Предвыборная кампания в Иракском Курдистане

Президент иракского региона Курдистана М.Барзани объявил 5 мая 2009 г. о начале президентской и парламентской предвыборной кампании. Он является бесспорным фаворитом на пост президента региона Курдистан. Его предвыборной программой является обнародованная недавно и одобренная две недели тому назад курдским парламентом конституция Курдистана, которая должна получить свою легитимность через референдум. М.Барзани отметил в одном из своих предвыборных выступлений, что конституция обезопасит Курдистан от диктатуры и никогда не будет «вносить раздор, и иметь сепаратистской юрисдикции в Иракском Курдистане, как в прошлом».(1)

Его поддерживает премьер-министр регионального правительства Нечирван Барзани, поддерживающий, в частности, автономию для христиан,(2) а также начальник Ассоциации разведки Курдистана Масроур Барзани, отметивший, что свободные и прозрачные выборы позволят каждому жителю региона избрать понравившегося ему кандидата. (3)

Проект конституции гарантирует национальные и религиозные права национальным и религиозным общинам Иракского Курдистана. Особенно большое внимание уделяется поддержке христианской общины, насчитывающей сейчас около 20 тыс. семей. Региональное правительство Курдистана оказывает каждой христианской семье материальную помощь. Христиане имеют школы с обучением на родном языке, телевизионный канал, участвуют в органах управления Курдистана; они свободны в вероисповедании и отправлении религиозных ритуалов и т.д.

Привлечение христиан к участию в выборах и их консолидация вокруг правящей коалиции, возглавляемой М.Барзани, весьма важны, поскольку она позволит действующему президенту существенно расширить электорат. На предстоящих парламентских выборах христиане получили квоту в 5 мест из 111. За них будут бороться представители 4 христианских организаций: «al-Rafidain”, возглавляемой иракским юристом Ионадемом Кенна; «Народным халдейско-ассирийским советом», который не представляет какой-либо политической партии, но известен своей близостью к ДПК М.Барзани; «Объединенные халдеи» Абалхада Эфрама; список Автономии «Халдейско-ассирийской организации» Компартии Курдистана.(4)

Проведение христиан в новый состав курдского парламента весьма важно для правящей коалиции, прежде всего, с политической точки зрения, поскольку региональное правительство Курдистана рассчитывает на разрешение спорных проблем, а именно проблемы Киркука и, возможно, и Мосула. Оно рассчитывает на поддержку ассирийцев Киркука в решении вопроса о его включении в состав курдской автономии, а также не исключает того, чтобы и Мосул, со смешанным курдско-христианским населением, перешел через референдум под юрисдикцию автономистов в случае пожелания его жителей. (5)

Однако новая политическая программа, с которой возглавляемая М. Барзани правящая коалиция выходит на выборы, одобряется далеко не всеми партиями и организациями Курдистана. Так, например, «Ассоциация мусульманских ученых» (Association of Muslim Scholars) даже обвинила М.Барзани в замыслах «расколоть Ирак». Эти обвинения были тотчас же опровергнуты СМИ ДПК. (6)

Тем не менее, обнародование конституции Курдистана вызвало обеспокоенность в Багдаде и Вашингтоне. Несмотря на то, что уже ведутся переговоры по спорным вопросам между правительствами Ирака и Курдистана, этот политический шаг обусловлен территориальными притязаниями курдов, а также правами на нефть и газ региона, что противоречит интересам прочего населения страны и иракского правительства. Н.аль-Малики, премьер-министр Ирака, рассматривает конституцию как попытку расколоть Ирак, А член парламента от арабов-суннитов Осама аль-Нуджафи сказал, что в основе новой политики курдского руководство находится желание создать сепаратистское государство, и определил его курс как «декларацию враждебных намерений и конфронтации».

