Ситуация в Сомали: июнь 2009г.

Основные события июня в Сомали развертывались вокруг ожесточенных боев между проправительственными силами — с одной стороны, и формированиями радикальных исламистских группировок «Аш-Шабаб» и «Хизб аль-Исламия» — с другой.

Несмотря на накал боев, 2 июня министр обороны Сомали Мохаммед Абди Ганди в ходе визита в Бужумбуру /Бурунди/ заявил, что проправительственные силы контролируют ситуацию в Могадишо. «В настоящее время мы контролируем ситуацию, у нас достаточно солдат и сил для того, чтобы отразить и отбросить очень далеко экстремистские элементы, которые продолжают агрессию против страны, — утверждал он. — Из 16-ти кварталов Могадишо мы контролируем 14. По состоянию на 1 июня два квартала удерживались экстремистами». Независимые источники никоим образом не подтвердили это бодрое заявление министра, который тем самым подвел промежуточные итоги предпринятого начиная с 22 мая контрнаступления проправительственных сил, поддерживающих режим умеренного исламиста, президента Сомали Шарифа Шейха Ахмеда. Это контрнаступление стало ответом на начавшуюся с 7 мая попытку радикалов силой свергнуть режим Шейха Ахмеда.

3 июня в Могадишо возобновились бои с использованием тяжелых вооружений — проправительственные войска продолжили свое контрнаступление на позиции радикалов в квартале Джамхурия на севере Могадишо. Только за день боев были убиты по меньшей мере 12 человек с обеих сторон, а также из числа мирных жителей, десятки получили ранения.

4 июня президент Шейх Ахмед заявил, что контрнаступление проправительственных сил против радикалов близится к успешному завершению. Он признал, что во многом это стало возможным благодаря поддержке формирований влиятельного суфийского движения «Ахлу Сунна валь-Джамаа» во главе с Шейхом Али Дере. Ранее это движение не участвовало в боях. Тем не менее и оно оказалось втянуто в боевые действия против радикалов начиная с января с.г. на западе страны.

Новая вспышка боев между противоборствующими в Сомали сторонами была зафиксирована 5 — 6 июня в центральной части страны близ деревни Вабхо в 400 км к северу от Могадишо. Там за два дня боев стороны потеряли убитыми по меньшей мере 64 человека. В этих боях радикалам противостояли отряды проправительственного движения «Ахлу Сунна валь-Джамаа».

Тем временем появились первые признаки того, что Эфиопия вновь может направит свои войска в Сомали, как это было в конце 2006г. 4 июня правительство Эфиопии признало, что ее военные осуществляют «разведывательные миссии» на территории Сомали. «У нас нет планов возвращаться в Сомали. Мы остаемся на наших границах и внимательно следим за ситуацией /в Сомали/. Мы не входили в Сомали, — заявил в Аддис-Абебе министр информации Эфиопии Берекет Симон. — Но когда возникает подобная угроза, можно и нужно направлять разведывательные миссии. Это — нормально. Я не буду детализировать, поскольку подобные миссии осуществляются скрытно, но точно то, что они осуществляются». Этим заявлением Эфиопия впервые после вывода войск из соседней страны в конце января с.г. признала факт своей военной активности в Сомали.

7 июня президент Шейх Ахмед предупредил о «реальности риска превращения Сомали в стратегическую зону «Аль-Каиды». «Наша страна стала приоритетом для «Аль-Каиды», — отметил он. Президент пояснил подобную ситуацию большой протяженностью береговой линии, которую невозможно контролировать. «В настоящее время не идет речь о Сомали 90-х годов. Сейчас в стране работают ячейки «Аль-Каиды. Поэтому сейчас это — проблема не Сомали, а всего мирового сообщества», — полагает он. По его мнению, «мировое сообщество должно защитить сомалийцев и правительство Сомали от «Аль-Каиды».

