Какой эффект на отношения Израиля и Великобритании может оказать смена британского монарха

19 сентября завершилось прощание с королевой Елизаветой II, скончавшейся 8 сентября. От Израиля отдать дань уважения британскому монарху в Лондон прибыли президент  И.Герцог с супругой. В соответствующем обращении глава Государства Израиль отметил, что королева «действительно была лидером вне времени, вне поколений, видела каким был мир 70 лет назад и каким он является сегодня», она «действительно олицетворяла собой величие», «демонстрировала стабильность, силу и мудрость». По мнению премьер-министра Израиля Я.Лапида она «оставила после себя беспрецедентное наследие лидерства и служения». А глава оппозиции Б.Нетаньяху назвал ее «легендарной правительницей» и «маяком честности».

Помимо этого И.Герцог высказался по поводу вступления на престол короля Карла III, которому пожелал «долгого царствования», а также «стабильности и достоинства», под чем можно подразумевать определенную надежду на преемственность с эпохой  Елизаветой II. В целом, как известно, монарх не оказывает серьезного воздействия на политику Соединенного Королевства, в чем отчасти близок израильскому президенту, однако, правление Елизаветы II все же наложило заметный отпечаток на двусторонние отношения Израиля и Великобритании, а также курс Лондона на Ближнем Востоке, а потому считаем важным рассмотреть потенциальные изменения, которые способен привнести новый король.

Прежде всего внимание израильских СМИ  в последние дни было сосредоточено на «неофициальном бойкоте» ближневосточного государства, который проводила королева, отказываясь от его посещения. За 70 лет правления монаршая особа побывала, по подсчетам журналистов, в 120 странах, включая соседей Израиля, таких как Египет и Иордания, но не приняла приглашения от Иерусалима. По официальной версии, причиной тому служили опасения вызвать критику со стороны арабских режимов, прежде всего, монархий Персидского залива. Однако даже после начала процесса нормализации отношений, подход изменении не был.

Впрочем, члены королевской семьи все же не следовали тому же правилу. Так, первым в Израиль прибыл в 1994 г. супруг  Елизаветы II – герцог Эдинбургский Филипп. Его визит не имел официального статуса, а был посвящен присвоению его матери принцессе Алисе звания Праведницы народов мира за то, что в годы Второй мировой войны она укрывала еврейскую семью. Затем принц Уильям лично участвовал в мероприятиях по случаю 70-летия провозглашения Израиля в 2018 г. Карл III оказался, пожалуй, самым часто посещающим ближневосточное государство членом британской  королевской семьи. Дважды он представлял страну на похоронах в 1995 г. И.Рабина, в 2016 г. – Ш.Переса. В последний раз в 2020 г. принц Чарльз отправился в Израиль, где оказался в числе приглашенных на Всемирный форум памяти жертв Холокоста, посвященный 75-летию освобождения лагеря смерти Освенцим. Там будущий король выступил с речью о важности мемориализации Катастрофы европейского еврейства, пообщался с мировыми лидерами и первыми лицами Израиля, в том числе нынешним главой парламентской оппозиции Б.Нетаньяху, а также побывал на палестинских территориях.

Этот последний по времени  его приезд был назван обозревателями «новой фазой» британо-израильского сотрудничества и знаком того, что аналогичная поездка может быть организована, но уже в статусе монаршего визита. После предстоящей коронации такого шага будут ждать особенно, причем речь здесь идет не только об израильской стороне. Так, посол Соединенного Королевства в Израиле Н.Уиган сообщил в недавнем интервью, что «очень надеется» на организацию такого визита, хотя и «не может гарантировать». Глава израильского диппредставительства в Лондоне Ц.Хотовели также с энтузиазмом видит подобные перспективы, ссылаясь в том числе на позицию правительства, которое «очень дружественно настроено к Израилю». Кроме того, она отметила интерес королевской семьи к Израилю, в частности, к частоте проведения там выборов. Наконец, приглашение посетить Иерусалим король Карл III получил от И.Герцога.

В дополнение к этому обозреватели отмечают близость монарха к британской еврейской общине, что нашло выражение в участии в мероприятиях, таких как празднование Хануки, а также дружеских отношениях с бывшим главным раввином Великобритании лордом Дж.Саксом. В сочетании с упоминавшимся выше выступлением на Форуме памяти жертв Холокоста, от Карла III ожидают поддержки усилий по борьбе с антисемитизмом и включения в работу кабинета министров, которым теперь руководит Л.Трасс, направленную на оказание содействия ближневосточному государству на международной арене, прежде всего в ООН.

Таким образом, если в британском обществе и ведутся дискуссии относительно вопросов престолонаследия после кончины Елизаветы II, прежде всего связанные с возможно менее предпочтительным переходом трона к сыну, а не внуку королевы, то для Израиля, как кажется, новый король способен оказаться другом. Несмотря на то, что, как указывалось выше, он не будет иметь широких полномочий, принимая во внимание произраильскую позицию действующего правительства Консервативной партии, а также стремление Лондона вести полностью независимый курс на международной арене, тем самым оправдав Brexit, можно предполагать, что кабинет министров попытается привлечь короля к укреплению отношений с Израилем, в том числе рассчитывая на его предшествующий опыт визитов в ближневосточное государство. Более того, как кажется, такие факторы, как довольно позитивное общение Карла III с главой ПНА М.Аббасом в 2020 г. или перспектива транзита власти от консерваторов к лейбористам сильно ситуацию трансформировать не смогут. Связано это с тем, что решающую роль в определении внешнеполитических приоритетов будет иметь правительство, а оно, независимо от партии, его сформировавшей, заинтересовано в противодействии антисемитизму и поддержании контактов на Ближнем Востоке, способных оказать положительное воздействие на торгово-экономическую, инновационную сферу, а также обеспечение безопасности и противодействие террористической угрозе.

52.24MB | MySQL:103 | 0,496sec