Закон «О государственном бюджете Исламской Республики Иран на 1388 иранский год» (21.03.2009-20.03.2010 гг.) является основным законодательным актом для иранского правительства, определяющим источники его доходов и статьи расходов на один год. Он вступил в силу после утверждения его парламентом страны, а также одобрения Наблюдательным советом Исламской Республики Иран (ИРИ) в конце марта 2009 года.
В соответствии с Законом, консолидированный бюджет на 1388 иранский год составляет 293,9 млрд долларов США. Он состоит из нескольких документов — «Бюджета правительства» и «Бюджета государственных предприятий и банков» (таблица 1), которые структурно состоят из двух частей — доходной и расходной. При этом необходимо отметить, что «Бюджет правительства» подразделяется еще на собственно «Общий бюджет» и «Специальный бюджет министерств и ведомств».
Расходные и доходные статьи в «Общем бюджете» представлены в таблице 2 и 3 соответственно. В таблицах 4 и 5 подробно расшифровываются статьи доходов от нефти и компенсации дефицита «Общего бюджета». В таблице 6 приводится «Бюджет государственных предприятий и банков», а в таблице 7 — «Бюджет правительства», с разбивкой по отраслям.
Необходимо отметить, что наиболее острое обсуждение этого финансового документа в меджлисе вызвала содержательная часть, в особенности достаточно большой дисбаланс его расходной и доходной части.
Так, на этапе рассмотрения бюджета в меджлисе были внесены значительные корректировки в 1484 статей, что позволило парламенту ИРИ на заключительном этапе говорить о недостаточной проработке правительством М.Ахмадинежада главного финансового документа страны. При этом основные изменения коснулись увеличения общих расходов на 8813 млн долларов США и уменьшения доходов на 135 млн. долларов США (таблица 8). Эти поправки вызвали недовольство руководства ИРИ. Департамент планирования и контроля управления администрации президента Ирана заявил, что принятый меджлисом проект бюджета не соответствует тому, что был предложен правительством и его выполнение весьма затруднительно.
Вместе с тем, несмотря на принятые меджлисом существенные изменения в бюджете, ряд иранских экономистов продолжают заявлять о том, что в условиях усиливающегося экономического кризиса, выражающегося, прежде всего, в снижении цены на нефть и замедлении
темпов роста экономики ИРИ, необходимо заново скорректировать ряд статей. При этом для более ясного понимания финансовых перспектив страны в 1388 году необходимо учитывать реальный дефицит бюджета, который, по мнению экономических экспертов, составляет около 40 млрд. долларов США, а не указанный правительством в размере 18,4 млрд. долларов США.
Одной из позитивных особенностей нового бюджета является то, что в доходной части руководством ИРИ были учтены наиболее реальные перспективы стоимости нефти на мировом рынке в текущем году и установлена минимальная цена в 37,5 долларов США, что по сравнению с предыдущим годом меньше на 2,2 доллара США.
Кроме этого, в бюджете на 1388 иранский год курс иранского риала был приближен к текущему курсу и составил 9500 иранских риалов за 1 доллар США, против предыдущего — 8900 иранских риалов.
Особенностью формального изложения бюджета является то, что ряд разделов имеет совпадающие статьи, поэтому простое их суммирование не дает правильной общей цифры, которое надо учитывать при рассмотрении таблиц.
Данные за 1387 год приведены с учетом поправок к бюджету, вносимых в течение всего года.
Таблица 1.
Структура бюджета ИРИ на 1388 год
Бюджет |
1388 год (21.03.2009- 20.03.2010), млн долл. США |
1387 год (21.03.2008- 20.03.2009), млн долл. США |
% изменения |
Правительства |
101 884 |
110 576 |
-7,9% |
Госпредприятий и банков |
209 342 |
228 317 |
-8,3% |
Консолидированный* |
293 877 |
331 135 |
-11,3% |
*Из консолидированного бюджета вычтены совпадающие статьи.
Таблица 2.
