В конце минувшей недели в Самарканде состоялся саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), одним из основных направлений работы которого было обозначено подписание Ираном меморандума об обязательствах при присоединении к данной структуре в качестве постоянного участника. В рамках дальнейших шагов по расширению круга членов организации т.н. партнером по диалогу стал Египет, в перспективе к нему должны добавиться Бахрейн, ОАЭ и КСА. Кроме того, общее наращивание влияния ШОС как международной организации и сопряженное с этим укрепление позиций Китая и России имеет большое значение в текущих геополитических условиях. Все это напрямую отражается на внешнеполитических приоритетах Иерусалима, стремящегося к ограничению влияния ИРИ при сохранении баланса в выстраивании контактов с глобальными и региональными партнерами.
Министр иностранных дел Ирана Х.А.Абдоллахиан отметил по случаю подписания соответствующего меморандума, что документ позволяет ИРИ «вступить в новый этап разнообразного экономического, торгового, логистического и энергетического сотрудничества». Вместе с тем вероятность того, что Тегеран действительно получит серьезные экономические выгоды от присоединения к ШОС, как минимум в краткосрочной перспективе, все же мала, а потому ключевое значение в настоящий момент, как кажется, имеют политический и имиджевый аспекты. Они создают условия для того, чтобы иранский режим показал, что выходит из международной изоляции, независимо от хода переговоров по СВПД и в результате может найти пути минимизации воздействия западных санкций. В результате, можно говорить о том, что в некотором смысле присоединение ИРИ к ШОС отчасти отвечает израильским интересам, поскольку убеждает европейских и американских участников переговоров в Вене, что Тегеран не пойдет на уступки, а значит возвращение к «ядерной сделке» нецелесообразно.
Если верить израильским и европейским обозревателям, то вступление ИРИ в Шанхайскую организацию сотрудничества не будет сопровождаться быстрым распространением иранского влияния в Центральной Азии. Скорее, это ожидается от Китая. В частности, с государственным визитом в Казахстан перед саммитом прибыл председатель КНР Си Цзиньпин, а в повестке дня первой зарубежной поездки китайского лидера с начала пандемии коронавируса значились вопросы расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также взаимодействие в рамках проекта «Один пояс, один путь». Как следствие, если Израиль заинтересован в укреплении своих позиций в Центральной Азии, ему тоже следует сближаться как с ШОС в целом, так и с КНР в частности.
Повышению значимости организации для ближневосточной страны способствуют и перспективы расширения спектра ее участников с различным статусом. Так, на Самаркандском саммите к списку «партнеров по диалогу» присоединился Египет, уже имеющий мирный договор и продолжительные отношения с Израилем. В будущем в этот круг должны войти стороны «Авраамовых соглашений» — Бахрейн и ОАЭ, а также КСА, воспринимаемая сегодня как потенциальный претендент на то, чтобы своим примером продолжить процесс нормализации между Израилем и умеренными региональными режимами. Наконец, уже являются партнерами ШОС Турция, не так давно заявившая о полном восстановлении своего сотрудничества с Иерусалимом, и Баку, в свою очередь, представляющий важного израильского регионального партнера, который в том числе должен помочь ближневосточному государству минимизировать риски возникновения угроз продовольственной безопасности, связанные с выпадающим импортом из Украины. В результате все перечисленные игроки смогут претендовать на подключение к многосторонним инициативам, что также представляет потенциальный интерес для Иерусалима.
Впрочем, с расширением ШОС все же есть проблемы, заключающиеся в том, что в перспективе данный процесс способен распространиться на Сирию. Более значительной трудностью уже сейчас, как кажется, является то, что в целом, особенно по итогам Самаркандского саммита организация все чаще подается в западных источниках как некая структура, бросающая вызов НАТО. Такое предположение основано прежде всего на том, что помимо торгово-экономических и политических компонентов ее участники развивают военно-технической взаимодействие и проводят совместные учения. Теперь на фоне включения в организацию Ирана в СМИ стали появляться публикации о том, что это повлечет за собой укрепление соответствующих контактов России и ИРИ, прежде всего касающихся поставок иранских беспилотников. Более того, есть версия, что данная тема фигурировала в закрытых беседах представителей Израиля с европейскими и американскими контрпартнерами.
В целом, принимая во внимание факт участия в работе ШОС в различном качестве широкого круга дружественных Израилю государств, для ближневосточной страны было бы выгодно самой пойти по пути интеграции в указанную структуру, к примеру, в качестве «партнера по диалогу». Как сообщила в недавнем интервью израильским журналистам посол Узбекистана в Израиле Ф.Махмудова, такие шаги поддерживаются в ШОС в том числе для продвижения межрегионального диалога и международной стабильности. Кроме того, по данным тех же СМИ со ссылкой на чиновников организации подобная опция для Иерусалима существует. Немаловажно и то, что у рассматриваемой структуры уже есть опыт включения в свои ряды двух конфликтующих сторон, что доказывает пример Индии и Пакистана. Впрочем, серьезным препятствием на этом пути явно станет давление США, которые будут стремиться использовать вступление ИРИ как фактор, побуждающий Израиль отказаться от сближения как с ШОС в целом, так и с его ключевыми игроками в лице России и КНР.