9 — 10 июня в Риме прошло заседание Международной контактной группы по Сомали, действующей с 2005 года. В его работе приняли участие представители 40 стран и международных организаций. Первоначально предполагалось, что в заседании примет участие президент Сомали Шейх Ахмед, но он был вынужден вернуться на родину из-за сложной ситуации в стране. В его отсутствие делегацию Сомали возглавил премьер-министр Омар Абдирашид Шармарке.

Выступая на церемонии открытия заседания, глава МИД Италии Франко Фраттини отметил, что пиратство у берегов Сомали представляет собой «лишь часть сомалийской проблемы, верхушку айсберга». По его мнению, «глубинные причины пиратства вытекают из политического, экономического и социального кризиса, в условиях которого живет эта страна». Тем не менее он охарактеризовал пиратство как «преступление, которое достигло нетерпимого уровня», и которое наравне с терроризмом, незаконной иммиграцией и торговлей людьми стало угрожать европейской безопасности.

В Риме были распространены данные организации Ecoterra International, согласно которой в 2009 году в водах, омывающих Сомали, было совершено 126 пиратских атак, 44 из них завершились захватами судов. Примерно одновременно появились данные о новых особенностях действий пиратов. Во-первых, они стали использовать плавсредства, на которых сомалийцы пытаются иммигрировать из своей страны, для маскировки своих быстроходных лодок, которые в нужный момент отваливали от прикрывающих их судов и атаковали выбранные цели. Во-вторых, активность пиратов распространилась на южную зону Красного моря.

В продолжение темя пиратства и борьбы с ним. 15 июня Европейский Союз продлил до середины декабря 2010 года срок функционирования европейской миссии «Аталанта» по борьбе с пиратством в Аденском заливе. Первоначальным сроком ее завершения было 13 декабря 2009г. Столь заблаговременное продление миссии связано с тем, что национальным правительствам необходимо заранее принять все необходимые решения под подготовке кораблей к участию в этой миссии. В настоящее время в операции «Аталанта» участвуют 5 боевых кораблей стран Европы и 2 самолета базовой патрульной авиации. В течение первого года через эту миссию уже прошли до 20 кораблей из 10 стран. Наибольший вклад внесли Франция, Испания, Германия и Швеция.

12 июня американская «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что в последнее время десятки бойцов «Аль-Каиды» покинули их базы в зоне племен в Пакистане и перебрались в Сомали и Йемен. По американским данным, действующие в этих трех странах религиозные экстремисты постоянно поддерживают между собой связь и координируют свои акции.

Также 12 июня базирующееся в Женеве Бюро ООН по координации гуманитарной помощи сообщило, что из-за непрекращающихся боев в Сомали в ближайшие 6 месяцев в гуманитарной помощи будут нуждаться свыше 3,2 млн жителей этой страны или 43 проц. от общей численности ее населения. По данным Бюро, на гуманитарную ситуацию в Сомали крайне негативно повлияло то, что в середине мая радикальные исламисты захватили город Джовхар в 90 км к северу от Могадишо и разграбили находившиеся там огромные запасы продовольствия, предназначавшиеся для жителей центральных и южных районов страны.

13 июня радикальные исламисты в очередной раз показали, какое общество они хотят навязать сомалийцам. Три года спустя после того, как они закрыли в находящихся под их контролем южных районах страны все кинотеатры, они издали предписание о запрете на просмотр кинокартин по телевидению, даже в домашних условиях. «Просмотр кинокартин запрещен, в том числе и в домашних условиях, — заявил полевой командир Шейх Моулид Ахмед, формирования которого контролируют портовый город Кисмайо. — Люди имеют право смотреть только информационные программы таких каналов, как «Аль-Джазира». Он предупредил, что его подчиненные будут контролировать выполнение этого предписания, а те, кто его нарушат, будут наказаны. Исламисты захватили Кисмайо в октябре прошлого года после того, как из города были выведены эфиопские войска.

