Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 29

О партийных войнах на площадке ЦИК

Как и предполагалось, после регистраций предвыборных списков в ЦИК, начались партийные войны с требованием запретить участие в выборах как отдельных кандидатов, так и целых списков . Подобные обращения в ЦИК стали одной из регулярных церемоний, сопровождающих любую предвыборную кампанию в Израиле. Такие обращения всегда были бесплатным временем агитации, которое получали партии.

Моментом «триумфа» идеологий правый партий были их обращения в ЦИК, поддаваемых ранее в виде  драматического шоу с требованием отстранить от выборов Ханин Зуаби или Хибу Язбек, представителей арабских списков, отрицающих чуть ли ни право Израиля на существование. Публичная «защита» Родины от арабского засилья, всегда было выигрышным мероприятием в глазах правых избирателей и при этом не стоили никаких рекламных денег, так как под дверью ЦИК всегда дежурит группа журналистов в ожидании скандалов.

На левом фланге тоже не прочь устроить спектакль на потребу своей публике. Требование не допускать до выборов Михаэля Бен-Ари, Баруха Марзеля и иных ультраправых активистов также всегда было надежным способом завоевать популярность и получить несколько минут в эфире. И эти скандалы были порой единственными яркими пятнами в бесцветной рекламе отдельных левых кандидатов.  Однако практически все решения ЦИК по снятию тех или иных кандидатов с выборов, в дальнейшем отменялись решением БАГАЦ.

Но на сей раз все иначе. Ведь вопрос об участии в выборах партии БАЛАД вышел за рамки идеологического и приобрел колоссальное значение на последнем этапе предвыборной кампании. Если судить по опросам – а при всем неоднозначном к ним отношении, они остаются единственным эффективным средством если не прогнозирования, то оценки ситуации – политическая карта остается статичной уже много недель.

Блок Биньямина Нетаньяху набирает 57–59  мандатов, блок Яира Лапида набирает 55–56, а остальное достается арабским блокам и партиям. Все попытки привлечь избирателей одного блока на сторону другого успеха не приносили. Число колеблющихся изначально было невысоко, а колеблющихся между блоками – мизерно. В этой ситуации, как уже неоднократно говорилось, главным становится процент участия в голосовании и перспектива преодоления отдельными партиями, как слева, так и справа электорального барьера. Именно поэтому единственным эпизодом, изменившим предвыборную карту, стал раскол Объединенного арабского списка после  выхода из него партии БАЛАД.

Именно поэтому голосование по вопросу о запрете партии БАЛАД участвовать в выборах стало гораздо более важным, чем в предыдущие годы. И практически у каждого блока были здесь как свои интересы, так и свои проблемы в этом решении.

Представители Ликуда и «Еш атид» в голосовании участия не приняли, и у обеих партий есть свои очевидные мотивы. Для Ликуда любое голосование это выстрел себе в ногу. Нетаньяху не может голосовать против запрета на участие БАЛАД в выборах, но в данном случае он не может и голосовать за ее отстранение. В такой ситуации изобретают высосанный из пальца повод и остаются дома. Что и было сделано. Пресс-служба Ликуда опубликовала много слов, из которых явствует, что ЦИК якобы озабочен стремлением не допустить победы Нетаньяху. Даже если у Ликуда есть основания гневаться на главу ЦИК судью Ицхака Амита, совершенно неясно, как это связано с тем, что Ликуд впервые не поддержал предложение вывести из Кнессета партию БАЛАД. Политика и принципы вновь разошлись в разные стороны. Кстати, не только Ликуд, но и представители всех партий его блока нашли более интересные дела и на голосование они не явились.

Аналогично повели себя представители «Еш атид». Они, бесспорно, будут рады, если кто-то уберет с дороги БАЛАД и поможет избежать разбазаривания голосов, однако они очень хотят, чтобы это было сделано не их руками. В окружении Лапида опасаются, что отстранение БАЛАД приведет к дополнительному снижению процента голосующих в арабском секторе.

В итоге при столь минимальной явке членов ЦИК, решение о запрете БАЛАД баллотироваться было принято лишь благодаря голосам «Лагеря государственников». Бени Ганц решил на этом повороте обойти Яира Лапида справа, и борьба между этими партиями за избирателей продолжается. До недавнего момента Лапид и Ганц сражались за сердца примерно одного избирателя. После того, как Ганц заключил союз с Сааром, а Лапид эксгумировал идею «двух государств», границы, разделяющие эти две партии, обозначились четко. В предпраздничных интервью Яир Лапид, уже почти не таясь, обращался к сердцам левых избирателей. «Я стал гораздо большим центристом, я гораздо лучше понимаю левых», – сказал он в интервью газете «Гаарец». Данное заявление нельзя воспринимать без смеха, ведь Лапид, всю свою взрослую жизнь находился в сердце левой элиты Израиля и «вдруг» внезапно понял левых. Гораздо легче предположить, что Лапид осознал, насколько он нуждается в левых. Но и в этой ситуации голосовать за спасение БАЛАД он не мог, а за отстранение этой партии от выборов – не хотел. Представители «Еш атид» не пришли на голосование.

