Анализ проблемных вопросов производства истребителей пятого поколения в Турции. Часть 1

Ведущие в военном отношении страны НАТО уже начали получать истребители пятого поколения, в то время как некоторые другие страны, такие как Франция и Германия, предпочли временно эксплуатировать платформы поколения 4+ чтобы в ближайшие десятилетия совершить скачок непосредственно к авиации шестого поколения. На этом фоне у Турции серьезные проблемы. Ее исключение из американского консорциума производства истребителя F-35 сильно подорвало позиции Анкары в военно-техническом плане. Кроме того, проблемы с двигателем проекта истребителя-невидимки (тур. Milli Muharip Uçak), скорее всего, лишат турецкие ВВС современных платформ как минимум на десять лет, а возможно, и дольше. F-16 четвертого поколения будут составлять основу ВВС Турции в 2020-х годах, что является явным недостатком. Наконец, планы Турции по созданию мини-авианосца, сосредоточенные на проходящем ходовые испытания десантном корабле TCG Anadolu, могут остаться нереализованными в отсутствие дополнительных закупок F-35B с функцией короткого взлета и вертикальной посадки в варианте Joint Strike Fighter. В целом, развивающийся оборонный сектор Турции «творит чудеса» с беспилотными системами, однако сегмент пилотируемых истребителей отстает от ведущих стран НАТО.

Классификация боевых самолетов по поколениям остается ключевым параметром при их разработке. В настоящее время платформы пятого поколения, например американский F-35 Joint Strike Fighter, уже привнесли новую реальность в боевые действия на Ближнем Востоке. На F-35 установлено оборудование, позволяющее значительно снизить его радиолокационную заметность. Помимо пятого поколения, некоторые варианты летательных аппаратов подпадают под категории гибридного поколения 4.5 или 4++. Это такие истребителеи как Eurofighter Typhoon, F/A-18 E/F Super Hornet и JAS-39 Gripen. Эти самолеты отличаются от предыдущего четвертого поколения, например, F-16, новыми радарами с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), передовыми компьютерами, подходящими для сетецентрических систем управления боем[i].

На этом фоне в 2020-х годах Турции предстоит столкнуться с серьезной проблемой перевооружения ВВС. После того как США исключили Турцию из консорциума F-35 из-за закупки стратегической системы ПВО С-400 у России, а также с учетом нынешних сроков и ожидаемых проблем с местной программой истребителей Milli Muharip Uçak (или ММU, ранее известная как TF-X), ВВС Турции в течение как минимум десятилетия не смогут эксплуатировать какую-либо платформу пятого поколения. Кроме того, на фоне проблематичной оборонной экономики, от которой страдает весь мир из-за последствий пандемии коронавируса и начавшегося военного конфликта между Россией и Украиной, шансы Турции получить быструю и удобную временную меру в форме летательного аппарата 4,5 поколения для увеличения своего арсенала невелики[ii]. В целом, турецкие ВВС должны будут полагаться на F-16 четвертого поколения, хотя и с некоторыми важными особенностями модернизации. Кроме того, изначально ВМС Турции планировали использовать авиакрыло F-35B в варианте с коротким взлетом и функцией вертикальной посадки (STOVL) для их базирования на мини-авианосце TCG Anadolu[iii]. Однако, планы уже пересмотрены и на турецком авианосце, как предполагается, будут базироваться БПЛА, произведенные частной компанией Baykar Makina.

Анкара предпринимает попытки свести к минимуму эксплуатационные недостатки, вытекающие из ее исключения из программы F-35. Первой мерой является снижение роли F-16 в рамках решения задач «воздух-земля», хотя именно эти машины составляют основу сдерживающей силы турецкой авиации и будут выведены из эксплуатации только в 2030-х годах. Также Турция может выиграть время для своих истребителей-бомбардировщиков F-4 (которых по состоянию на 2022 год насчитывается около 30 самолетов) путем отсрочки их вывода из эксплуатации посредством тщательного выполнения плана технического обслуживания. Еще одна идея, пропагандируемая турецкими военными аналитиками, заключается в том, чтобы запустить в серийное производство тяжелый БПЛА Akinci и легкий штурмовик Hürkuş-C[iv], которые ожидают ввода в эксплуатацию, с тем чтобы они взяли на себя функции штурмовиков[v].

