2 октября было сообщено, что глава правительства Яир Лапид и министр обороны Бени Ганц одобрили проект договора с Ливаном о морской границе, который был предложен американским посредником.
Согласно опубликованным данным, соглашение будет базироваться на «линии 23», проходящей севернее границы, на которой настаивали ливанцы несколько лет назад, и, таким образом, большая часть спорной территории отойдет к Ливану. Первые 5 км границы будут проходить по израильской «линии буев», находящейся севернее «Линии 23». Эту границу Израиль обозначил в одностороннем порядке, и она имеет большое значение для его безопасности. Газовое месторождение «Кариш» останется за Израилем. Месторождение «Кана» полностью отойдет Ливану, Израиль получит денежную компенсацию за ту часть месторождения, которая находится на его территории. Компенсация будет выплачена французской газовой компанией TotalEnergies но соглашение между ней и Израилем еще не согласовано.
На еженедельном заседании правительства премьер-министр Яир Лапид сказал, что переговоры о соглашении между Израилем и Ливаном по вопросу о морских границах между государствами продолжаются. «Мы находимся в процессе обсуждения последних деталей, поэтому рано праздновать. Но уже сейчас можно говорить о том, что предложение сохраняет экономические, политические и оборонные интересы Израиля», – сказал он. «Предложение американского посредника находится в стадии юридической проверки. После ее завершения мы вместе с министром обороны Ганцем и сменным премьер-министром Беннетом, вынесем предложение на обсуждение и утверждение, в координации с требованиями юридического советника правительства», – добавил Лапид.
Однако несмотря на якобы достигнутый прогресс в переговорах, критика соглашения звучит со всех сторон. Естественно, что первым, кто подверг Лапида резкой критике, был глава оппозиции Биньямин Нетаньяху. «Яир Лапид позорно капитулировал перед угрозами Насраллы. Он передает «Хизбалле» суверенную территорию Государства Израиль с огромным газовым месторождением, которое принадлежит вам, гражданам Израиля. Он делает это без обсуждения в Кнессете и без референдума. У Лапида нет мандата на передачу враждебному государству суверенных территорий и стратегических активов, принадлежащих всем нам. Если это нелегальное решение будет принято, оно нас ничем не будет обязывать. 1 ноября мы вернем Израилю сильное руководство, опытное руководство, которое позаботится о нашей безопасности», – заявил глава Ликуда.
Вечером 3 октября Яир Лапид прокомментировал намечающееся соглашение с Ливаном: «Я слышу Нетаньяху и его людей, продолжающих говорить о соглашении с Ливаном, не видя его и не зная его содержания. Вот, что получит Израиль: 100% из потребностей в безопасности, определённых системой безопасности. 100% из месторождения «Кариш» со 100% доходов для граждан Израиля и даже проценты от доходов газового месторождения в Ливане. Я понимаю разочарование тех, кто десять лет не мог прийти к такому соглашению, но это не повод присоединяться к пропаганде Насраллы и «Хизбаллы». Израильское правительство продолжит спокойно работать, чтобы заключить соглашение на благо народа Израиля и Государства Израиль».
Однако среди критиков соглашения с Ливаном оказался и сменный премьер-министр Нафтали Беннет, который может заблокировать его подписание. Он не исключает, что воспользуется своим правом вето на заседании оборонно-политического кабинета в четверг. Беннет говорит, что условия соглашения отличаются от того, что он видел прежде, и он примет решение относительно вето после их обстоятельного изучения, — сообщают СМИ.
Против подписания соглашения выступает министр внутренних дел Айелет Шакед, но у нее нет решающего голоса в данном вопросе. Источники в правительстве выразили удивление в связи с позицией Беннета — они сказали журналистам, что все принципиальные пункты соглашения были ему давно известны, но сомнения у него почему-то появились лишь в последний момент.
Ликуд превратил борьбу против подписания соглашения о демаркации северной морской границы в центральную тему своей избирательной кампании. В понедельник Нетаньяху провел пресс-конференцию, чтобы вновь объявить, что не станет исполнять «незаконное соглашение», если оно будет подписано. В то же время источник в Штабе национальной безопасности пояснил журналистам, что гарантом исполнения соглашения будут США, оно будет официально зарегистрировано в ООН, и о неисполнении обязывающего договора не может быть и речи.
Пока же лидер оппозиции Биньямин Нетаньяху обвинил США во вмешательстве в израильские выборы. Главным проявлением такого вмешательства он назвал содействие американского посредника Амоса Хохштейна быстрому заключению соглашения с Ливаном, передает корреспондент «Кан» Михаэль Шемеш.
Нетаньяху расценивает помощь США в заключении соглашения как действия, призванные помешать ему вернуться к власти. Называя соглашение «капитуляцией перед «Хизбаллой»», лидер оппозиции, видимо, прекрасно сознает, что первый в истории договор с северным соседом является серьезным политическим достижением, что он выгоден для Израиля и принесет Лапиду серьезные политические очки — премьер-министр переходного правительства сумел за несколько месяцев сделать то, чего правительство Нетаньяху не могло добиться десять лет.