Представители партии НДИ естественно проголосовали за снятие БАЛАД с выборов. В данном случае идеологические резоны совпали с холодным политическим расчетом. Партия МЕРЕЦ, в свою очередь, проголосовал против запрета на участие БАЛАД в выборах, и стала единственной партией, которая предпочла интересам блока принципы.

6 октября окончательное решение примет БАГАЦ. Юридический советник правительства Гали Баарав-Миара уже представила свое заключение, согласно которому нет оснований для запрета партии БАЛАД участвовать в выборах. На примере недавней отмены назначения Мени Мазуза, БАГАЦ уже продемонстрировал, что не является куклой в руках юридического советника. Однако очевидно, что ее мнение будет иметь вес.

Не только партия БАЛАД стала объектом обсуждения в ЦИК. За сутки Центризбирком принял решение запретить Амихаю Шикли баллотироваться в списке Ликуда. Наверное, нет ни одного человека, который зная принципы работы Кнессета, понимал бы логику иска, поданного партией МЕРЕЦ, и решения, принятого главой ЦИК судьей Амитом. С юридической точки зрения, решение безупречно и легитимно. Но совершенно очевидно, что оно было не единственным, иск оставлял судье широкие возможности для маневра. И решение, принятое главой ЦИК, находится где-то между абсурдом и непостижимым проявлением двойных стандартов.

Амихай Шикли был избран в Кнессет от партии «Ямина». Как только стало ясно, что Беннет ведет партию в коалицию с левыми, Шикли объявил, что не будет частью этой коалиции. Он не ушел из Кнессета, как сделал мэр Сдерота Алон Давиди, но он не подчинился коалиционной дисциплине и не вернул мандат, полученный на выборах в рамках партии, а не персонально. За все это Шикли можно предъявлять претензии. Но очевидно одно. Будучи народным избранником, он действовал в соответствии с тем, что с его точки зрения являлось благом, он действовал в рамках своей идеологии. Таких сегодня в Кнессете немного. Однако верность идеологии и правила поведения депутатов в Кнессете, явно разные вещи.

При этом ЦИК отклонил иск с требованием запретить баллотироваться «идеологически» не верной  Идит Сильман, которая прекрасно играла роль главы коалиции, и более того, в политической системе циркулировали слухи о том, что она намерена присоединиться к «Еш атид». Она пошла в Ликуд, и было достаточно свидетельств того, что обещания она получила еще до того, как сделала решающий шаг. Но ее не заблокировали, а Шикли – да.

Израильская политика цинична. К примеру, Михаль Шир, когда-то была в партии Ликуд. Причем не просто в Ликуде, а на правом его фланге, входя в состав лобби «За Эрец-Исраэль». Затем Шир проделала извилистый путь по коридорам израильской политики, и она сегодня баллотируется в Кнессет 25-го созыва в составе партии «Еш атид», глава которой, он же премьер-министр Израиля, совсем недавно заявил с трибуны ООН о намерении продвигать создание палестинского государства. Но Шир все сделала по закону, тем более что «менять» идеологию, ради достижения личный целей в Израиле не возбраняется и даже особо не осуждаться.  И хотя с позиции общественной морали позиция Шикли безупречней, она не вписывается в рамки действующего законодательства.

Если БАГАЦ оставит в силе решение ЦИК по отстранению Амихай Шикли от выборов,то сложится патовая ситуация. Ведь  Шикли занимает бронированное под него 14-е место. Это место, по решению партийных структур Ликуда, было оставлено для персонального назначения кандидата, предложенного главой партии. Нового кандидата Нетаньяху предложить уже не сможет, так как списки поданы в ЦИК. Поэтому решение заблокировать Шикли касается не только его, но и полномочий главы партии.

До выборов в Кнессет 25-го созыва остался ровно месяц. Учитывая, что впереди еще более недели праздников, можно считать, что предвыборная кампания вышла на финишную прямую и сейчас начнётся по-настоящему «грязная» война двух блоков за оставшиеся «неопределившиеся» голоса, дающие всего одни-два, но именно определяющих всю кампанию мандата.

52.29MB | MySQL:103 | 0,421sec