О нарастающих проблемах экономики Египта

Министр финансов Египта Мухаммед Мааит заявил агентству Bloomberg на прошлой неделе, что его страна не получит новый кредит от Международного валютного фонда (МВФ) в течение ближайших одного или двух месяцев. Нынешняя альтернатива для Египта — обратиться к таким странам, как Китай и Япония, за «льготным кредитом». В прошлом месяце агентство Рейтер опубликовало анализ проблемной экономической ситуации в Шри-Ланке после того, как она была объявлена банкротом; бегство теперь уже бывшего президента; и народный штурм президентского дворца. Анализ подтвердил потребность Шри-Ланки в новом кредите от МВФ в качестве временного решения, которая она так и не получила. По этой причине она обратилась за срочной помощью к Китаю и Японии. Этот сценарий, по оценке египетских экономистов, стал сейчас актуален и для Египта.

Согласно отчету S & P Global Ratings, нынешний объем внешнего долга страны поставил  Египет в число худших стран в мире по размеру суверенного долга.

Действительно, по оценкам египетских экономических экспертов, общий государственный долг Египта составляет 130% ВВП страны. Это очень похоже на аналогичные цифры в Шри—Ланке, где он составляет 140%, что побудило МВФ потребовать от нового правительства Шри-Ланки снизить размер долга до менее чем 100%, прежде чем он будет готов  предоставить новые кредиты. Реальная проблема, с которой сейчас сталкивается египетский режим, заключается в том, что ему снова приходится обращаться к такой стране, как Китай, за льготными кредитами. В таких ситуациях Китай проводит политику скрытого кредитования. Он не объявляет подробности таких кредитов, кроме как в очень запутанной статистике  правительственных данных. Эта система Пекина по сути работает путем захвата суверенных активов в странах-должниках в обмен на установление льготного пересмотра сроков погашения долгов. Это то, что Пекин сделал в Шри-Ланке, где он взял под контроль свой главный порт в Индийском океане после того, как правительство не смогло погасить кредит на строительство в размере 307 млн долларов. То же самое повторилось в Замбии, где Китай захватил главную гидроэлектростанцию и 60% государственной радиостанции. Аналогичным образом, Китай теперь планирует захватить порт Момбаса после того, как Кения не смогла погасить свой долг Пекину. В этой связи очевидно, что китайцы нацелились сейчас на вхождение в новые газовые месторождения Египта и объекты  инфраструктуры Суэцкого канала.   Внутри страны египетские власти активно продвигают  тезис, что нынешний экономический кризис в стране стал прямым следствием кризиса на Украине и пандемии коронавируса. Теоретически это  звучит разумно, но за одним исключением: египетское правительство не прибегало в рамках купирования этих внешних факторов к тому инструменту  реальной помощи и поддержки граждан, как это сделали многие другие страны за последние два года. Речь идет в первую очередь о стимулировании потребительского спроса путем повышения социальных выплат, снижения части налогов или просто раздачи «вертолетных» денег. Напротив, Министерство финансов Египта объявило, что оно собрало в этом голу с налогоплательщиков около триллиона египетских фунтов, что эквивалентно 70% государственного бюджета. До этого министерство также объявило, что общий объем денежных переводов от египтян, проживающих за рубежом, составил 31 млрд долларов, что превышает доходы как от Суэцкого канала, так и от туристического сектора в этом году. При этом эти переводы никак не влияют на темпы погашения госдолга, они помогают только значительной части населения окончательно не скатиться в нищету. М.Мааит заявил, что государство будет использовать эти средства для погашения своих долгов к концу этого года. Это отражает общий тренд «жесткой монетарной политики» Каира, еще одним свидетельством которой стало объявление в прошлом месяце о повышении цен на билеты на поезда и метро с целью опять же сбора дополнительных средств на погашение госдолга. При этом потребительская закредитованность населения остается непомерно высокой. Центральное агентство общественной мобилизации и статистики опубликовало официальные данные за прошлый год, показывающие, что более 50% египетских семей прибегают к долгам, чтобы покрыть свои повседневные потребности. В другом отчете, опубликованном сетью Arab Barometer, утверждается, что Египет занимает первое место среди арабских стран, в которых   80% населения не хватает ежемесячного дохода на закупку продуктов питания.  Отчет также показал, что Египет занимает первое место в арабском мире с точки зрения обеспокоенности граждан по вопросу постоянного дефицита продовольствия в их семьях.  Как полагают некоторые американские аналитики, при  такой разрушительной статистике нынешняя египетская экономика — это потенциально «бомба замедленного действия», готовая взорваться при любых перебоях международного финансирования. При этом такой социальный взрыв не будет носить   политического или идеологического характера, а будет чисто экономическим.  Именно расширение практики внешних займов позволило  Центральному банку Египта  поддерживать желаемый обменный курс за счет искусственного сдерживания. Это потребовало увеличение объемов валютных авуаров Центробанка  с 79,03 млрд долларов в конце 2017 года до 137,86 млрд долларов на конец июня 2021 года, что является последними доступными данными. Но самое плохое здесь – это то, что увеличение денежных резервов в Центральном банке связано в принципиальной степени с расширением правительством именно внешних заимствований, а никак с доходами от Суэца или денежных переводов мигрантов. Внешний долг вырос почти в четыре раза по сравнению с увеличением валютных резервов за тот же период. Есть много примеров этого:

  • Февраль 2021: Египет продал внешние облигации на сумму 3,75 млрд долларов, в то время как увеличение резервов за месяц составило всего 100 млн долларов.
  • Сентябрь 2021: Египет продал внешние облигации на сумму  3 млрд долларов, в то время как увеличение резервов за месяц составило  153 млн долларов.
  • Октябрь 2021: Саудовская Аравия объявила, что предоставила Египту депозит в размере 3 млрд долларов в дополнение к отсрочке выплаты непогашенных платежей по кредиту в размере 2,6 млрд долларов, что означает предоставление 5,6 млрд долларов Каиру, но увеличение денежных резервов составило всего 24 млн долларов.
62.83MB | MySQL:102 | 0,483sec