В начале сентября месяца с. г. Управление по коммуникациям (ещё называют Управление по связям с общественностью) при администрации президента Турции, возглавляемое небезызвестным российской публике, в том числе, и по нашим публикациям на сайте ИБВ, проф. Фахреттином Алтуном опубликовало издание с говорящим само за себя названием «Турецкий вклад в стабильность. Многоплановая дипломатия во имя мира».
Как нетрудно догадаться это издание, целиком и полностью, посвящено тем миротворческим усилиям, которые предприняла вплоть до настоящего времени Турция в войне на Украине.
Продолжаем анализ этого издания. Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=89758.
Напомним, что мы закончили нашу предыдущую статью на региональном аспекте турецких миротворческих усилий. При этом, Турция исходит из того, что региональные проблемы должны решаться региональными акторами. Как это делается, в частности, в формате Астанинского процесса. И, разумеется, Турция, вполне справедливо, позиционирует себя в качестве одного из региональных лидеров.
Цитируем издание:
«Турция предприняла шаги для поддержания открытых каналов диалога и многосторонней дипломатии в разрешении региональных и глобальных кризисов и поддерживала контакты со всеми сторонами, участвующими в российско-украинской войне.
Турция придает большое значение своим стратегическим альянсам с точки зрения архитектуры глобальной и региональной безопасности и работает в координации с международными организациями. Наша страна действует в соответствии с национальными интересами, геополитическими балансами и миром во всем мире, закладывая основу для многостороннего сотрудничества и диалога в периоды кризисов и играя решающую роль в укреплении мира».
Следующий раздел издания называется как «Позиция Турции по войне».
Цитируем раздел, который начинается со слов президента Р.Т.Эрдогана, произнесенных в марте месяце 2022 года:
«Мы, как Турция, никогда не теряли хладнокровия перед лицом кризисов в нашем регионе, демонстрируя принципиальную и добросовестную позицию с самого первого дня».
И далее:
«Столкнувшись с неминуемой угрозой войны, Турция, которая с самого начала стремилась поддерживать открытыми каналы диалога и вела переговоры на высоком уровне со сторонами, сохраняла свою политику мирного урегулирования даже после начала войны. В то время как Турция выразила обеспокоенность развитием событий на всех платформах, операция России против Украины была описана как война. Подчеркивая недопустимость такого нападения, она (Турция – И.С.) проводила взвешенную политику, чтобы поддерживать открытые каналы диалога. Однако, в рамках своих прав и обязательств, вытекающих из международного права, она, без колебаний, использовала имеющиеся в её распоряжении инструменты для предотвращения эскалации войны.
О росте напряженности в отношениях между Россией и Украиной было сказано на заседании Совета национальной безопасности, созванном 27 января 2022 года под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Чтобы подчеркнуть, что эскалация напряженности не отвечает ничьим интересам, всем сторонам (со стороны Турции – И.С.) было предложено проявить здравый смысл для деэскалации ситуации.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган после заседания Кабинета министров 28 февраля 2022 года четко выразил позицию Турции следующими словами в своем заявлении относительно российско-украинского кризиса:
«Я хотел бы особо подчеркнуть, что Турция хочет мира, спокойствия и процветания в своем регионе. Мы демонстрировали эту нашу позицию в каждом инциденте и в любом месте, от Ирака до Сирии, от Кавказа до Черного моря, от Средиземного моря до Балкан. Мы призвали Украину и Россию, которых мы считаем нашими друзьями, решать свои проблемы путем диалога. Свидетелями наших искренних усилий, в том числе нашего посредничества, являются сами лидеры Украины и России. Тем временем, мы непрерывно продолжали наши многосторонние дипломатические усилия по установлению мира и стабильности. Однако, в конце концов, опасения оправдались, и 24 февраля прозвучала стрельба. Мы искренне опечалены появлением такой картины. Мы продолжаем выражать подход нашей страны к этому вопросу на каждой платформе, включая Саммит лидеров НАТО.
Как мы всегда говорили, мы выступаем за уважение суверенитета, политического единства и территориальной целостности Украины. Мы считаем неприемлемым нападение России на территорию Украины и ценим борьбу, которую ведет администрация и народ Украины.
Турция всегда выполняла и будет выполнять все свои обязательства в организациях и альянсах, частью которых она является, в частности, в ООН, НАТО и ЕС. Мы, конечно, не пойдем на уступки по нашим национальным интересам, однако мы не будем игнорировать и региональный и глобальный балансы. Поэтому мы говорим, что не отказываемся ни от Украины, ни от России.
Мы продолжим процесс эвакуации по различным каналам в ответ на события и требования. Мы полны решимости использовать полномочия, данные нашей стране Конвенцией Монтрё в отношении движения судов в (черноморских – И.С.) Проливах, чтобы предотвратить эскалацию кризиса».