Нетаньяху не скрывал своего предпочтения республиканцам и вконец испортил отношения с Демократической партией за десятилетие пребывания у власти. Он шел на это сознательно, набирая политические очки у правого электората своей «способностью противостоять диктату Белого дома» при Бараке Обаме и «великой личной дружбой» с Дональдом Трампом. Публичные нападки на администрацию Джо Байдена — продолжение той же политической стратегии.
Между тем, корреспондент газеты «Гаарец» Алуф Бен сообщает, что администрация Байдена оказала серьезное давление на Израиль, чтобы добиться скорейшего заключения соглашения — оно нужно Вашингтону не для того, чтобы «сделать подарок Лапиду», как видит это Нетаньяху, а по совершенно иным, гораздо более серьезным соображениям. Вызванный росийской военной операцией на Украине мировой энергетический кризис заставляет Белый дом мобилизовать все ресурсы для увеличения поставок газа в Европу, которую грозит «заморозить» Россия. Поэтому в телефонном разговоре 31 августа «Байден просто сказал Лапиду, что ему надоели проволочки и он пошлет своего посредника, чтобы заключить договор и начать разработку двух газовых месторождений», — сообщил журналист. По заключению Алуфа Бена, если Лапид перед кем-то и «капитулировал», то не перед Насраллой, а перед президентом США.
Среди критиков соглашения так же оказался бывший американский посредник Дэвид Шенкер, участвовавший в переговорах между Израилем и Ливаном при Дональде Трампе, который в интервью телеканалу «Кан-11» прокомментировал намечающееся «морское соглашение».
По его словам, в намечающемся соглашении удовлетворены все требования Ливана на 100%. «Я понимаю, что Израиль получил уступку в отношении «линии буев», которая ближе к его границе, но до сих пор, похоже, что Израиль был заинтересован в этом соглашении, возможно, больше Ливана», – добавил Шенкер. Что касается договоренности о месторождении «Кариш», которое преподносится действующим правительством как свое достижение, Шенкер сказал: «Насколько я помню, это никогда не оспаривалось».
По словам экс-посредника, во время переговоров по линии прохождения границы в районе КПП «Накура» на второй встрече ливанцы настаивали на том, чтобы граница проходила южнее «Линии», ближе к «Линии 29», но Израиль отказался это обсуждать. Шенкер также отметил, что США не оказывали давления на Израиль и не пытались заставить его принять предложение. По словам собеседника телеканала, усилия администрации Трампа не увенчались успехом из-за чрезмерных требований ливанцев.
Естественно, что оппозиция в Кнессете, в преддверии выборов, не может допустить, чтобы Лапид достиг соглашения с Ливаном, которое практически не продвигалось при Нетаньяху. И для этого все средства хороши, в том числе и суд, куда уже подан иск.
В итоге Высший суд справедливости (БАГАЦ) дал правительству Израиля время до 27 октября, чтобы ответить на иск адвоката Ицхака Бама против намерения подписать договор об установлении морской границы с Ливаном. В иске Бам утверждает, что правительство переходного периода не может утверждать подобные соглашения без санкции Кнессета, ссылаясь на предыдущие постановления БАГАЦа. Вместе с тем БАГАЦ отклонил требование Бама издать в одностороннем порядке временный запрет на подписание договора до рассмотрения иска. Решение БАГАЦа означает, что первые слушания по иску пройдут за четыре дня до выборов в Кнессет.
Естественно, что «недовольны» прогрессом на переговорах и на другой сторонке границы и в первую очередь «Хизбалла», который пытается продемонстрировать всем, что последнее слово в этом вопросе, будет за ней. Естественно, на этом фоне и правительство Ливана, пытается заработать себе очки, заявляя, что «до последнего боролось за интересы народа».
Так ливанская газета «Аль-Ахбар», отражающая позицию «Хизбаллы», пишет, что ливанское руководство выразило несогласие с несколькими пунктами предложенного администрацией США соглашения о демаркации морской границы с Израилем.
Во-первых, официальный Бейрут выступает против создания морской зоны безопасности, которая будет находиться под израильским контролем. Ливан отказывается признавать так называемую «линию буев» – морскую границу, в одностороннем порядке установленную Израилем в 2000 году.
Во-вторых, Ливан требует, чтобы из соглашения были исключены упоминания о необходимости демаркации сухопутной границы. Подчеркивается, что ливанское руководство готово к диалогу об этом с ООН, но не к переговорам с Израилем.
В-третьих, Бейрут считает недопустимой увязку между заключением соглашения и началом разработки месторождения «Кана» французской компанией TotalEnergies. «Работы не должны зависеть от желания врага начать добычу на месторождении «Кариш»», – отмечает газета.
Четвертое требование – категорический отказ от совместной с Израилем церемонии подписания в Накуре, за проведение которой выступают Израиль и США. Документ будет подписан ливанской стороной, а затем через представителя ООН передан для подписания израильской, находящейся в другом помещении.
Скорее всего договор будет подписан в любом виде, ведь это в первую очередь нужно не Ливану или Израилю, а нужно лично президенту США Джо Байдену, которым движет только один интерес: «Америка превыше всего»!