О значение феномена партий «против всех» в Турции

Трансформация политического баланса в Турции повлияла на характер и динамику процесса. Политика контроля оппозиции начала давать сбои еще в июне 2015 г., когда Партия справедливости и развития (AKP) по итогам выборов потеряла большинство в парламенте. В 2017 г. ей удалось консолидировать электорат, что привело к крайне низкому результату для сторонников конституционных изменений. Тогда это решение было одобрено 51,4% голосов граждан. После этого момента соперники Р.Т.Эрдогана начинают постепенно перенимать риторику против действующей власти. За счет этого они привлекли внимание избирателей в условиях ограниченности доступа к государственным СМИ.

Но их всегда критиковало общество из-за «недостаточной оппозиции» и неэффективности деятельности. Поэтому неудивительно, что внутри них появились свои оппозиционеры. Турецкая политическая культура, стремящаяся к централизации, отличается своей склонностью к мажоритаризму. Это ведет к расколу организаций. В 2021 г. Народно-Республиканскую партию (CHP) покинул Мухаррем Индже, а Хорошую партию (İYİ) – Юмит Оздаг. Вскоре ими были созданы новые акторы, влияющие на повестку: первый основал Партию родины (MEMLEKET), второй – Партию победы (ZAFER). Это довольно интересные примеры, которые разнятся от остальных подобных случаев.

Перед их рассмотрением нужно упомянуть о понятии «политическая элита». В классической трактовке оно обозначает ту совокупность членов общества, которая обладает властью и влияет на политические процессы. Однако существуют современные определения, появившиеся после популяризации темы популизма. Согласно им «элита» – особая политическая культура, которая делает все для продолжения своего воспроизводства. Поэтому она обеспечивает изоляцию тех акторов, которые пытаются ограничить или прекратить ее гегемонию. Для дальнейшего анализа будет использоваться вторая дефиниция, поскольку она позволяет показать иной взгляд на природу политики.

Среди турецкой оппозиции выделяется два типа действующих лиц. Лидерами первого являются CHP, İYİ и Демократическая партия народов (HDP). Они вписываются в коммуникационный фрейм AKP в качестве «чужих». Цель подобной риторики правящей партии состоит в выдавливании из поля легитимности игроков, пытающихся оспаривать ее доминирование в политической системе. В свою очередь, они выводят свой взгляд на «элиты», в которую входит все окружение Эрдогана. Он отличается своим негативным характером. В нем указывается не на их управленческие таланты, а на желание удержаться у власти во что бы то ни стало. В этом смысле вышеназванные акторы в политтехнологическом смысле стремятся отстроить себя от «элиты». Поэтому вышепредставленную группу можно назвать антиэрдогановской.

Второй тип оппозиции сформирован вокруг ZAFER и MEMLEKET. Как указано выше, их лидеры были членами партий кемалистов и националистов. М.Индже даже был кандидатом от главной оппозиционной партии CHP   на президентских выборах 2018 г. Но из-за внутрипартийных конфликтов руководство разорвало связи с ними. Основной причиной этого оба политика называли неискренность руководства и предание ценностей. Индже постоянно повторяет фразу: «Кто-то меняет принципы из-за партии, а кто-то партии из-за принципов». Поэтому данная группа характеризуется как «оппозиция оппозиции». Они выступают против власти Эрдогана и подчеркивают жизненную необходимость победы его оппонентов на ближайших выборах. Но в то же самое время они борются с Народно-республиканской партией и Хорошей партией, заявляя о ее сговоре с режимом Эрдогана. Оздаг использует эпитет «желтая оппозиция» (sarı muhalefet), заостряя внимание на ее искусственности и фальшивости. Индже ссылается на факт существования внутри CHP членов, которые выступали против военной поддержки Азербайджану и отправки турецких военных в Ливию, обосновывая отказ кемалистов от принципов. Таким образом, они рассматривают в роли «элиты» все парламентские партии, в том числе и оппозиционные, из-за сотрудничества с Эрдоганом.

Почему эти партии так интересны для рассмотрения?

Во-первых, они повышают популистский потенциал турецкой политики. ZAFER и MEMLEKET представляются в качестве типичных популистских партий.

Во-вторых, ввиду падения электоральных показателей Партии справедливости и развития увеличилось количество сомневающегося и протестного электората. Часто они выбирают партии, которые не находятся на виду. Особенно это относится к фигуре Юмита Оздага, чья активность находит отклик у «рассерженного» избирателя.

В-третьих, при условии сохранения системы коалиций эти акторы, от которых дистанцируются все традиционные политические силы, могут создать свой избирательный альянс. Таким образом, они формируют еще один фактор, имеющий возможность влияния на результаты выборов.

В-четвертых, они привлекают взоры наблюдателей поднимаемыми темами. Мухаррем Индже акцентируется на закрытости и антидемократичности структуры Народно-республиканской партии. Юмит Оздаг стал популярным после высказываний о готовности его партии обеспечивать высылку сирийских беженцев с территории Турецкой Республики. Только они на постоянной основе вводят в повестку эти вопросы. Их главное преимущество связано с интересом, представляемым для общества.

Турецкая политика является показательным примером использования неклассического определения элиты. По нему под «элитами» понимаются носители особой политической культуры, отличающейся разрывом от интересов гражданского общества и желанием сохранения своей гегемонии. На основании этого критерия выделяется два вида оппозиционных партий: противники Эрдогана и «оппозиция оппозиции». Первая направлена на смену власти. Вторая, помимо этой цели, противопоставляет себя всем парламентским партиям. По сути, речь идет о том, что парламентская оппозиция мыслит политически, внепарламентская – дискурсивно. Такое позиционирование второй группы, с одной стороны, на данный момент делает невозможным ее сотрудничество с CHP и İYİ. Однако, с другой стороны, она представляет интерес для избирателей. Поэтому их деятельность влияет на направление дискуссии и будет определять характер избирательной кампании.

62.84MB | MySQL:102 | 0,494sec