Продолжаем цитирование текста, обильно снабженного фотоматериалами президента Р.Т. Эрдогана и его активностей:
«Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу сделал заявление по итогам заседания Кабинета министров 28 февраля 2022 года относительно Конвенции о Проливах Монтрё, которая возникла в повестке дня в связи с российско-украинской войной и проходом военных кораблей через проливы.
Напомнив, что в случае войны, если Турция будет стороной в войне, проливы будут находиться под ее управлением и в ее распоряжении, Чавушоглу отметил: «Если Турция не является стороной в войне, Турция имеет право не пустить корабли воюющих стран через Проливы. Если военный корабль возвращается на свою базу в Черном море, проход не будет заблокирован. Мы применяем Конвенцию Монтрё. Мы предупредили все прибрежные и неприбрежные страны, чтобы они не пропускали военные корабли через Черное море. Как и до сих пор, мы будем продолжать выполнять Конвенцию Монтрё. На сегодняшний день не было ни прохода, ни запроса на проход через Проливы. До сих пор русские спрашивали, будем ли мы выполнять Конвенцию Монтрё в случае необходимости. Мы сказали им, что будем строго следовать конвенции».
Министр национальной обороны Хулуси Акар ответил на вопросы журналистов о повестке дня после заседания Кабинета Президента 28 февраля 2022 года. В своем заявлением он отметил:
«Мы стараемся, чтобы Черное море не превратилось в зону конкуренции. Как страна с самым длинным побережьем Черного моря, мы сохранили это понимание в качестве принципа. Как Турция, мы приложили все усилия для поддержания мира, спокойствия и безопасной обстановки в Черном море на протяжении всех наших переговоров. Как мы это делали до сих пор, мы продолжим выполнять статьи 19, 20 и 21 Конвенции о проливах Монтрё», — отметил Акар, что турецкие Проливы будут закрыты для военных кораблей в соответствии с международным правом и с Конвенцией о проливах Монтрё, чтобы предотвратить дальнейший ущерб воюющим сторонам».
Далее издание цитирует те статьи Конвенции Монтрё, на которые ссылаются турецкие официальные лица. Мы не раз уже писали о том, что соблюдение условий Конвенции Монтрё – объективно в интересах Российской Федерации, поскольку при этом не допускается военный флот НАТО к южным берегам России. Обратимся к Положениям Монтрё, вслед за изданием:
«Если Турция не является стороной войны, военные корабли пользуются полной свободой транзита и плавания через Проливы в соответствии со статьей 19 Конвенции.
«Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться полной свободой прохода и плавания через проливы на тех же условиях, что и в статьях 10–18. Военные суда, принадлежащие воюющим державам, не должны, однако, проходить через Проливы».
Согласно статье 20 Конвенции, «Во время войны, когда Турция находится в состоянии войны, проход военных кораблей должен быть полностью оставлен на усмотрение турецкого правительства».
Согласно статье 21 Конвенции, «Если Турция сочтет, что ей угрожает неминуемая опасность войны, она имеет право применить положения статьи 20 настоящей Конвенции. Суда, которые прошли через Проливы до того, как Турция воспользовалась полномочиями, предоставленными ей предыдущим параграфом, и которые, таким образом, оказались отделенными от своих баз, могут вернуться туда.
Если Правительство Турции воспользуется полномочиями, предоставленными ему первым абзацем настоящей статьи, уведомление об этом будет направлено Высоким Договаривающимся Сторонам и Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций. Если Совет Безопасности ООН большинством в две трети решит, что меры, предпринятые Турцией таким образом, не оправданны и если таковым будет также мнение большинства сторон, подписавших настоящую Конвенцию, Правительство Турции обязуется отменить указанные меры, а также любые меры, которые могли быть приняты в соответствии со статьей 6 настоящей Конвенции».
Заметим, что, невзирая на глухое недовольство действиями Турции, которое начало раздаваться со стороны Запада по поводу того, что страна прибегла к положениям Конвенции Монтрё и закрыла Проливы для прохода военных кораблей, оспорить эти действия вплоть до настоящего времени не получилось. Что, впрочем, не означает, что Запад оставил свои попытки «продавить» Турцию по данному вопросу.
Ещё одна тема, которая, очевидно, рассматривается западным блоком – это ревизия положений Конвенции Монтрё в пользу урезания полномочий Турции, которые развяжут Западу руки в акватории Черного моря – наряду с общей ревизии международной правовой базы и международной архитектуры в целом. Пока эти разговоры стихли, однако, не следует считать и того, что Запад оставит свои попытки, поскольку, на стратегическую перспективу, Проливы для Запада имеют критическое значение с точки зрения наращивания военно-политического давления на Россию.
