К вопросу мирного урегулирования в Дарфуре

Партизанские группы в Дарфуре вновь испытывают международных посредников на прочность. Лидеры Движения за справедливость и равенство (ДСР) заявили руководителю смешанной миссии ООН – Африканского Союза (АС) Дж.Бассоле о том, что они категорически против самостоятельного присутствия всех партизанских групп на мирных переговорах в Дохе. То есть, другими словами, руководитель ДСР И.Халиль не признает за мелкими партизанскими лидерами права на самостоятельность. По его оценке, ДСР в настоящее время представляет восемнадцать основных партизанских групп и, если не вошедшие ранее в это объединение партизаны хотят участвовать в переговорах, то должны это делать только под эгидой ДСР. Иначе «на переговорном процессе начнется хаос». Гневная реакция Х.Ибрагима была вызвана состоявшимся объединением 7 мелких партизанских групп во время их встречи в Каире с целью вхождения в мирный переговорный процесс в рамках «катарской инициативы».

То есть, помимо двух основных препятствий для возобновления мирных переговоров в Дохе (обмен пленными и возвращение гуманитарных групп в Дарфур) ДСР выдвинуло третье, претендуя при этом на главную роль в оппозиции. Дж.Бассоле уже выразил огромное сожаление в связи с этим, однако заявил, что собирается выехать в Триполи для проведения необходимых консультаций и «очень надеется на прогресс». Помимо прогресса Дж.Бассоле конечно еще надеется и на активность и поддержку спецпредставителя США по Судану С.Грейшена, который также ранее посетил Ливию. При этом необходимо отметить, что Дж.Бассоле довольно решительно отверг все претензии лидера ДСР и предложенную им схему проведения переговоров.

Какие выводы необходимо сделать из сложившейся ситуации?

Во-первых, на арену мирного посредничества в Судане после недолгой паузы возвращается Каир. Объединение указанных мелких партизанских групп произошло под эгидой Египта, и было, по некоторым данным, приурочено к визиту в АРЕ президента Судана О.аль-Башира, который принимал участие в форуме «неприсоединившихся государств». Сразу же заметим, что большого прорыва на этих переговорах между Х.Мубараком и О.аль-Баширом не произошло. Отношения по-прежнему «ни теплые, ни холодные», Хартум явно предпочитает посредничество Катара. Отметим также, что одна из партизанских фракций СОД-Джуба отказалась присоединиться к «семерке», мотивируя это тем, что египтяне «не серьезно подходят к процессу мирного урегулирования в Дарфуре и занимаются самопиаром». На самом деле – это лишь маленькая «шпилька» Каиру со стороны Дохи, которая «погоды не делает».

Во-вторых, идея И.Халиля о своем главенстве среди остальных партизанских групп можно оценивать только с точки зрения его сильно завышенных амбиций. Вряд ли такое главенство имеет реальные шансы на осуществление, хотя бы потому, что этого не желают ни Каир и Триполи (под контролем которых эти группы находятся), ни Катар. Последний предпочитает иметь дело с разными группировками, нежели с одной мощной, да еще под руководством непредсказуемого И.Халиля.

В-третьих, заявления И.Халиля странным образом совпали с очередной эскалацией военного противостояния между Чадом и Суданом. 16 июля с.г. чадские ВВС (кстати, на российских «сушках» и, очень возможно, что и с российскими или украинскими экипажами) вновь совершили налет на лагеря чадских оппозиционеров «в глубине территории Судана». Суданская армия в свою очередь готовится проводить военные операции в Дарфуре в отношении еще одной «несговорчивой» партизанской группы под руководством А-В.Нура.

Последнего активно «обрабатывает» и С.Грейшен и Дж.Бассоле, пока, правда, без особого успеха.

Сложившийся миротворческий тупик диктует изменение тактики международных посредников. Представляется, что в скором времени и С.Грейшен, и Дж.Бассоле предпримут нетрадиционные шаги. В частности, посредники начнут переговоры в Дохе между Хартумом и «каирской семеркой», игнорируя при этом ДСР. Цель такого маневра – «взбодрить» И.Халиля и А-В.Нура. То есть будет практиковаться метод постепенного откалывания от единого оппозиционного блока «маленьких и больших кусочков». Ведь, если называть вещи своими именами, «каирская семерка» создавалась изначально, как метод больше психологического воздействия на И.Халиля, и свой эффект принесла: амбиции у лидера ДСР взыграли. Поэтому сейчас руководители «катарской инициативы» стараются просчитать все последствия такого изменения тактики. В частности, по некоторым данным, наметился некий прогресс на переговорах с А-В.Нуром, который тоже не в восторге от «лидерских комплексов» И.Халиля. Это сейчас стараются не афишировать, но если А-В.Нура удастся «уговорить» (или подкупить), то положение И.Халиля сильно пошатнется.

Тем не менее, ключ к решению проблемы возобновления переговоров лежит в Париже. Причем, по некоторым данным, торпедирование Парижем «катарской инициативы» происходит «по инерции», а сама суть вопроса доходит до Н.Саркози в «сильно упрощенном виде». Единственным разумным решением этого вопроса, по нашей оценке, является прямой диалог Б.Обамы с Н.Саркози. Разговоры на уровне спецпредставителей и чиновников МИД тонут «в трясине». Прямой диалог между двумя президентами хотя бы четко ответит на вопросы: что реально хочет Париж? Насколько нынешняя позиция МИД Франции синхронизирована с позицией Н.Саркози?

Зато наметился весомый прогресс в деле реализации Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). Имеется ввиду намеченное на 22 июля с.г. опубликование Международным арбитражным судом (МАС) в Гааге результатов демаркации границ спорного штата Абъей. Руководство СНОД и законодательное собрание Южного Судана согласилась признать его результаты, что означает юридическое (но не фактическое) разрешение еще одной очень важной проблемы, без которой ни о каком референдуме о независимости Юга не могло бы быть и речи.

Представляется, что такая же судьба ждет и результаты переписи населения, которые были обнародованы недавно. В случае, если СНОД все-таки их признает (а у автора статьи в этом нет никаких сомнений), то вопрос о выборах в 2010 году и референдуме в 2011 году можно считать на 80% решенным.

52.2MB | MySQL:103 | 0,539sec