О влиянии западных санкций на оборонную промышленность Турции

Как указывают некоторые турецкие эксперты, санкции и ограничения на экспорт, введенные в отношении амбициозной оборонной промышленности Турции, негативно сказались на разработке сложной военной техники, которая страдает от нехватки компонентов отечественного производства, в частности, важнейших двигателей и систем трансмиссии. В недавнем интервью турецкому телеканалу 4 сентября Исмаил Демир, глава Управления  оборонной промышленности (Savunma Sanayii Baskanligi, SSB), ведущего агентства по оборонным закупкам Турции, признал, что оно столкнулось с проблемами при разработке силовых агрегатов, включая двигатели и трансмиссии, для различных оборонных проектов. Он заявил, что прогрессу препятствуют не только отсутствие компонентов, но и нехватка квалифицированных инженеров. «Проблема с двигателем является известной [проблемой]. Что касается обученного персонала и опыта, у нас также нет большого опыта. [В Турции] ограниченное число экспертов», — подчеркнул Демир, на которого США наложили санкции в связи с покупкой Турцией у России ЗРК С-400. В Турции есть ряд национальных проектов по производству самолетов и танков, но они потерпели неудачу из-за трудностей с поиском двигателей и трансмиссионных систем. Правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана вложило значительные средства в производство двигателей внутри страны, пока с ограниченным успехом на этапах тестирования и установки. Национальному истребителю TF-X не хватает турбовентиляторного двигателя отечественной разработки, и SSB надеется заручиться помощью британского производителя двигателей Rolls Royce, у которого есть совместное предприятие с турецкой компанией Kale под названием TAEC. Хотя в прошлом Турция испытывала проблемы с поставками двигателей от Rolls Royce, а предыдущие эксперименты TAEC по запуску производства двигателей провалились. Правительство Эрдогана надеется, что новая инициатива побудит TAEC откликнуться на новый тендер на производство двигателей, который был объявлен SSB в июле. Демир также заявил, что конечная цель Турции — полностью полагаться на отечественные компоненты, и что Tusaş Engine Industries (TUSAŞ Motor Sanayii A.Ş., TEI) и TRMotor, два производителя двигателей, работают над достижением этой цели. Основным подрядчиком по разработке национального истребителя является государственное предприятие Turkish Aerospace Industries (TAI). Президент Эрдоган часто заявляет во время предвыборных кампаний и митингов, что Турция уже подняла в воздух свой первый национальный боевой самолет, и критикует Соединенные Штаты, союзника по НАТО, за то, что они не смогли предоставить истребители, о которых Турция просила в течение последнего времени. Но как показывает практика, серийное производство полностью отечественного истребителя – это дел даже не завтрашнего дня.

Другой оборонный проект, разработка вертолета общего назначения под названием Gökbey, также столкнулся с проблемой при разработке двигателя отечественного производства. Прототипы оснащались парой турбовальных двигателей LHTEC и CTS800 4-AT, которые были изготовлены совместным предприятием Rolls-Royce и Honeywell. TEI работает над разработкой отечественного двигателя и, наконец, изготовила двигатель под названием TS1400, но этапы тестирования и установки  еще не завершены. Другими словами, у Gökbey до сих пор нет турецкого двигателя, и неясно, когда он появится. Это также означает новые проблемы и задержки в поставках отечественных двигателей для боевых вертолетов Atak, производимых Турцией, поскольку двигатель для вертолетов этого типа требует дополнительных возможностей и надежности  при работе в любых погодных условиях. В настоящее время на Atak устанавливаются те же импортные двигатели, что и на Gökbey.

Танковые силовые агрегаты — еще одна проблема, с которой сталкивается турецкая оборонная промышленность. После неудачной попытки изготовить двигатели и трансмиссионные системы для боевого танка Altay, разработанного Турцией, главный подрядчик компания BMC, у которого есть контракт с SSB на поставку 250 танков Altay турецкой армии, обратился к Южной Корее для оснащения Altay двигателем. Первый силовой агрегат прибыл в марте этого года и был установле на танке в мае. Но Демир уже выразил скептицизм по поводу этого силового агрегата, заявив, что трансмиссия на самом деле производится в Германии и что южнокорейцы также не смогли изготовить полностью местный силовой агрегат для своих собственных национальных танков. Он заявил, что Турция не может полагаться на иностранных партнеров и в конечном итоге завершит свой проект по производству как двигателя, так и трансмиссии внутри страны.

В последние годы у правительства Эрдогана возросло количество проблем с Западом, особенно с США, поскольку Турция установила более тесные связи с Россией, Китаем и Ираном и подорвала санкции Запада в отношении России из-за ее вторжения в Украину. Антизападные обличительные речи и  высказывания против НАТО стали обычным делом для турецких чиновников, негативно влияя на восприятие турками Запада. В декабре 2020 года США ввели санкции против SSB и его высокопоставленных должностных лиц в связи с покупкой ракет большой дальности С-400 у «Рособоронэкспорта», основного российского экспортера вооружений, на сумму 2,5 млрд долларов. США заявили, что Турция умышленно заключила крупную сделку с Россией и поэтому подверглась санкциям в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). США ввели санкции в отношении Демира и трех других должностных лиц SSB: Фарука Йигита, вице-президента SSB; Серхата Генчоглу, главу департамента противовоздушной обороны и космоса SSB; и Мустафу Альпера Дениза, менеджера программ Регионального управления систем противовоздушной обороны SSB. Турция ранее была исключена из глобального консорциума совместных ударных истребителей F-35, в который правительство Эрдогана инвестировало 1,4 млрд долларов. Санкции в отношении SSB запрещают предоставление займов, кредитов и экспортных лицензий и разрешений США на любые товары или технологии, переданные турецкой организации, а также займы или кредиты от финансовых учреждений США на общую сумму более 10 млн долларов в течение любого 12-месячного периода. Правительство США также будет выступать против любого стороннего взаимодействия с SSB и попытается заблокировать любой кредит, который, вероятно, будет предоставлен SSB международными финансовыми институтами. США начали вводить санкции в отношении SSB в апреле 2021 года, в то время как президент Эрдоган и глава SSB Демир проигнорировала их, заявив, что ограничения побудят турецкую военную и оборонную промышленность производить больше отечественного вооружения и военной техники и экспортировать больше оборудования по всему миру. Несколько других союзников по НАТО, таких как Канада и Германия, также ввели ограничения, а в некоторых случаях и санкции на экспорт оборонной продукции в Турцию.

52.24MB | MySQL:103 | 0,625sec