Иранский правозащитник о кризисе власти в стране

В Иране уже более двух недель продолжаются с той или иной степенью интенсивности протестные акции, спровоцированные смертью  арестованной полицией нравов 22-летней уроженки Иранского Курдистана Махсы(Жина) Амини. Их жертвой стало уже более 80 человек. Жители многих городов страны протестуют против различного рода ограничений, введенных в ИРИ в период после победы там Исламской революции. Значительную роль в протестных акциях играют женщины, которых все эти годы обязывают выполнять требования специального дресс-кода. Однако с самого начала демонстрации приняли политический  характер, что видно по лозунгам многотысячных демонстраций, требующих, кроме всего прочего, смены режима.

Живущий в эмиграции иранский правозащитник и общественный активист Хасан Эттемади считает, что утвердившаяся в Иране революционным путем исламская диктатура все прошедшие десятилетия демонстрирует опору на насилие, жертвами которого уже стали в стране тысячи и тысячи мирных граждан. Именно это позволяет исламистам оставаться у власти, несмотря на идущие годами демонстрации протеста и многие другие формы гражданского неповиновения.  Сегодня не только в Иране,  сказал Х.Эттемади, выступая в эфире телевещания сайта «Иран-Израиль», но и в большинстве стран мира считают режим, утвердившийся в Исламской Республике Иран деспотическим, основанным на угнетении своего народа, попрании элементарных прав человека, ставших обыденными во многих других государствах. Тем самым иранский исламский режим не обеспечивает безопасность не только своего населения, но и дестабилизирует ситуацию в странах ближневосточного региона.

Разумеется, считает правозащитник, такому репрессивному режиму должна противостоять некая серьезная сила, способная с ним справиться, которая в состоянии минимизировать его  деструктивную потенцию, остановить его действия, призванные укротить энергию выступающих против него масс народа. Понятно, что такая сила должна возглавляться организованной структурой. Это – люди, понимающие, что стоящие на иранском Олимпе власти люди не способны изменить существующий строй кардинальным образом, и понять, что их время прошло. Нынешнее правительство не может релевантно контактировать с мировым сообществом, оно говорит с ним на другом языке, оно не понимает вызовов сегодняшнего мира. Оно не в состоянии сотрудничать с окружающими странами методами дружбы, взаимопонимания, эффективного диалога. Вот почему страны мира, как малые, так и крупные державы должны помочь иранскому народу выстоять в этой неравной борьбе, понять его трагедию и проявить солидарность.

Какие же реальные пути видит иранский народ для претворения этой задачи, — задается вопросом иранский общественный активист Х.Эттемади. Понятно, что именно народу предстоит делать все необходимое для избавления от прогнившего, коррумпированного, антинародного, но все еще сильного режима. «Мне кажется, — говорит Х.Эттемади, — для начала, все, кого не устраивает нынешний порядок вещей, должны принять ответственное и принципиальное решение. Оно заключается в том, что все противники нынешнего режима должны принять участие в народном движении за смену власти. Режиму не нужно ставить никаких условий, ибо нужно сразу признать, что он не способен к внутреннему изменению и эволюции, способной изменить его настолько, насколько это необходимо.  Все, кто недовольны сегодняшним положением страны и не видят возможности его улучшения, должны примкнуть к этому всенародному движению. Режим ИРИ не даст народу ничего. Он не спасет страну от бедности большинства ее населения, от коррупции, отсутствия безопасности, веры в завтрашний день как на личностном уровне, так и уровне страны.  Вот почему каждый должен решиться на свое участие во всенародном движении и сделать первый шаг». «Мы должны признать, — утверждает Х.Эттемади, — что все мы, иранцы, уважаем мнение друг друга, но у нас есть общая цель – сделать жизнь страны и ее народа  лучше.  Мы должны взяться за руки и вытащить страну из той трясины, в которую она погрузилась за почти 44 года своего существования при исламистах».

«Вся моя общественная деятельность уже в течение почти четверти века посвящена тому, чтобы  создать некую альтернативу существующей власти, способную стать ее могильщиком», — продолжает Х.Эттемади. — Я участвовал практически во всех социально-политических проектах, направленных на эти цели. Признаюсь, я отдал этому много сил. К сожалению, в силу самых разных причин, мы не смогли реализовать задуманное. В какой-то период я утвердился во мнении, что союз оппозиционных сил может объединить всех противников исламского режима и сделать возможным выполнение своей миссии. Однако невозможно объединить разношерстные политические партии и объединения, по разному оценивающие потенциал сил в иранском обществе.  Каждая из них претендует на исключительность, признание за ней особой миссии в создании ядра антирежимной борьбы, считает, что имеет большее  влияние на народ и некую исключительность. Нужно сказать, что за прошедшие десятилетия все они показали свою приверженность борьбе с режимом, доказали свою верность и самоотверженность на этом пути, свою нравственную чистоту, свою несгибаемость в самых различных условиях. Однако, к сожалению, в наши дни большинство оппозиционеров находится не внутри страны, а за ее пределами.  Они не являются одиночками, а работают внутри политических сил, имеющих единую задачу и исповедующих  общие цели. Однако, в тот момент, когда они пытаются прийти к общему мнению, определить стратегию борьбы, они упираются в отчетливо ощущаемый тупик. При этом, народ верит и доверяет харизматическим личностям оппозиционного движения, и если эти люди используя доверие народа, попытаются отбросить непринципиальные разногласия и найти общую платформу,  у них будет возможность служить народу Ирана, спасти его от того бремени, которым он сейчас задавлен. Сожалеем, что до сих пор такого не произошло, хотя возможности имеются, нужно просто отбросить разногласия и сплотиться вокруг идеи спасения иранского народа».

«Понятно, — говорит Х.Эттемади, — что оппозиция сейчас находится в основном за рубежами Ирана, и там сплотиться и действовать достаточно трудно. То, что происходит в наши дни в Иране, можно назвать началом народного восстания,  даже – революции,  и объединить его в разных регионах Ирана может только организация, действующая внутри страны, внешняя оппозиция может играть лишь роль вдохновляющего фактора или стимула. Их единение практически невозможно. Виднейшие деятели оппозиционного лагеря, находящиеся за рубежом,  независимо от своей политической повестки, будь они правые, левые или монархисты, если даже они пользуются доверием народа,  не могут совершить революцию, она должна вершиться и свершиться только внутри страны. Именно народ определит путь и будет его придерживаться, будучи решающей силой революционного процесса. Что касается руководства этим процессом и силы, которая его возглавит, нужно признать, что сейчас нет возможностей для его вызревания, потому что силовые структуры в состоянии с этим бороться, разбить и лишить потенции к действию.  Как бы пессимистично мы не смотрели на возможности внешней оппозиции, но вспомним, что в период, предшествовавший  Исламской революции, именно там, за рубежом,  находились люди, взявшие в свои руки координацию процессов коренных изменений. Именно они успешно провели их в жизнь. Будь сегодняшний Иран демократической страной, оппозиция появилась бы внутри ее и могла бы совершить то, в чем нуждается народ. Увы, этого нет, вот почему сбросить недемократический строй гораздо сложнее». «Но возможно», — резюмирует свое выступление живущий в эмиграции иранский правозащитник и общественный активист Х.Эттемади.

52.25MB | MySQL:103 | 0,459sec