Расходные статьи «Общего бюджета ИРИ» на 1388 год
Расходные статьи |
1388 год (21.03.2009- 20.03.2010), млн долл. США |
1387 год (21.03.2008- 20.03.2009), млн долл. США |
% изменения |
Текущие расх оды |
61344 |
76 483 |
-19,8% |
Расходы на государственные инвестиции |
27 981 |
21573 |
29,7% |
Выплата государственных обязательств и долгов |
4 719 |
4 021 |
17,4% |
Сумма расходов |
94 043 |
102 077 |
-7,9% |
Таблица 3.
Доходные статьи «Общего бюджета ИРИ» на 1388 год
Доходные статьи |
1388 год (21.03.2009- 20.03.2010) млн долл. США |
1387 год (21.03.2008- 20.03.2009) млн долл. США |
% изменения |
Налоговые поступл ения* |
26 685 |
17 804 |
49,9% |
Доходы от нефти* |
50 118 |
69 720 |
-28,1% |
Прочие доходы |
17 954 |
12 581 |
42,7% |
Сумма доходов |
92211 |
100 105 |
-7,9% |
Финансирование дефицита бюджета |
1832 |
1972 |
-7,1% |
*Налоги с ИННК (Иранской национальной нефтяной компании) в ычтены из графы «налоговые поступления» и учтены в графе «доходы от нефти».
Таблица 4.
Доходы от нефти «Общего бюджета ИРИ» на 1388 год
Доходные статьи |
1388 год (21.03.2009-20.03.2010) млн долл. США |
1387 год (21.03.2008- 20.03.2009) млн долл. США |
% изменения |
Налоги с ИННК |
2 652 |
4 124 |
-35,7% |
Прибыль ИННК |
4 243 |
6 598 |
-35,7% |
Доходы от экспорта сырой нефти |
16 125 |
16 502 |
-2,3% |
Изъятия из резервного валютного фонда |
14 012 |
22 946 |
-38,9% |
Доходы от монетизации льгот на энергоносители* |
8 947 |
0 |
100,0% |
Выплаты из резервного валютного фонда для компенсации разницы ценна энергоносители |
0 |
13 708 |
-100,0% |
Изъятия из нефтяных доходов для закупки нефтепродуктов |
0 |
3 371 |
-100,0% |
Отсроченные выплаты по налогам и прибыль ИННК |
4 138 |
2 472 |
67,4% |
Сумма доходов от нефти |
50 118 |
69 720 |
-28,1% |
* Доходы от монетизации льгот на энергоносители были исключены из бюджета.
Таблица 5.
Финансирование дефицита «Общего бюджета ИРИ» на 1388 год
Доходные статьи |
1388 год (21.03.2009-20.03.2010) млн долл. США |
1387 год (21.03.2008-20.03.2009) млн долл. США США |
% изменения |
Доходы от продажи о блигаций участия (облигаций государственного займа) |
0 |
449 |
-100,0% |
Иностранные кредиты |
389 |
403 |
-3,4% |
Полученные выплаты по государственным кредитам |
180 |
333 |
-45,9% |
Доходы, полученные за прошлые годы |
1263 |
787 |
60,6% |
Сумма доходов для финансирования дефицита бюджета |
1832 |
1972 |
-7,1% |
Таблица 6.
Бюджет государственных предприятий и банков на 1388 год
Доходные статьи, млн долл. США |
Расходные статьи, млн долл. США |
|||
Доходы |
142 409 |
Расходы |
126 750 |
|
Кредитов, затрат |
737 |
Налоги |
4 256 |
|
Кредитование акционерной собственности |
8 250 |
40% специальная выплата |
2 793 |
|
Банковские ссуды и другие внутренние заимствования |
15 285 |
Выплаты по акциям |
4 820 |
|
Внешние заимствования |
13 649 |
Прочие выплаты |
161 |
|
Текущие активы |
2 731 |
Возврат внутренних догов |
7 235 |
|
Прочие поступления |
30 080 |
Возврат внешних долгов |
6 432 |
|
Управляемые средства |
232 |
|||
Возврат депозитов и прочие выплаты |
4 046 |
|||
Инвестиции |
64 761 |
|||
Увеличение текущих активов |
1 143 |
|||
Итого |
209 342 |
Итого |
222 630 |
|
Дефицит в текущих ценах |
13 288 |
Таблица 7.