В последующие дни из районов, контролируемых радикалами, стали поступать сообщения о публичных казнях путем забрасывания камнями лиц, обвиненных в убийствах, а также в публичной ампутации правой руки и левой ноги у воришек.

17 июня в ходе боев в Могадишо погибли 25 человек, в том числе шеф столичной полиции полковник Али Саид Хасан.

18 июня боевик-смертник на заминированной автомашине подорвал отель в городке Беледвейн в 300 км к северу от Могадишо. В результате теракта погибли 20 человек, в том числе министр внутренней безопасности Омар Хаши Аден. Он стал самым высокопоставленным чиновником, погибшим в Сомали с момента прихода к власти в январе президента Шейха Ахмеда.

19 июня Совет Безопасности ООН осудил теракт, в котором погиб министр внутренней безопасности Сомали. Одновременно он подтвердил свою полную поддержку переходного правительства этой страны.

20 июня спикер переходного парламента Сомали Аден Мохаммед Нур призвал соседние страны — Кению, Эфиопию, Джибути и Йемен — срочно ввести свои войска на территорию Сомали. Ему тут же ответили радикальные исламисты, резко предупредившие соседей против такого шага. В тот же день переходное правительство Сомали ввело в стране режим чрезвычайного положения. Последнее могло означать одно: несмотря на т.н. контрнаступление проправительственных сил дела у них пошли не очень удачно. К этому времени переходное правительство контролировало несколько регионов в центральной части страны. В Могадишо исламисты не захватили лишь несколько стратегических объектов столицы /президентский дворец, порт и аэропорт/, и то только потому, что эти объекты защищают солдаты из африканского миротворческого контингента Амисом.

В ответ на призыв о помощи министр информации Эфиопии Берекет Симон заявил, что его страна не вмешается в события в Сомали без специального решения мирового сообщества. Он подтвердил, что «Эфиопия, как всегда, поддерживает переходное правительство Сомали, мы это делали раньше и продолжим в будущем».

21 июня Организация Исламская конференция /ОИК/ призвала мировое сообщество предпринять в экстренном порядке акцию в поддержку переходного правительства Сомали, противостоящего радикальным исламистам. Одновременно она осудила действия радикалов, «террористические акции которых не имеют ничего общего с ценностями мира, которые защищает ислам». Тем самым власти Сомали фактически заручились поддержкой влиятельной международной организации, в которую входят 57 стран.

Со своей стороны Африканский Союз 22 июня заявил, что правительство Сомали «имеет право» обратиться за военной помощью к мировому сообществу с тем, чтобы противостоять «агрессии» радикальных исламистов.

С 20 июня из района Беледвейна /32 км от границы с Эфиопией/ стали поступать сообщения о развертывании там эфиопских войск, которые, по всей видимости начали создавать плацдарм для возможного последующего продвижения вглубь Сомали. Уже 24 июня премьер-министр Эфиопии Мелес Зенави заверил, что его страна не позволит радикалам свергнуть переходное правительство Сомали.

26 июня Вашингтон объявил, что в экстренном порядке оказал военную помощь переходному правительству Сомали на сумму 10 млн долларов с тем, чтобы проправительственные войска смогли отбить очередное наступление радикалов. Эта помощь — главным образом стрелковое оружие и боеприпасы — была передана сомалийским властям через подразделения Амисом. Одновременно представитель госдепа в очередной раз обвинил Эритрею в том, что та оказывает военную помощь радикальным исламистам, действующим в Сомали.

В целом, в Сомали очевидна отчетливая тенденция к быстрому осложнению обстановки. Избежать этого, как представляется, возможно путем установления жесткой международной воздушной и морской блокады с целью недопущения дальнейшей переброски в эту страну боевиков «Аль-Каиды» и оружия, а также оказания всемерной поддержки переходному правительству этой страны

52.14MB | MySQL:103 | 0,466sec