Индийские эксперты о перспективах вступления Ирана в ШОС

В своем недавнем анализе эксперты индийского частного исследовательского фонда Observer дали свои оценки перспективам вступления Ирана в ряды ШОС.   Спустя почти 15 лет, 16 сентября, на 22-м саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) было официально объявлено о вступлении Ирана в постоянные члены ШОС. Ожидается, что после подписания «документа об обязательствах» о полноправном членстве в организации полное вступление Ирана в силу вступит в силу в апреле 2023 года, когда Индия займет пост председателя. Иран был членом-наблюдателем ШОС с 2005 года, и до этого его  попытки получить полноправное членство были заблокированы, поскольку он находился под санкциями ООН. Теперь, похоже, что постоянные члены ШОС, особенно Россия и Китай, по-разному понимают складывающуюся международную обстановку и положение Ирана в менее ориентированном на Запад многополярном мире.

По мнению индийских экспертов, хотя рост антизападных настроений среди ключевых членов ШОС проявляется по-разному в политическом плане, давний ревизионизм Тегерана приведет к относительному сближению Ирана, России и Китая в геополитических и стратегических вопросах. Будучи крупнейшей в мире региональной организации, объединяющая 40% населения мира и 30% мирового ВВП, ШОС может предоставить Ирану эффективный многосторонний институциональный потенциал для отмены разрушительных санкций, введенных Соединенными Штатами (США) и их союзниками. С приходом к власти администрации президента Э.Раиси внешнеполитический девиз Ирана «Ни Восток, ни Запад изменился, поскольку Тегеран проводит политику «поворота на Восток» как в геополитическом, так и в геоэкономическом плане. Верховный лидер (рахбар) Ирана аятолла Али Хаменеи поддерживает «восточную политику» Раиси, говоря: «Сегодня одним из наших приоритетов во внешней политике является предпочтение Востока Западу, соседей отдаленным странам». В рамках своей политики «поворота на Восток» Иран стремится играть активную роль в меняющемся мировом порядке благодаря своему геостратегическому положению в новой геополитической среде. Политика поворота на Восток состоит из трех основных компонентов: устранение последствий санкций и смягчение экономического кризиса в Иране; налаживание связей с соседями; и мощная синергия с Россией и Китаем, чтобы бросить вызов региональному интервенционизму США путем инициирования блока против Запада. Для иранских оптимистов полноправное членство в ШОС может привести ко всем этим стратегическим целям. По словам министра иностранных дел Хосейна Амира Абдоллахиана:  «Членство Ирана в ШОС является дипломатическим триумфом, который доказывает приверженность Тегерана сбалансированному, умному, активному и динамичному внешнеполитическому подходу и идее «азиатской многосторонности»». Вступление в ШОС имеет геоэкономическое значение; оно может помочь Ирану реализовать свое долгосрочное видение стать «страной-центром», играя центральную роль в транзитных коридорах Восток-Запад и Север-Юг. Иран заверил членов ШОС в обеспечении безопасных, стабильных и надежных маршрутов в коридоре Север-Юг и в то же время в создании серьезной инфраструктуры в своих южных портах, особенно в океанском порту Чабахар. В 2021 году товарооборот Ирана со странами-членами ШОС превысил 37 млрд долларов США, что составляет около 30% от общего объема внешней торговли страны. За тот же период экспорт Ирана составил 20,5 млрд долларов США, а импорт со странами-членами ШОС составил 16,5 млрд долларов США. Но при этом надо учитывать, что ШОС — это прежде всего организация в области безопасности и геополитики с ограниченными экономическими выгодами для членов, поскольку в ней отсутствует какой-либо формальный экономический механизм для стимулирования торговли между членами.

Помимо стратегического видения Ирана стать членом ШОС, изменение позиции России и Китая в отношении членства Ирана также важно, поскольку оно происходит во время кардинального ухудшения их отношений с Западом. В течение многих лет Китай и Россия были против членства Ирана в ШОС в основном из-за его антизападничества. Теперь, с ростом напряженности в отношениях между Россией и НАТО из-за вторжения на Украину и усиления враждебности США по отношению к Китаю, геополитическая идентичность и возможности безопасности ШОС стали очевидными для двух великих восточных держав. Россия и Китай осознали стратегическую важность Ирана в уравновешивании западных угроз. Таким образом, можно утверждать, что членство Ирана в ШОС является результатом политической воли Москвы и Пекина.

ШОС часто представляется как изначально антизападный блок, а некоторые даже называют его антинатовским блоком. После вторжения на Украину Россия попыталась выставить все региональные организации — в частности, ШОС — антинатовскими, рассматривая ШОС как ядро возглавляемого Россией и Китаем антизападного блока. Подход к организации как к новому потенциальному члену ШОС с антизападной или антиамериканской точки зрения может защитить Иран от международной изоляции. Поскольку война на Украине продолжается, западные державы, вероятно, будут наказывать и изолировать Россию дальше, подталкивая ее к рассмотрению альтернативных дипломатических путей эффективного противодействия международной изоляции. С членством Ирана в ШОС уровень  антизападничества там неизбежно усилится. Выступая на 22-м саммите ШОС, президент Ирана Раиси призвал членов ШОС найти инновационные способы противодействия односторонности США. Членство Ирана в ШОС также согласуется с китайской политикой “народы Азии поддерживают безопасность Азии”, которая находит свое организационное выражение в недавнем заседании ШОС. Иран также может сыграть центральную роль в урегулировании афганской проблемы, которая вызывает беспокойство у членов ШОС. Фактор Афганистана, наряду с растущей китайско–американской напряженностью, подтолкнул Китай ускорить вступление Ирана в ШОС.

Хотя меняющийся мировой порядок и возникающие геополитические реалии убедили Иран изменить свои внешнеполитические ориентиры и отказаться от своей традиционной политики «ни Восток, ни Запад, его стратегия «поворота на Восток» по сути не отличается оригинальностью. В условиях тупика вокруг переговоров по иранской ядерной программе поворот политики на Восток и стремление к членству в ШОС являются ничем иным, как реакцией на давление Запада и изменение глобальной и региональной геополитики. Вопреки ожиданиям многих, членство в ШОС мало что может сделать для удовлетворения стратегических устремлений Ирана. ШОС в лучшем случае является основой для расширения двусторонних отношений между членами. Это не представляет никакого эффективного институционального решения международной изоляции Ирана. По мнению многих экономических обозревателей, ШОС не станет коалицией против санкций в краткосрочной перспективе. Вместо крупных политических или экономических выгод, главное достижение Ирана от этого дипломатического триумфа в краткосрочной перспективе может быть ограничено многосторонними дипломатическими маневрами. Факт в том, что Иран воспринимает свое вступление в ШОС как рычаг давления на США в то время, когда ядерные переговоры находятся на грани срыва. Государства-члены ШОС неохотно участвуют во враждебности между Ираном и США; они также приняли Саудовскую Аравию, Катар и Египет в качестве «партнеров по диалогу» в попытке сбалансировать усилия. Это также относится к попыткам России подчеркнуть антизападную геополитическую идентичность ШОС, поскольку государства-члены по-прежнему разделены по поводу вторжения России в Украину. Таким образом, по крайней мере, в краткосрочной перспективе ШОС вряд ли предложит какой-либо эффективный альтернативный механизм для удовлетворения экономических приоритетов и приоритетов безопасности Ирана, пока сохраняются санкции и враждебность с Западом. Тем не менее, членство в ШОС дает Ирану определенный международный престиж и политические рычаги для усиления его переговорной силы на переговорах с США.

52.21MB | MySQL:103 | 0,477sec