Израиль намерен открыть посольство в Ашхабаде

МИД Израиля объявил о приближающемся открытии посольства в столице Туркменистана. Это будет третье – после Ташкента и Астаны – дипломатическое представительство еврейского государства в центральноазиатском регионе, все страны которого имеют к настоящему времени связи с Израилем. Несмотря на различающуюся интенсивность этих связей, диалог всех государств региона с Израилем развивается достаточно ровно, что логично вытекает из диверсифицированности международно-экономических связей всех стран центральноазиатского региона. Для государств Центральной Азии Израиль представляет интерес как в определенной мере надрегиональное государство, позиционирующее себя как единственная реальная демократия ближневосточного региона, имеющая отлаженные связи с Западом. Интерес к этой стране для центральноазиатских государств определяется и таким фактором как наличие серьезных и неоспоримых достижений в тех сферах экономики, которые имеют для них первостепенное значение. Сюда можно отнести уникальные технологии ведения орошаемого земледелия, достижения в медицине, фармакологии, хай-теке и других сферах. Следует принять во внимание и наличие в Израиле консолидированных общин выходцев из всех центральноазиатских стран, хорошо ориентирующихся в специфике сотрудничества каждой из сторон, где достигнуты достаточно впечатляющие результаты. Наиболее продвинутыми можно считать отношения с Казахстаном. При израильском содействии реализуется несколько сот различных проектов, большая часть которых сконцентрирована там, где в этом ощущается наибольшая потребность – в сельском хозяйстве. В этой сфере экономики сотрудничество идет по линии внедрения современных агротехнологий. Динамично развиваются связи и в других отраслях – хай-теке, медицине, индустрии, науке, высшем образовании, туризме, инвестиционных проектах. Отметим и политическое взаимодействие двух стран, единый подход ко многим региональным и глобальным проблемам, в том числе – по отношению к иранской атомной программе. В актив можно записать и встречи на уровне руководителей двух стран, отличающиеся теплотой и искренностью. Полное взаимопонимание в политической области характеризует отношения Израиля и с Республикой Узбекистаном. Их не раз рассматривали как образцовую модель взаимопонимания и сотрудничества между еврейским и исламским государством. Здесь уместно привести слова президента Узбекистана Ислама Каримова о том, что партнерство между Израилем и Узбекистаном способно показать всему миру, что нет никаких причин для конфронтации между мусульманами и евреями. Именно в Ташкенте в феврале 1992 г. открылось первое в этом регионе израильское посольство. В течение почти двух десятилетий обе страны последовательно и динамично сотрудничают в области сельского хозяйства, хай-тека, здравоохранения, внедрения инновационных проектов в разных отраслях промышленности. В Узбекистане активно используют накопленный Израилем опыт в сфере развития малого и среднего бизнеса. С этой целью с 2003 г. в Ташкенте создан израильский Консалтинговый центр. Сотрудничество в технико-экономической сфере стало для Израиля сложившейся сферой взаимодействия в отличие от только разворачивающегося партнерства в области безопасности. Здесь обе страны сотрудничают в противодействии распространению наркотиков и борьбе с исламским террором, где у Израиля накоплен опыт, который может быть востребован в Узбекистане.

Достаточно привлекателен диалог с Израилем и для Туркменистана. Его целесообразность и необходимость, причем в равной мере для обеих сторон, была официально постулирована еще в 1995 г. во время визита в Иерусалим тогдашнего президента Туркменистана Сапармурада Ниязова. К сожалению, за истекший с того времени период потенциал двустороннего диалога не был достаточно востребован. Между тем, значительное развитие получили отношения Ашхабада со страной, официально позиционирующей себя в качестве врага Израиля – Исламской Республикой Иран. Туркмено-иранские отношения обладают четко выраженной спецификой. Она заключается в том, что связи двух стран строятся на базе экономической необходимости, предельно игнорируя политические разногласия. Другое, более глубокое отличие заключается в том, что отношения Ирана и Туркменистана предельно детерминированы взаимным влечением сторон, что диктуется соседством двух стран, наличием протяженной общей границы, традицией многовековой исторической, конфессиональной и цивилизационной близости. Иран стремится к развитию отношений с Туркменистаном, надеясь усилить свои позиции в центральноазиатском регионе, имея при этом максимально прагматические цели – использовать на свое благо богатые запасы углеводородов этой страны, возможности торгового обмена и транзита в другие страны Центральной Азии. Цементирующим фактором является и наличие на севере Ирана компактных масс туркменского населения. Обе страны характеризует разной степени изоляция в современном мире, что также стало своеобразным объединяющим моментом в их сближении. Для Ирана изоляция объясняется конфронтационной политикой иранского руководства в период после победы там в начале 1979 г. исламской революции, восстановившей против себя большинство стран как ближневосточного региона, так остального мира. В свою очередь, изоляция Туркмении на международной арене в значительной мере является проявлением невиданных в наше время тоталитарных тенденций, утвердившихся и постоянно углублявшихся покойным президентом страны С.