за военной операции России на Украине, волна стихийных бедствий, обрушившихся на страну, а также наводнения в соседнем Пакистане, которые повлияли на распределение помощи по сухопутному маршруту, сделали любое линейное решение ситуации неосуществимым. Год спустя вопросы о степени взаимодействия с террористической группой и приоритизации гуманитарных соображений все еще обсуждаются. Несмотря на общее признание необходимости справиться с экономическим бедствием, которое разворачивается в Афганистане, вряд ли ведутся какие-либо разговоры о том, как частный сектор, который является значительной силой в стране, может улучшить ситуацию. Международное сообщество должно сосредоточиться на том, чтобы дать возможность частному сектору, наряду с организациями по оказанию помощи, взаимодействовать с финансовыми учреждениями ограниченным образом, предпринимая шаги по «ограждению» DAB от «Талибана», чтобы гарантировать, что деньги используются на то, на что они предназначены. Хотя обеспечение этого будет непростой задачей, как показывают переговоры между талибами и США, разговор об обеспечении автономии DAB нуждается в приоритизации. Однако, даже если средства будут выделены в полном объеме, они, в лучшем случае, окажут ограниченную помощь, если не сместится фокус на создание новых устойчивых форм получения доходов в стране для частного бизнеса. То касается крупных инвестиционных проектов, то это прежде всего добыча лития и угля на сегодня. По словам миллиардера Илона Маска, литий — мягкий серебристо-белый щелочной металл является «новой нефтью», и его запасы в Афганистане оцениваются в 3 трлн долларов. Литий необходим для производства высоковольтных аккумуляторов для электромобилей и производства других товаров. Отраслевые эксперты говорят, что спрос на литий будет намного превышать предложение в обозримом будущем, по крайней мере, до 2030 года. С начала этого года литий подорожал вдвое, и за последние 12 месяцев он вырос в цене примерно на 500% или более.

Советские геологи открыли в Афганистане месторождения полезных ископаемых в 1980-х годах. Во время американской оккупации американские ученые наткнулись на старые советские карты и начали исследовать запасы этого минеральные богатства. К 2010 году Пентагон подготовил документы, раскрывающие обширные месторождения полезных ископаемых, намного превосходящие любые ранее известные запасы, в том числе огромные запасы железа, меди, кобальта, золота и критически важных промышленных металлов, таких как литий. Десять лет назад правительство США оценивало эту сумму более чем в 11 трлн долларов, но сегодняшние оценки намного выше. Эти полезные ископаемые необходимы для современных высокотехнологичных отраслей промышленности и могут превратить экономику Афганистана в потенциально крупнейшего в мире экспортера лития. Китай уже выразил заинтересованность, как и Индия.  Помимо этого, талибы уже получают столь необходимые доходы, добывая и продавая уголь из существующих шахт и взимая налоги с загрузки грузовиков. Кстати, движение грузовиков и товаров в Афганистане свободно, несмотря на обилие КПП.

52.23MB | MySQL:103 | 0,533sec