Ситуация в Марокко: июнь 2009г.

В июне наибольшее внимание привлекли состоявшиеся 12 числа выборы в местные органы власти. 13 млн марокканцев, имеющих право голоса, избирали на предстоящие 6 лет около 28 тысяч муниципальных советников. Главной особенностью выборов было то, что впервые 12 проц. мест было зарезервировано для женщин. Еще одна особенность — голосование проходило по двум разным принципам. Поименное голосование осуществлялось в маленьких населенных пунктах. Там, где население превышает 35 тысяч человек, оно проходило по спискам на основе пропорционального принципа.

Главная интрига голосования заключалась в том, каким будет показатель участия избирателей в выборах. В 2002г. на предыдущих выборах в местные органы власти этот показатель составил 46 проц., а на парламентских выборах в 2007г. — всего 37 проц. Другую интригу породила «родившаяся» всего лишь в 2008г. очередная продворцовая партия «Подлинность и модернизм» /ППМ/ во главе с близким другом монарха, бывшим министром-делегатом при МВД страны Фуадом Али эль-Химмой. Все с интересом ожидали, сможет ли она, несомненно, воспользовавшись административным ресурсом, впервые принимая участие в выборах, противостоять как «ветеранам» марокканской политической сцены, так и исламистам из Партии справедливости и развития /ПСР/.

Для проведения выборов были открыты около 38 250 избирательных участков. На места муниципальных советников в 1503-х коммунах /из них 1282 — в сельской местности/ претендовали свыше 130 тысяч кандидатов от 30 политических партий. Женщины составили около 16 проц. кандидатов /в 2003г. этот показатель был всего 4,8 проц. и они заняли всего 0,54 проц. мест/. ППМ выдвинула 16 793 кандидата, национал-консервативная Партия Истикляль /ПИ/ — 15 681, Национальное объединение независимых /НОН/ — 12 432, Социалистический союз народных сил /ССНС/ — 12 241, ПСР — 8 870, проберберское Народное движение /НД/ — 8 595.

Результаты выборов в целом не стали неожиданными. Как и ожидалось, победу на них одержала ППМ. Она получили 6 015 мест муниципальных советников из 27 795-ти. Второй была ПИ премьер-министра Аббаса эль-Фасси /5 292 мест/, третьей — НОН /4 112 мест/, четвертой — ССНС /3 226 мест/, пятой — НД /2 213 мест/, и лишь шестой — ПСР /1 513 мест/. Показатель участия в выборах составил 52,4 проц. Как отметили наблюдатели, этот показатель «спас» сельский избиратель, активно пришедший на голосование. Так, в типично сельскохозяйственных провинциях Азилаль и Таунат показатель участия составил 72 и 70 проц. соответственно, в то время как в экономической столице королевства Касабланке — только 30 проц., в Рабате — 35 проц.

В любом случае выборы завершились относительным поражением для исламистов из ПСР, уже достаточно долго и не без оснований претендующими на то, чтобы называться первой политической силой страны — на парламентских выборах в 2007 году они заняли второе место. Итоги голосования стали в любом случае персональным поражением для Абдельиллы Бенкирана, который впервые во главе ПСР вел эту партию на выборы. Они также продемонстрировали, что главная «болезнь» ПСР — она всегда была чисто «городской» партией, представлявшей интересы городской бедноты — осталась неизлеченной. Исламисты по-прежнему не пользуются какой-либо заметной поддержкой в марокканской — главным образом проберберской — деревне. Это положение вещей прекрасно понимает руководство ПСР — ее кандидаты выставлялись всего в 18 проц. сельских избирательных участков.

Впрочем, ПСР по итогам выборов подтвердила репутацию самой влиятельной «городской» партии. Она победила по итогам голосования по спискам, то есть в избирательных округах с населением, превышающим 35 тыс. человек. Фактически исламисты в этих округах переманили на свою сторону городской электорат, традиционно голосовавший за левых, и в первую очередь — за ССНС.

Еще один итог выборов, чреватый далеко идущими последствиями — второе место ПИ при том, что эта партия традиционно выигрывала выборы в местные органы власти. Сейчас вопрос в том — смирится ли она со второй ролью? От ответа на него во многом будет зависеть крепость правительственной коалиции, которую в настоящее время возглавляет лидер ПИ.

В июне достаточно напряженно развивались события на антитеррористическом «фронте». 1 июня прокурор антитеррористического суда в Сале потребовал приговорить к смертной казни мароккано-бельгийца Абделькадера Беллираджа. Его обвиняют в том, что он возглавлял террористическую группу из 35 человек, которая действовала в Марокко и за его пределами. Он также подозревается в совершении шести убийств по политическим мотивам в Бельгии в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия. 50-летнй Беллирадж, арестованный в Марокко 18 февраля 2008г., категорически отверг все предъявленные ему обвинения, хотя при арестах участников его группы был обнаружен значительный арсенал огнестрельного оружия. Прокурор также потребовал применения пожизненного заключения для 11 участников «группы Беллираджа».