Продолжаем цитировать издание, которое завершает раздел следующим образом:
«Во время телефонного разговора с министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу 28 февраля 2022 года госсекретарь США Энтони Блинкен вновь заявил о своем осуждении преднамеренного, неспровоцированного и неоправданного нападения России на Украину и выразил признательность за солидарность партнеров и союзников в противостоянии этому кризису. Госсекретарь Блинкен выразил удовлетворение непрерывным выполнением Турцией Конвенции Монтре и недавними комментариями министра иностранных дел Чавушоглу по этому вопросу и поблагодарил Турцию за ее твердую и активную поддержку в защите суверенитета и территориальной целостности Украины».
Следующий раздел издания озаглавлен как «Акцент на территориальной целостности Украины».
Приступаем к цитированию данного раздела:
«Турция считает неприемлемым нападение России на территорию Украины. Наша страна однозначно выступает против любых попыток, которые ставят под угрозу региональный и международный мир. По всем уполномоченным каналам было четко заявлено, что неудачная попытка России нарушить международное право не послужит ни сторонам, ни миру и спокойствию в нашем регионе. С самого начала напряженности наша страна рекомендовала сторонам проявлять сдержанность.
С 2014 года, когда в Украине вспыхнули боевые действия, Турция поддерживает политический суверенитет и территориальную целостность Украины. Турция, предельно четко обозначившая свою позицию по аннексии Крыма, решительно отстаивает свою позицию по продолжающейся войне на Украине. Мы призываем все стороны воздерживаться от действий, которые могут привести к эскалации продолжающейся войны и привести к катастрофе в нашем регионе, и действовать разумно.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил со следующим заявлением в аэропорту Эсенбога 3 февраля 2022 года перед отлетом в Украину по приглашению президента Украины Зеленского для проведения официальных встреч:
«Турция внимательно следит за вызовами, с которыми сталкивается Украина, и напряженностью в регионе. Мы на каждой площадке выражаем нашу поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины, нашего стратегического партнера и соседа. Мы, как причерноморская страна, призываем все стороны действовать сдержанно и вести диалог, чтобы в регионе воцарился мир».
«Очевидно, что конфликт должен быть урегулирован мирным путем и в соответствии с международным правом. Позвольте мне еще раз подчеркнуть, что мы готовы внести свой вклад в установление мира и безопасности в нашем регионе».
В своем выступлении президент Эрдоган выразил акцент Турции на территориальной целостности Украины и убежденность в важности диалога для мира в случае вооруженного нападения.
Сразу после войны, развязанной Россией против Украины 24 февраля, Турция созвала «Саммит по безопасности» под руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
С самого начала кризиса Турция уделяла первостепенное внимание разрешению споров между Россией и Украиной в рамках международного права и переговоров. Военная операция России была признана нарушением международного права, а ситуация признана неприемлемой. Было подчеркнуто, что политическое единство и территориальная целостность Украины должны быть сохранены, а операция нанесла серьезный удар по стабильности в регионе.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил на заседании президентского кабинета 28 февраля 2022 года в ответ на нападения на Украину:
«Как мы всегда говорили, мы выступаем за уважение суверенитета, политического единства и территориальной интеграции Украины. Мы считаем неприемлемым нападение России на территорию Украины и ценим борьбу, которую ведет администрация и народ Украины». Он выразил твердую позицию, подчеркнув приверженность Турции территориальной целостности Украины.
«Сейчас говорят те, кто молчал перед лицом оккупации Крыма. Хорошо ли работает правосудие в одной части мира, но плохо в другой? Международное сообщество не проявило необходимой чуткости. Украина осталась одна в своем правом деле. Мы сталкиваемся с ужасными последствиями проблем, которые можно решить с помощью дипломатии.
Если бы весь Запад поднял голос против вторжения в Крым в 2014 году, мы бы столкнулись с сегодняшней картиной? Мы надеемся, что сдержанность и здравый смысл возобладают, и оружие замолчит как можно скорее.
Для того чтобы в нашем регионе воцарились мир и спокойствие, мы будем и впредь прилагать все усилия, включая осуществление полномочий, данных нашей стране Конвенцией Монтрё. Должна быть создана новая архитектура глобальной безопасности, которая будет защищать мир, а не статус-кво, который будет служить всему человечеству, а не интересам пяти стран».
Президент Эрдоган сказал, подчеркнув, что международное сообщество должно было защитить территориальную целостность Украины во время первых атак в Крыму в 2014 году, а не сегодня».
Последняя фраза – это классический для турецкого руководства, не приемлющего возвращения Крыма в состав России, который оно регулярно озвучивает. Продвигая идею о том, что проблема даже не в том, что Запад не отреагировал в 2014 году, а проблема – в самой системе, которая дала сбой и допустила «российскую агрессию».