Однако конституция федеративного Ирака позволяет регионам иметь собственную конституцию. В связи с этим Сюзан Шихаб, член парламента Курдистана, заявила, что курды только реализуют свое законное право. Курды выражают недовольство тем, что до сих пор не была реализована ст.140 иракской конституции в отношении решения проблемы Киркука. Курды не согласны с решением Багдада о разделении власти местного управления Киркука между арабами, курдами и туркменами, аргументируя тем, что курды в регионе составляют большинство. Во избежании эскалации напряженности ал-Малики полагает, что выборы в местное управление Киркука должны быть отложены на более поздний срок, хотя центральное правительство при поддержке ООН создало комиссию, занимающуюся поиском решения этой проблемы.

Администрация президента Б.Обамы, постепенно выводящая американские войска из Ирака, была удивлена и обеспокоена выдвижением новой амбициозной программы курдского руководства. Так, например, Дж.Байден, вице-президент США, находившийся с краткосрочным визитом в Ираке в начале июля, косвенно, дипломатично и осторожно критиковал позицию курдов, как противоречащую американскому курсу примирения арабов и курдов. (7)

В соответствии с соглашением января 2006 г. о разделении власти в КАР ДПК и ПСК объединили свои администрации. На предстоящие парламентские выборы они вышли единым списком (Kurdistani List) в то время как Н. Мустафа, бывший заместитель генсека ПСК, выдвинул свой список кандидатов (Change List). Первым в едином списке курдских партий стоял Б.Салех от ПСК, который должен был бы сменить Н.Барзани на посту премьер-министра. Но он выразил желание сохранить свой нынешний пост вице-премьера Ирака, на что получил согласие президента страны Дж.Талабани. Острая политическая борьба между фракциями ПСК (основной-талабанисты и Н.Мустафы) за парламентские места ведется в Дохуке, где традиционно были сильны позиции ДПК.

По оценкам курдских наблюдателей, там ДПК сохранит свои позиции, Н.Барзани сохранит свой пост премьер-министра, ДПК и ПСК получат 70% мест в парламенте, а ключевые посты будут распределены между членами ДПК и ПСК.

ДПК и ПСК не представляют собой оппозиции на предстоящих выборах. Их спискам противопоставлен список исламской коалиции ( List of Services and Reforms), который представляет коалицию 4-х партий, в числе которой «Исламский союз Курдистана», «Исламская Группа Курдистана», «Курдская социал-демократическая партия», партия «Аянда» (Будущее). Ей предоставлена квота на 18 мест в новом парламенте. Но она рассчитывает на большее число мест. Хотя «Исламский союз Курдистана»(ИСК), возглавляемый Салахаддином Бахаддином, предлагает программу будущего регионального развития на религиозной основе, он находит поддержку в широких слоях курдского общества. ИСК кооперируется со светскими организациями в предвыборной борьбе. Характеризуя деятельность ИСК, Хади Али, член его политбюро, акцентирует на том, что стремление к политическому плюрализму делает возможным сотрудничество ИСК с неисламскими партиями и организациями. ИСК, по его характеристике, это «реформаторская, политическая, продемократическая и програжданская» организация. На предстоящих выборах ИСК выступает не столько ради защиты исламских ценностей, сколько ради «высоких и общих интересов региона Курдистан и курдского населения». Основной целью его программы – это проведение кардинальных реформ курдского регионального правительства и парламента. Так, например, ИСК считает, что курдский парламент не достаточно активен, в нем полностью отсутствует оппозиция, но партийное влияние на правительство огромно, и это надо менять: необходима реальная оппозиция для политической системы, правительства и народа. Его заботит разрыв между богатыми и бедными, а также коррупция в высших эшелонах власти региона Курдистан. Но ИСК уповает на проведение прозрачных и демократических выборов в Курдистане. (8)

В предвыборной кампании поднимается вопрос и о принадлежности курдских вооруженных формирований (пешмерга). ИСК считает, что они находятся в подчинении ДПК и ПСК, а не правительства. Но это опровергает Масроур Барзани, полагающий, что пешмерга – это часть сил безопасности Ирака.

Представитель ИСК утверждал, что правящая коалиция использует рычаги своего влияния на предвыборную кампанию, и в частности, мешает агитационной кампании ИСК на телевидении, в Захо был закрыт телеканал ИСК. В Дохуке, признает Хади Али, лидирует ДПК, а за ней идет ИСК, который, кстати, поддерживает конституцию Курдистана.