Марокканские суды продолжают выносить смертные приговоры, однако эта мера наказания не применяется в стране с 1994г.

17 июня суд второй инстанции увеличил с 15 до 20 лет срок тюремного заключения для марокканца Саида Хусейни, одного из главных обвиняемых по делам о терактах в Касабланке в 2003г. и Мадриде в 2004г. Первый приговор — 15 лет тюрьмы — был вынесен в феврале 2008г. антитеррористическим судом в Сале. Суд второй инстанции ужесточил наказания и в отношении пяти других подельников Хусейни. Все они были арестованы в Марокко в 2007г. Хусейни считается главным пиротехником, изготовившим взрывные устройства для терактов в Касабланке /45 погибших, включая 12 смертников/ и Мадриде /181 погибший/, а также главарем т.н. военной комиссии Воюющей исламской группы — марокканской /ВИГ-М/.

Хусейни родом из Мекнеса. Дипломированный химик. В 2002г. прошел военную подготовку в Афганистане, после чего вернулся в Марокко. Тогда полиция сразу арестовала его, однако была вынуждена вскоре отпустить за отсутствием улик.

26 июня марокканские спецслужбы объявили об аресте пяти участников террористической группы, действовавшей в Марокко и Испании. Главарь группы — боевой псевдоним Абу Ясин — оказался среди арестованных. Все пятеро марокканцев значились активистами радикального исламистского движения «Ас-Салафия аль-Джихадия» и проживали в испанском анклаве Сеута.

Про Абу Ясина известно, что он родился в Тетуане в 1975г. В 2006г. он уже подвергался аресту в Марокко в ходе операции по нейтрализации группировки «Ансар аль-Махди» Хасана Хаттаба. Последний в свое время вынашивал планы развертывания боевых групп в горной цепи Риф на севере Марокко с конечной целью установления в Марокко исламского государства. В настоящее время он отбывает 25-летний срок тюремного заключения. Тогда Абу Ясина приговорили к двум годам тюрьмы, из которой он вышел в 2008г.

По данным газеты «Аль-Алям», ссылающейся на анонимный источник в спецслужбах, один из пяти арестованных поддерживал контакты с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/. По сведениям газеты «Ас-Сабах», эта группа готовила теракты с использованием заминированных автомашин — теракты такого типа как правило влекут за собой многочисленные жертвы и пока не отмечались в Марокко. Что касается пяти арестованных участников группы, то кроме террористической активности они не гнушались наркотрафиком и перегонкой украденных в Испании автомашин. Судя по всему, этот «бизнес» служил им для финансирования террористической деятельности.

Уже 29 июня четверо из пяти арестованных предстали перед прокурором при антитеррористическом суде в Сале. Тогда же стало известно, что под боевым псевдонимом Абу Ясин скрывался Абдалла Ахрам. Из пяти арестованных трое оказались братьями, выходцами из Марокко, имеющими испанские паспорта. Всем пяти предъявлены обвинения в «организации преступного сообщества, подготовке террористических актов, сбору средств с целью последующего их использования в террористических целях, наркотрафике, кражах автомашин и подделке документов на машины».

Не менее напряженно развивались события и на «фронте» борьбы с наркотрафиком. 4 июня марокканский «официальный источник» объявил о задержании в порту Надора партии ширы /»мягкий» наркотик семейства коноплевых/ весом почти 20 тонн. Стоимость этой партии оценивается в 20 млн евро. Наркотик перевозился в рефрижераторе и был замаскирован в грузе морепродуктов. Машина следовала из марокканского Агадира в направлении Испании. Запрещенный груз, расфасованный в 668 мешков весом от 25 до 34 кг, был обнаружен с помощью современного сканера. Водитель — итальянец и экспедитор — испанец были арестованы. При них были обнаружены значительные суммы денег в валюте.

9 июня испанская полиция объявила о нейтрализации наркосети из 17-ти человек, которая занималась поставками марокканского гашиша в Испанию с использованием вертолета. Преступная организация действовала под прикрытием транспортной компании, которая получала необходимые разрешения от компетентных служб двух стран на полеты вертолета. Кроме вертолетов для перевозки наркотиков группа использовала быстроходные катера. При совершении арестов полицейские изъяли около 3 тонн гашиша, конфисковали вертолет и 9 автомашин.

19 июня Испания приняла решение экстрадировать в Марокко известного марокканского наркобарона Мохаммеда Тайеба Ахмеда, известного под кличкой «Эль-Нен». Об этом объявила вице-председатель правительства Испании Мария Тереза Фернандес де ля Вега по завершении заседания кабинета министров. Тем самым Мадрид согласился с мнением испанской юстиции, еще в в июне 2008г. заявившей о достаточности представленных Марокко документов для принятия решения о выдаче. Эль-Нен был арестован в апреле 2008г. в Сеуте по запросу Интерпола. Ранее, в декабре 2007г. он при загадочных обстоятельствах бежал из тюрьмы строгого режима в г.Кенитра, где отбывал 8-летний срок по обвинению в наркотрафике.

52.15MB | MySQL:103 | 0,446sec