Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 26

Правый блок объединился, но результаты опросов не изменились

Складывается впечатление, что на правом  фланге все более скоординировано и подчинено общей цели. После того, как Бецалель Смотрич и Итамар Бен-Гвир пришли к соглашению, их примеру последовали ультраортодоксы из «Еврейства Торы». Есть много версий по поводу того, что именно посулил им Биньямин Нетаньяху, и какова доля этих посул в итоговой готовности Моше Гафни и Ицхака Гольдкнопфа прийти к соглашению. В основном как и всегда скорее всего речь идет о государственном «дополнительном» вливании денежных средств в структуры контролируемые, вхрдящими в «Еврейство Торы» партиями. Факт однако остается фактом: «Агудат Исраэль» и «Дегель га-Тора» пойдут на выборы единым списком. В последний день перед подачей списков Нетаньяху также почти навязал Смотричу и главе партии «Ноам» Ави Маозу совместное участие в выборах.

При таком раскладе «сборная» ультраправых партий, не только позволила им не воевать друг с другом за одного и того же избирателя, но и получить дополнительные деньги на выборы. В избирательном списке блока «Религиозный сионизм», поданном в ЦИК Смотричем и Бен-Гвиром, числятся «лидеры» пяти разных партий — две из них существуют только на бумаге. Так, Орит Струк, депутат от «Религиозного сионизма», идет на выборы как член несуществующей партии «Атид эхад», а соратник Бен-Гвира из «Оцма иегудит», Ицхак Вассерлауф, зарегистрирован как кандидат от фиктивной «Еврейской партии». Их зарегистрировали, чтобы получить больше денег из бюджета, выделяемого на финансирование партий, принимающих участие в выборах.

Окончательный список Ликуда с кооптированными в него кандидатами по квоте Нетаньяху, позволили ему донести до избирателей, что лидер партии держит свое слово.  Идит Сильман и Амихай Шикли получили обещанные Нетаньяху места в списке, и глава оппозиции может представить доказательство того, что он умеет исполнять обещания. Бывший заместитель главы МАХАШ (отдел по расследованию дел полицейских) Моше Саада, выступивший с разоблачениями (или «разоблачениями») правонарушений в высших эшелонах правоохранительной системы Израиля, присутствует в списке Ликуда, что говорит о том, что  партия действительно ориентирована на реформы в этих структурах.

37-е (нереальное) место, которое получила представительница эфиопской общины Цага Малако, свидетельствует о приоритетах Ликуда в отношениях с репатриантами. Юлий Эдельштейн, оставшийся в гордом русскоязычном одиночестве в списке Ликуда, находится на 18-м месте. И при всем искреннем уважении к бывшему спикеру Кнессета, его трудно называть представителем сегодняшнего русскоязычного Израиля. Для таковых в Ликуде места не нашлось, так бывшая депутат Тали Плоскова, в результате праймериза оказалась лишь на 42 месте.

Теперь у  Нетаньяху остался лишь один источник политической головной боли. Имя этого источника – Айелет Шакед.  Шакед за последнюю  неделю успела сменить и политических партнеров, и политическую партию. Еще в минувшие выходные она сообщила Йоазу Хенделю, что хочет разорвать союз между ними. В отчаянной попытке приподняться со дна, на котором по всем без исключения опросам она находится, глава МВД решила вернуться «на место преступления».

Когда-то Шакед начинала свою политическую карьеру в партии «Еврейский дом». Затем громогласно вышла оттуда вместе с Нафтали Беннетом. На этой неделе она вернулась, если не в партию, то к союзу с ней. В окружении Шакед продолжают говорить о том, что есть достаточно избирателей на правом фланге, которые не хотят голосовать за Нетаньяху или Смотрича, но и не готовы сдвинуться влево до Ганца. Хватит ли их, чтобы спасти политическую карьеру Шакед? Готовы ли они поверить в искренность ее раскаяний в том, что она вошла в правительство с левыми? Сомнительно. Стремительность превращения Айелет «только правительство национального единства» в Айелет «мое сердце справа» вызывает головокружение, а у многих и тошноту. И это естественно, ведь единственное, что действительно хочет Шакед, так это остаться в Кнессете любым путем, ведь тогда она снова станет министром.

Судьба Шакед в немалой степени остается в руках Биньямина Нетаньяху. Главе Ликуда предстоит решить непростую дилемму: следовать велению своей души и своих близких и «добивать» Шакед, надеясь на ее окончательное исчезновение с политической карты или поддаться голосу разума и попытаться помочь ей преодолеть электоральный барьер. Если это удастся, Нетаньяху по сути гарантирована желанная победа на выборах. Что решит Нетаньяху? На заседании секретариата Ликуда, где утверждались кандидатуры тех, кого Нетаньяху рекомендовал кооптировать в список, он сделал, пожалуй, самое революционное заявление последнего времени. «Мы не будем бороться за мандаты партий своего блока», – провозгласил Нетаньяху. Вздох облегчения Итамара Бен-Гвира слышали от самого Хеврона. Даже если Нетаньяху выполнит свое обещание, далеко не очевидно, что «Еврейский дом» во главе с Шакед является в его глазах партией его блока.