Более трудоемкий в своем производстве БПЛА Akinci компании Baykar Makina, которая также производит турецкие тактические БПЛА Bayraktar TB-2, будет иметь впечатляющую боевую нагрузку – около 1350 кг. Такая грузоподъемность позволит платформе нести некоторые тяжелые боеприпасы, в том числе отечественные крылатые ракеты воздушного базирования SOM и интеллектуальные боеприпасы (JDAM). В сочетании с 24-часовой длительностью полета Akinci может облегчить часть нагрузки пилотируемого самолета в миссиях «воздух-земля»[vi]. Разработанный и проходящий в настоящее время испытания турбовинтовой учебно-тренировочный самолет (в других модификациях штурмовик) Hürkuş-C планируется снарядить 12,7- и 20-мм орудиями, различными боеприпасами класса «воздух-земля»[vii]. В качестве дополнительной защиты на него будут установлены бронированные конструкции и средства противодействия переносным зенитно-ракетным комплексам[viii]. Предполагается, что новые легкие штурмовики Турции могут обеспечить непосредственную поддержку с воздуха в относительно безопасном воздушном пространстве.

На открытом вебинаре в мае 2020 года руководитель Управления оборонной промышленности Турции (тур. Savunma Sanayii Başkanlığı, SSB) профессор Исмаил Демир (тур. Ismail Demir) дал рекомендации относительно «дорожной карты» развития турецкой авиации. Профессор И.Демир выделил следующие критические соображения.

Во-первых, он исключил закупку готовых самолетов поколения 4.5 (или 4++) в качестве временной меры до того момента, как Турция начнет использовать свой собственный самолет пятого поколения Milli Muharip Uçak (MMU), разрабатываемый в сотрудничестве с BAE Systems[ix]. Акцентирование внимания на импортозамещении стало новым важным аспектом, поскольку, отвечая на вопрос о перспективах приобретения российских Су-35 еще в 2019 году, И.Демир отметил, что данный истребитель может быть лишь временной мерой[x]. Примечательно, что в 2019 году министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (тур. Mevlüt Çavuşoğlu) даже заявил, что Анкара может остановить свой выбор на российских тактических бомбардировщиках Су-34 – конечно, вполне вероятно, что это была оговорка, и он имел в виду Су-35[xi].

Во-вторых, И.Демир отметил, что перспективный турецкий истребитель пятого поколения MMU поступит на вооружение в нескольких различных модификациях (варианты для турецких ВВС и ВМС, учитывающие решение специфических для конкретного вида ВС задач). При этом первоначальные варианты MMU, скорее всего, будут немного ниже стандартов пятого поколения[xii].

[i] https://airpower.airforce.gov.au/APDC/media/PDF-Files/Pathfinder/PF170-Five-Generations-of-Jet-Fighter-Aircraft.pdf

[ii] https://www.dw.com/en/germany-and-france-announce-next-generation-fighter-jet-project/a-47400232

[iii] https://rusi.org/explore-our-research/publications/commentary/%E2%80%9845-generation%E2%80%99-fighters-%E2%80%93-multi-role-aircraft-search-role

[iv] TAI Hürkuş – тандемный двухмоторный турбовинтовой самолет с низким крылом и одним двигателем, разрабатываемый компанией Turkish Aerospace Industries в качестве нового базового учебно-тренировочного и штурмового самолета для Вооруженных сил Турции.

[v] https://www.yenisafak.com/gundem/f-35-alamayan-turkiye-nasil-bir-yol-haritasi-izleyecek-3498952

[vi] https://baykardefence.com/uav-14.html

[vii] Hurkus-A – двойного назначения.

Hurkus-В – с продвинутой авионикой для использования в качестве учебно-тренировочного самолета основной боевой подготовки + система управления полетными заданиями + приборная панель аналогичная F-16 Fighting Falcon, F-35 Lightning II.

Hurkus-С – учебно-боевой самолет/легкий штурмовик.

Hurkus-CG – самолет береговой охраны + инфракрасная система поиска, управлять которой будет оператор на месте второго пилота.

[viii] https://www.tusas.com/404

[ix] https://www.youtube.com/watch?v=q2o2MYH9NCA

[x] https://www.yenisafak.com/ekonomi/ssb-baskani-demir-su-35-ucagi-bizim-icin-ancak-ara-cozum-olabilir-3504825

[xi] https://www.aa.com.tr/tr/politika/disisleri-bakani-cavusoglu-f-35-olmazsa-ihtiyacim-olan-ucagi-baska-yerden-almak-durumundayim/1447472

[xii] https://www.youtube.com/watch?v=q2o2MYH9NCA

52.26MB | MySQL:103 | 0,543sec