Между тем сторонники Kurdistani List (ДПК и ПСК-Талабани) стараются перетянуть электорат исламской коалиции из 4 партий (List for Reforms and Services) на свою сторону. Представители последней уже побывали у Масуда Барзани и изложили свои требования. ДПК и ПСК опасаются того, что она станет поддерживать Камала Миравдали по пост президента Курдистана. В связи с этим состоялась встреча Барзани и Талабани, после которой президент Ирака направил исламской коалиции письмо с просьбой не поддерживать другого кандидата, кроме Масуда Барзани на президентский пост. Некоторые курдские источники видят в этом цель блокировать сотрудничество исламской коалиции с Н.Мустафой ( Сhange List) и ослабить ее шансы сформировать правительство после выборов. С другой стороны, это дает этим партиям возможность внести своих кандидатов отдельным списком для участия в выборах в парламент Ирака, намеченных ориентировочно на январь 2010 г. Кроме того, это может сократить шансы ДПК и ПСК на получение большинства мест и занятие ключевых постов в парламенте и правительстве.

Кроме Масуда Барзани на пост президента Курдистана претендуют еще пять кандидатов, в том числе Хело Ибрагим, зять Дж.Талабани, К.Миравдали, известный курдский журналист и общественно-политический деятель, долгое время живший в Великобритании. Он заявил о своей несомненной победе и стремлении сократить аппарат президента и авторитаризм ДПК. Он призвал М.Барзани передать ему власть, которую он якобы теряет, заявляя, что в противном случае Барзани будет обвинен в авторитаризме. Миравдали пообещал создать комитет, способный подтвердить преимущества парламентской системы, а не президентской, которая не закрывает, однако, дороги к диктатуре. Вместе с тем он поддерживает принятие конституции Курдистана, хотя и отмечает, что все административные дела и нефтяные контракты должны быть прозрачными.

О прозрачности выборов говорит и руководство Высшей независимой избирательной комиссии Ирака, организующей выборы, отмечающей важность работы наблюдателей. Так, например, курдская общественность Великобритании сформировала «Комитет поддержки свободных выборов в Курдистане» и готовится обратиться за аккредитацией в Высшую независимую избирательную комиссию Ирака. Вместе с тем курды, находящиеся за пределами Курдистана не смогут принять участие в выборах.

В курдских СМИ ведется обширная предвыборная кампания: одни партии обвиняют другие в коррупции, превышении власти их лидерами, непотизме и некомпетентном управлении, не принесшем курдскому народу желаемого благосостояния. Люди ожидают изменений в управлении, поскольку за последние 18 лет, по их мнению, региональное правительство Курдистана показало себя не с лучшей стороны.

Итак, результаты президентских и парламентских выборов, намеченных на 25 июля 2009 г., должны определить курс развития Иракского Курдистана на последующие четыре года. Они также предопределят шансы курдских политических партий на предстоящих в январе следующего года парламентских выборах в Ираке. Понятно, что ослабленная расколом ПСК не сможет рассчитывать на то, что ее функционеры займут важные посты в руководстве региона. Лидером предвыборной гонки остается М.Барзани и возглавляемая им ДПК. С выдвинутой им программой будущего развития Курдистана, сформулированной в конституции, согласны не только претенденты на пост президента, но и большинство курдских политических организаций региона. Важно, чтобы в этот напряженный для Курдистана момент, не были спровоцированы беспорядки, способные привести к эскалации противостояния курдского руководства с Багдадом.

1. http://www.peyamner.com/details.aspx?1=4&id=132601

2. http://www.peyamner.com/details.aspx?1=4&id=95572

3. http://www.peyamner.com/aspx?1=4&id=130027

4. http://www.peyamner.com/details.aspx?1=4&id=133323

5. http://www.peyamner.com/details.aspx?1=4&id=95572

6. http://www.peyamner.com/details.aspx?1=4&id=133455

7. http://www.peyamner.com/details/aspx?1=4&id=133141

8. http://www.peyamner.com/details.aspx?1=4&id=133277

52.26MB | MySQL:103 | 0,717sec