Пока же  Айелет Шакед обратилась с прямым посланием к лидеру оппозиции и председателю Ликуда Биньямину Нетаньяху. В интервью 12-му каналу новостей, которое выйдет в эфир в субботу вечером, Шакед обратилась к Нетаньяху со словами: «Отложите личные проблемы в сторону, прекратите нападать на меня, без меня у вас нет правительства».

Хотя Нетаньяху и Шакед конфликтовали в прошлом, в основном из-за ее скандальных отношений с женой Нетаньяху Сарой, член Ликуда Давид Битан недавно заявил, что семья Нетаньяху больше не испытывает к Шакед той антипатии, которая была раньше. На этой неделе Шакед впервые заявила, что она будет рекомендовать Нетаньяху в качестве следующего премьер-министра, если ее список преодолеет избирательный барьер на выборах в Кнессет 25-го созыва в ноябре.

Подача предвыборных списков открывает последний этап предвыборной гонки, партиям предстоит «показать товар лицом», причем речь идет о программах и направлении действия партий. Очень мало кто в Израиле относится всерьез к предвыборным обещаниям, именно поэтому правильнее говорить о темах, вокруг которых развернется борьба. И как было заявлено журналистом Ари Шавитом, в эфире «Кан РЭКА» речь  на выборах пойдет о трех темах: отношения евреев и арабов (как в Иудее и Самарии, так и внутри Израиля), дороговизна жизни и раскол в еврейском коллективе.

Почва для напряженности в отношениях между евреями и арабами очевидна. Погромы в дни операции «Страж стен», создание правительства с арабской партией РААМ, волнения бедуинов в Негеве, военная операция в Газе и волна терактов последнего периода привели к тому, что многие в Израиле почувствовали: обществу угрожает арабский национализм. Во многом этим объясняется рост популярности блока крайне правых партий.

Дороговизна жизни также очевидна каждому, кто посещает магазины. А внутренний раскол, который является неким преломлением дискуссии по вопросу «Биби или не Биби», коснется в первую очередь юридической системы. На уходящей неделе депутат Кнессета от Ликуда Нир Баркат вновь заявил о намерении после победы на выборах уволить юридического советника правительства Гали Баарав-Миару. Нетаньяху одернул Барката, однако совершенно очевидно, что тема борьбы со всевластием юридической системы – это одна главных тем предвыборной кампании.

И над всем этим – стабильность. Об этом вопросе почти не упоминается в опросах, но об этом говорят люди на улицах, в автобусах и в супермаркетах. «Только не шестые выборы. Левые, правые, Биби, не Биби. Пусть создадут коалицию и оставят нас в покое», – говорят избиратели.

На сегодня по опросам, если все участники предвыборной кампании останутся верны своим заявлениям, вето и бойкотам, то Израиль точно находится на прямом пути к шестым выборам. Складывается впечатление, что израильтяне готовы простить лидера, нарушавшего данные обещания, однако взамен обеспечивающего стабильность хоть на какое-то время. Популярность Бени Ганца и обдумывание возможности реванша Нафтали Беннетом – яркое тому подтверждение. Очень может быть, что политики вспомнят о некоем «кредите обмана» в ходе формирования коалиции после выборов в Кнессет 25-го созыва.

И, если речь зашла об опросах, то необходимо отметить две важных момента. Прежде всего, низкий процент колеблющихся. Гендиректор компании KNATAR Дуди Хасид заявил в интервью «Кан РЭКА», что число людей, которые до сих пор не нашли для себя ответа на вопрос, за кого именно им голосовать, составляет всего лишь 12%, а что особенно важно число людей колеблющихся между блоками и того меньше – примерно 7%. Это показатели крайне низкие, учитывая, что до выборов еще осталось полтора месяца. Именно поэтому постепенный, но постоянный рост Яира Лапида в опросах не влияет на соотношение сил между блоками. Лапид растет за счет партий собственного блока и не приносит ни одного мандата извне.

С другой стороны, если бы выборы состоялись сегодня, партии, не преодолевающие электоральный барьер, собрали бы в общей сложности 7% голосов, что примерно равносильно 8 депутатским мандатам. Таков один из результатов опроса, проведенного по заказу общественного телеканала «Кан». Относительно весомый, хотя и недостаточный для преодоления барьера электорат есть у нескольких партий. Это «Еврейский дом» Аелет Шакед, «Пламенная молодежь» Адар Мухтар, БАЛАД Сами Абу Шхаде и «Экономическая партия» Ярона Зелихи, Эли Авидара и Абира Кары.

В остальном данные опроса «Кан РЭКА» совпадают с результатами опросов, опубликованных накануне 12-м и 13-м телеканалами: после раскола арабского «Совместного списка» позиции блока Нетаньяху немного укрепились, но заветного 61 мандата он все равно не получает, и выборы при сегодняшнем раскладе не выведут Израиль из политического тупика.

52.2MB | MySQL:103 | 0,669sec