Об особенностях эволюции турецко-китайских отношений в условиях геополитической динамики Ближнего Востока. Часть 2

Экономические отношения

Анализ двусторонней торговли говорит о том, что за прошедшие 10 лет Китай успел стать для Турции ключевым продавцом: по со стоянию на 2020 год Китай занял первое место среди стран-контрагентов Турции по объему поставляемых в эту страну товаров (с начала 2010-х годов он неизменно входил в тройку ведущих экспортеров). Однако Китай при этом является лишь 15-м по значению импортером турецких товаров. Для Китая роль Турции как торгового партнера весьма незначительна: Турция является 29-м по значению покупателем китайской продукции (по данным на 2018 год), а ее роль как поставщика продукции в Китай и вовсе незаметна – приблизительно 60-е место.

В результате Турция в торговле с Китаем имеет огромный по турецким меркам торговый дефицит (свыше 20 млрд долл. при общем объеме торговли около 26 млрд долл., это 60 % от общего торгового дефицита Турции в 2020 году), который пытается перекрыть за счет продажи товаров на других рынках, прежде всего – европейском. Но при этом, как считают турецкие комментаторы, импорт компонентов и комплектующих из Китая способствует росту производства в Турции, поскольку турецкая экономика сильно зависит от импортируемых компонентов и полуфабрикатов (две трети общего импорта Турции составляют полуфабрикаты и сырье), а Китай предлагает низкую стоимость и относительно высокое качество.

Турции на данный момент нечего продавать Китаю, кроме некоторых видов сырья, которыми богата страна, например, мрамора и травертина, хрома, меди, свинца, железа, боратных руд, оксида бора, борной кислоты. Это – половина всего ее экспорта в Китай. Другими ключевыми статьями экспорта Турции являются: продукция химической промышленности (13,4% от общего объема экспорта в КНР), текстильная продукция и сырье для текстильной продукции (8,4 %), изделия машиностроения и электроники (7,9 %). Из КНР Турция главным образом импортирует продукцию машиностроения и электроники (49,2 %), текстильную продукцию и сырье.

Динамика турецко-китайской торговли, достигнув пика в 2013 году, в дальнейшем снижалась, что было связано в первую очередь с экономическими проблемами самой Турции, начавшимися в 2016 году и усугубившимися в 2018 году. Рост торгового оборота за счет импорта из Китая увеличил и без того огромный торговый дефицит Турции. Турецкая экономика до сих пор существенно ориентирована на западный рынок. Так, семь ключевых покупателей турецкой продукции – это страны ЕС (Германия, Италия, Франция, Испания и Нидерланды), а также США и Великобритания. При этом Турция старается снизить свой торговый дефицит за счет сокращения импорта энергоносителей: правительство проводит активную политику поощрения использования местного топлива для выработки электроэнергии путем поддержки сферы возобновляемых источников энергии и добычи угля внутри страны.

Инвестиционное сотрудничество

За период с 2015 по 2019 гг. Китай инвестировал в Турцию 3,5 млрд долл. и был намерен увеличить эту сумму до 6 млрд к концу 2020 года. Это довольно значительный рост, поскольку, по данным ЦБ Турции, c 2011 по 2014 гг. общий объем китайских прямых инвестиций в страну составил меньше 50 млн долл. Такое резкое увеличение китайских инвестиций связано с началом сотрудничества КНР и Турции в рамках инициативы «Пояс и путь».

Продолжительная высокая инфляция и увеличивающийся дефицит бюджета преследовали турецкую экономику еще до пандемии COVID-19. За последнее десятилетие инфляционные ожидания превысили целевой показатель в 5% более, чем наполовину. А турецкая лира обесценивается по отношению к доллару США с 2016 года, снизившись на рекордные 20% к августу 2018 года. Турции в настоящее время необходимо модернизировать свою инфраструктуру, расширить технологические возможности, уменьшить зависимость от импорта сырья и энергии. Иностранные инвестиции рассматриваются как инструмент для достижения этих целей.

Однако объемы инвестиций, поступающих из Китая, несравнимы с европейскими. Европа является крупнейшим инвестором: ее инвестиции в Турцию составляют 120,1 млрд долл. На конец 2017 года доля Европы в направляемых в Турцию инвестициях составила 76,1%, Северной Америки – 3,8%, Китая – менее 1%. Правда, к 2020 году доля инвестиций из Европы уменьшилась до 53,8%, тогда как из Азии выросла до 6,5%.

Надежды на дальнейшее увеличение китайских инвестиций связаны, как уже упоминалось, с присоединением Турции к инициативе «Пояс и путь». Консорциум китайских компаний уже приобрел контрольный пакет акций Кумпорта (65%) – контейнерного порта вблизи Стамбула. Кумпорт, расположенный на северо-западном побережье Мраморного моря, является третьим по величине контейнерным терминалом Турции и стратегическим связующим звеном с Европой. В 2020 году Китайская корпорация по страхованию экспортных кредитов выделила 5 млрд долл. в «Фонд благосостояния Турции», которые будут использоваться для финансирования проектов в рамках инициативы «Пояс и путь».

Китай проявляет интерес еще к трем турецким портам на побережье Черного и Средиземного морей. Вместе с портами Греции и Египта, турецкие порты смогут сформировать морскую логистическую сеть в Восточном Средиземноморье, которая будет иметь жизненно важное значение как для сухопутного, так и для морского сегментов «Пояса и пути».

Как вспомогательный проект, который также будет проинвестирован Китаем, рассматривается строительство ТЭС Хунутлу на юге Турции стоимостью почти 1,7 млрд долл. Ожидается, что ТЭС обеспечит долгосрочную энергетическую безопасность Турции и соединит инициативу «Пояс и путь» с турецким проектом «Срединный коридор».

Правительства двух стран подписали также соглашение о строительстве высокоскоростной железнодорожной линии Карс–Эдирне, которая соединит крайнюю восточную точку Турции на границе с Арменией и западную точку на границе с Европой. Эта железная дорога превратит Турцию в транзитный узел для пассажиров и грузов, а также обеспечит маршрут соединения Европы и Азии.

Турецкие эксперты отмечают важность сотрудничества с Китаем для улучшения экономического положения страны. Министерство торговли Турции объявило Китай одним из четырех приоритетных рынков для экспорта наряду с Россией, Индией Мексикой и подготовило подробную дорожную карту для улучшения торговых отношений с ним. Министерство культуры и туризма разрабатывает планы по привлечению большего числа китайских туристов.

Китай вкладывается и в сферу электронной коммерции. Так, крупнейшая в Турции торговая платформа Trendyol (около 25 млн покупа- телей) была приобретена компанией Alibaba за 728 млн долл. Присутствует в Турции и компания Huawei, которая здесь в отличие от США и других стран не воспринимается как угроза национальной безопасности. Доля продукции Huawei на турецком рынке выросла с 3% в 2017 году до 30% в 2019 году. Вместе с турецкой телекоммуникационной компанией Turkcell Huawei обещает к 2023 году предоставить продукцию 5G пользователям по всей Турции. Стараются не отстать и другие китайские компании. ZTE в 2016 году приобрела более 48% Netas, ключевого турецкого производителя телекоммуникационного оборудования. Компании Xiaomi и Oppo открыли два завода в Стамбуле.

62.84MB | MySQL:102 | 0,568sec