С момента своего возвращения к власти в Афганистане радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещено в РФ) не смогло сформировать функционирующее инклюзивное правительство, которое было бы способно преодолеть экономический кризис, а также обеспечить населению доступ к медицине и образованию. Временное правительство состоит преимущественно из высокопоставленных главарей талибов пуштунского происхождения, присутствия внешних политических деятелей в нем не наблюдалось. Раскол внутри движения стал очевиден в марте 2022 года, когда правительство объявило об обеспечении доступа к среднему образованию для девочек. После этого министр образования был вызван фракцией Хайбатуллы Ахундзаде в Кандагар. По инициативе верховного лидера движения решение было отменено, а средние школы стали закрыты для девочек на неопределенный срок. Большинство чиновников и министров временного правительства талибов получили образование в медресе и не имеют опыта государственного и муниципального управления. Кроме того, даже самые низкие посты в правительстве были отданы религиозным лидерам, а талибы, занимающиеся решением повседневных вопросов, таких как соблюдение правопорядка, до сих пор не имеют никакой формальной подготовки. Таким образом, отсутствие опыта отрицательно сказалось на управлении в Афганистане. Маргинализация различных этнических групп остается источником беспокойства для многих афганцев. Ситуацию усугубили участившиеся нападения «ИГ-Хорасан» (запрещено в РФ) на хазарейцев, а также рейды, организованные талибами против таджикских общин, и внесудебные казни. Кроме того, рост уровня бедности закономерно привел к росту преступности, распространяющейся и за пределы Афганистана. Политика талибов в отношении меньшинств и женщин заставила страны региона и западные демократии задуматься о перспективах признания временного правительства и сотрудничестве с ним. По мере ухудшения гуманитарной и экономической ситуации в Афганистане Европейский Союз и США увеличили помощь стране, подчеркнув, что она должна направляться непосредственно населению, а не правительству талибов. Возрождение «Талибана» и других региональных террористических группировок изменит сценарий в сфере безопасности для граничащих с Афганистаном государств и региональных политических блоков. Например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) пока не смогла сформировать совместный механизм по урегулированию афганского вопроса и новым террористическим угрозам, исходящим из Кабула. В основном это связано с дефицитом доверия между странами-членами ШОС, в результате чего форум региональных игроков превратился в разрозненную группу, не имеющую единства по вопросам региональной безопасности. Усиливающиеся разногласия, локальные интересы и корыстные мотивы только усилили напряженность в Евразии и сделали трудным достижение мира на региональном уровне. Например, Китай и Пакистан (оба члена ШОС) не участвовали в организованном Индией региональном саммите по Афганистану в ноябре 2021 г., а вместо этого провели встречу «тройки плюс» в Исламабаде с участием России и США. Разногласия внутри ШОС вынудили Индию и государства Центральной Азии рассмотреть возможности сближения в региональных стратегических вопросах и вопросах безопасности. Текущая ситуация в Афганистане обсуждалась в ходе третьего Диалога между Индией и Центральной Азией в декабре 2021 года. В ходе встречи было подчеркнуто, что афганская территория не может использоваться для укрытия, обучения, планирования или финансирования террористических актов. Вместе с тем участники встречи приветствовали «формирование действительно представительного и инклюзивного правительства, борющегося с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков». Премьер-министр Индии Нарендра Моди и президенты государств Центральной Азии – Касым-Жомарт Токаев (Казахстан), Садыр Жапаров (Кыргызстан), Эмомали Рахмон (Таджикистан), Гурбангулы Бердымухамедов (Туркменистан) и Шавкат Мирзиёев (Узбекистан) – провели первый саммит с участием Индии и стран Центральной Азии в январе 2022 года. В ходе встречи главы государств подтвердили необходимость сближения позиций в отношении растущих стратегических угроз и угроз безопасности, исходящих из Афганистана. Лидеры не только подчеркнули важность диалога по вопросам безопасности «ввиду общих вызовов и угроз терроризма, экстремизма и радикализации в регионе», но также осудили «распространение радикальной идеологии и злоупотребление киберпространством для распространения дезинформации и подстрекательства к насилию». Помимо этого было принято решение создать совместную рабочую группу по Афганистану на уровне высших должностных лиц и еще раз была отмечена необходимость формирования в Кабуле инклюзивного правительства, способного бороться с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Лидеры также признали оборонное сотрудничество важной опорой в отношениях между Индией и Центральной Азией и договорились о проведении совместных антитеррористических учений. За последние 20 лет Индия предоставила Афганистану около 750 млн долларов в виде гуманитарной и экономической помощи, инвестировала 3 млрд долларов США в благосостояние афганского народа и осуществила «500 проектов в важнейших областях энергетики, водоснабжения, дорожного сообщения, здравоохранения, образования и сельского хозяйства». Благотворительные мероприятия помогли Индии обрести немало сторонников среди местного населения и правительства. Предоставление Нью-Дели гуманитарной помощи с августа 2021 года сделало «Талибан» более прагматичным в своем подходе к выстраиванию отношений с Индией. Во время встречи на министерском уровне в Кабуле в июне 2022 года исполняющий обязанности заместителя министра иностранных дел правительства талибов Шер Мохаммад Аббас Станекзай поблагодарил правительство Индии за гуманитарную помощь и отметил, что «афгано-индийские отношения будут развиваться на основе взаимного уважения и обоюдных двусторонних законных интересов, и на них не повлияет межнациональное соперничество других стран». В июне 2022 года Индия вновь открыла посольство в Кабуле для координации гуманитарной помощи и постоянного взаимодействия с афганским народом под гарантией безопасности «Талибана». Взаимодействуя с талибами, Индия и государства Центральной Азии могут оказать давление на руководство движения в отношении прав этно-религиозных меньшинств и женщин. Для этого страны должны тесно сотрудничать с гуманитарными организациями на местах, чтобы привлечь на свою сторону желающих мира афганцев. Однако они не должны отдавать предпочтение искусственной стабильности вместо инклюзивного правительства или демократических прав и свобод. В ходе Четвертого диалога по региональной безопасности, посвященного Афганистану, в мае 2022 г. советник по национальной безопасности Индии Аджит Довал заявил, что страны региона должны «усилить способность Афганистана противостоять терроризму и террористическим группировкам, которые представляют угрозу региональному миру и безопасности». По его словам Индия должна достичь консенсуса по расширению этих возможностей для укрепления своей системы борьбы с терроризмом. Стороны могут рассмотреть вопрос об обмене соответствующими данными с талибами и обучении руководства движения управлению прозрачными границами для пресечения передвижения террористов. Это способно обеспечить более конструктивный диалог с талибами, учитывая, что раннее их лидеры заверяли Нью-Дели в том, что будут действовать против экстремистских ячеек, нацеленных на Индию, если тот предоставитконкретную информацию и точные разведывательные данные. «Талибан» играет не последнюю роль в региональных инициативах Индии по обеспечению связи, в частности, в проекте порта Чабахар. Страны Центральной Азии, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы эти инициативы увенчались успехом и уменьшили их зависимость от Китая, в то время как Индия рассматривает их в контексте противодействия китайской инициативе «Один пояс, один путь» в соседних странах.
О вызовах и угрозах безопасности Индии и государств Центральной Азии после прихода талибов к власти в Афганистане. Часть 2
9 октября, 2022 | Автор: Шашок Л.А.
| Напечатать эту статью