Общий бюджета правительства на 1388 год по отраслям
Отрасль |
1388 год (21.03.2009- 20.03.2010), млн долл. США |
1387 год (21.03.2008- 20.03.2009), млн долл. США |
%изменения |
Общественные дела |
4 940 |
4 707 |
5,0% |
Законотворчество |
75 |
98 |
-23,2% |
Управление общественными делами |
1 195 |
1022 |
16,9% |
Судебная система |
1621 |
1604 |
1,0% |
Оказание финансовых и технических услуг, менеджмент и планирование |
886 |
815 |
8,7% |
Развитие науки и техники |
1 164 |
1 168 |
-0,3% |
Оборона и безопасность |
11072 |
10 194 |
8,6% |
Оборона |
8 456 |
7 961 |
6,2% |
Силы правопорядка и общественная безопасность |
2 615 |
2 233 |
17,1% |
Социальная сфера и культура |
38 594 |
35 264 |
9,4% |
Образование |
15 127 |
13 477 |
12,2% |
Культура, искусство, средства общественной информации и развитие туристической отрасли |
2 438 |
2 380 |
2,4% |
Здравоохранение |
6 447 |
6 446 |
0,0% |
Социальная поддержка |
13 683 |
12 026 |
13,8% |
Физическое воспитание |
898 |
935 |
-3,9% |
Экономика |
18 078 |
15 900 |
13,7% |
Сельское хозяйство и природные ресурсы |
2 237 |
2 082 |
7,5% |
Водные ресурсы |
4 673 |
3 395 |
37,6% |
Промышленность и рудники |
729 |
871 |
-16,3% |
Экология |
138 |
134 |
3,4% |
Торговля и кооперация |
555 |
534 |
3,9% |
Энергетика |
1307 |
1422 |
-8,1% |
Транспорт |
5 614 |
3 640 |
54,2% |
Связь и информационные технологии |
65 |
65 |
0,4% |
Жилье, городские, сельские дела и дела кочевых племен |
2 759 |
3 758 |
-26,6% |
Прочие ассигнования |
24 157 |
35 203 |
-31,4% |
Ассигнования на поддержание регионов |
5 079 |
9 308 |
-45,4% |
Общественные дела |
4 940 |
4 707 |
5,0% |
Сумма |
101 920 |
110 576 |
-7,8% |
Таблица 8.
Изменения, внесенные в доходную часть бюджета на 1388 год
парламентом страны
Статья |
1388 иранский год (21.03.2009-20.03.2010), млн долл. США |
1387 год (21.03.2008 20.03.2009), млн долл. США |
% изменения проекта бюдж. на 1388 год к принятому |
% изменения принятого бюдж. на 1388 год к бюдж. на 1387 год |
|
Принятый |
Проект |
||||
Источники |
93 909 |
94 043 |
95 533 |
-0,1% |
-1,7% |
Доходы |
47 871 |
55 475 |
40 778 |
-13,7% |
17,4% |
Налоговые поступления |
31642 |
30 929 |
26 957 |
2,3% |
17,4% |
Налоги с ИННК |
2 652 |
2 652 |
4 124 |
0,0% |
-35,7% |
Прибыль ИННК |
4 243 |
4 243 |
6 598 |
0,0% |
-35,7% |
Прочие доходы |
11985 |
11355 |
7 223 |
5,6% |
65,9% |
Доходы от передачи акционерных активов |
17 878 |
16 882 |
27 447 |
5,9% |
-34,9% |
Доходы от экспорта сырой нефти |
16 125 |
16 125 |
17 212 |
0,0% |
-6,3% |
Доходы от передачи прочих акционерных активов |
1073 |
757 |
123 |
41,7% |
772,7% |
Доходы от передачи финансовых активов |
28 160 |
21687 |
27 309 |
29,9% |
3,1% |
Изъятия из резервного валютного фонда |
405 |
405 |
1098 |
0,0% |
-63,1% |
Изъятия из резервного валютного фонда для выполнения социальных проектов правительства |
11 890 |
11 890 |
14 674 |
0,0% |
-19,0% |