Ниязовым (1940-2006 гг.), принявшим титул Туркменбаши («отец туркмен»). Изоляция Туркменистана заметна и внутри центральноазиатского региона, где он давно отстранился от своих соседей, отвергая все интеграционные проекты. Лишь в последнее время начали нормализовываться отношения с Узбекистаном, руководство которого Туркменбаши в декабре 2002 г. обвинил в соучастии в подготовке заговора с целью устранения его от власти. Отметим, что динамичные и довольно стабильные отношения Ирана с Туркменистаном на фоне явной пробуксовки или недостаточной динамичности в налаживании отношений ИРИ с такими центральноазиатскими лидерами как Узбекистан или Казахстан, наглядно демонстрируют значительный потенциал Ирана в деле оказания всесторонней помощи новым независимым государствам региона. Для Туркменистана Иран является одним из крупнейших экономических партнеров, в сотрудничестве с которым реализовано или находится на стадии реализации около сотни крупных проектов, имеющих приоритетное значение для укрепления туркменской независимости. И все это – в условиях максимального взаимопонимания. Сам Туркменбаши выразил это в 2003 г. следующим образом: «У нас сложились доверительные отношения, лишенные взаимной подозрительности». За последние десять лет Иран переместился с четвертого на второе, после России, место в списке 63 стран-внешнеэкономических партнеров Туркменистана. В 1998 г. в Туркменистане было зарегистрировано 88 иранских фирм, а ныне их число превысило 220. Иран рассматривает Туркменистан в качестве своего стратегического партнера, поэтому высоко ценит стабильность своих отношений с северным соседом. Однако при жизни Туркменбаши его явно недемократические методы руководства, авторитарный стиль принятия решений приводили к неустойчивости и некоторой нестабильности отношений между двумя странами. В Тегеране рассчитывают на то, что в случае успешного развития туркменистанского нефтегазового комплекса иранская территория может стать основным транзитным маршрутом его экспорта на мировые рынки. В то же время в Туркменистане вряд ли склонны переоценивать перспективы своего сотрудничества с Ираном. Набирающий силу процесс развития отношений Туркменистана с Западом будет неизбежно играть роль сдерживающей силы в туркменистано-иранском диалоге. Запад в обозримом будущем будет стремиться ограничить конкурирующее российское и иранское влияние в этой стране. В нефтегазовой сфере – основе туркменистанской экономики – это может выражаться в широком инвестиционном участии Запада в масштабных проектах, в реализации проектов экспортных трубопроводов из Туркменистана в обход иранской территории. Уход из жизни президента С. Ниязова, как считают в Иране, вряд ли способен существенно повлиять на продолжение ирано-туркменистанского сотрудничества, но вносит в него некоторые коррективы. При этом базисные основы взаимовыгодного сотрудничества не подвергнутся какой-либо принципиальной ревизии.

Наличие отношений Туркменистана с Израилем всегда создавало негативный фон ирано-туркменским отношениям, хотя в Ашхабаде старались демонстрировать самостоятельность при выборе партнеров. Еще во времена президента С.Ниязова в Туркменистане никоим образом не реагировали на высказываемые иранским руководством, в первую очередь – духовным лидером страны аятоллой Али Хаменеи «советы» о том, с кем Туркменистану следует или не следует развивать сотрудничество. Как писала газета «Иран» 8 июля 1998 г., во время тогдашнего визита С.Ниязова в Тегеран аятолла Хаменеи, обращаясь к нему сказал: » Туркменистан не нуждается в израильтянах, нам с вами следует обратить внимание на то, что где бы ни появлялись эти сионисты, они сеют раздор». Туркменский президент, однако, воспринял слова иранского лидера с точностью до наоборот и назначил по возвращении из Тегерана директора израильской компании «Мерхав» Й.Меймана своим официальным представителем по контролю над реализацией ряда важных проектов в нефтегазовой сфере общей стоимостью более одного миллиарда долларов, часть из которых реализовывалась при участии иранских компаний. Между тем, уже в те годы динамично развивалось сотрудничество между Израилем и Туркменистаном в нефтегазовой сфере, где обе страны плотно взаимодействовали в реализации проектов реконструкции газовой инфраструктуры. С.Ниязов не раз заявлял о намерении его страны привлекать опыт Израиля в создании и использовании высоких технологий. Попытки негативно воздействовать на отношения с Израилем помешать этому и предпринимает и нынешний иранский президент М. Ахмадинежад. Во время своего первого визита в Туркменистан в июле 2006 г. он выступил в здании парламента в Ашхабаде. Говоря о самых болевых точках современной политики, М.Ахмадинежад сказал: «С образованием сионистского режима …этот подстрекательский режим постоянно сеет раздор и вражду среди стран региона». Такие заявления вписываются в радикализацию внешнеполитического курса Ирана, проводимую командой нынешнего президента М. Ахмадинежада. Проповедуемая новым президентом линия на изменение регионального и международного баланса сил в пользу Ирана и новое нагнетание риторики исламской революции не могут найти понимание в странах центральноазиатского региона, не приемлющих подобный политический инструментарий. Превращение ИРИ в антиизраильский и антизападный лагерь, подкрепленное беспрецедентной милитаризацией страны, способно лишь охладить энергию тех сил в странах региона, которые поддерживают интенсификацию диалога с Ираном. Постоянно раздающиеся из Тегерана призывы стереть Израиль с карты мира, попытки пересмотреть исторические уроки Холокоста вступают в резкий диссонанс с накопленным за почти 20 лет послесоветских лет опытом сотрудничества с Израилем.

В Туркменистан в последнее время заметна готовность к наполнению новым, более конструктивным содержанием своих отношений с Израилем. Аналитики связывают это с курсом нового президента, направленным на преодоление международной изоляции Туркменистана и активизацию связей с Западом..Как писал недавно израильский интернет-портал IzRus, «…хотя Туркменистан пока не спешит принимать нового израильского посла, с приходом к власти в начале 2007-го 49-летнего президента Бердымухамедова, Ашхабад в целом проявляет сдержанную готовность к оживлению отношений с Иерусалимом». Действительно, в последнее время заметны индикации к интенсификации двусторонних отношений. Реализуется обмен делегациями, в том числе – на уровне министров. Новый глава туркменского государства на встрече с главой израильской компании «Мерхав» Й.Мейманом в июне 2007 г. дал понять, что в его планах повысить уровень сотрудничества. Израильские компании стали допускаться к участию тендерах на поставки техники. Израиль видит положительные индикации и в том, что в прошлом году из Туркменистана возобновилась репатриация евреев. Эти тенденции совпадают с планами Израиля интенсифицировать и углубить отношения с государствами Центральной Азии. Такую линию взял в качестве одной из приоритетных задач израильской внешней политики новый глава МИДа, выходец из бывшего СССР Авигдор Либерман. По данным того же интернет-портала IzRus, еще в апреле с.г. А.Либерман договорился об открытии посольства в Ашхабаде с руководством Туркменистана. В мае начались организационные приготовления к открытию нового дипломатического представительства. 13 мая это подтвердила выходящая в Тель-Авиве газета «Маарив». Интерес к этому факту подогревался значением, которое имеет Туркменистан на глобальном энергетическом рынке, геополитическим статусом этой страны, расположенной у северо-восточных границ Ирана. Хотя с начала 1990-х гг. обе страны установили дипломатические отношения, обмена посольствами до сих пор не происходило. МИД Туркменистана традиционно возлагал обязанности по осуществлению связей с Израилем на посла в Турции. Что касается Израиля, то за данный сегмент отношений все эти годы отвечают послы-нерезиденты, постоянно работающие в центральном аппарате МИДа в Иерусалиме. До настоящего времени послом-нерезидентом в Туркменистане является глава отдела Центральной Азии и Южного Кавказа Шеми Цур, выходец из Иранского Азербайджана, лишь в апреле 2009 г. вручивший верительные грамоты председателю туркменского парламента Акдже Нурбердыевой. Однако на днях объявлена фамилия первого постоянного израильского посла-резидента. Им, по всей вероятности, станет Реувен Дин-Эль, репатриант из Литвы, живущий в Израиле с 12 лет. Кадровый военный, он стал в 1992 г. первым в истории официальным представителем израильской внешней разведки в странах СНГ, работая в ранге советника посольства в Москве. Именно Дин-Эль заложил основы сотрудничества между Моссадом и спецслужбами стран СНГ. Вероятный израильский посол в Ашхабаде является достаточно авторитетным специалистом в сфере борьбы с исламским фундаментализмом, имеет большие связи в руководстве республик Центральной Азии. В январе 2001 г. Дин-Эль создал и возглавил расположенный в Хайфе (Израиль) Международный центр социально-политических исследований ISS. Эксперты этого института под его руководством еженедельно готовили аналитические обзоры ситуации в сфере политики, безопасности, экономики в странах Ближнего Востока и Центральной Азии. ISS организовал и провел несколько международных конференций, посвященных различным аспектам центральноазиатской тематики. Занимался он и издательской деятельностью. В этой связи следует отметить выпущенную в партнерстве с политологами региона авторитетную монографию о правящих элитах Центральной Азии, подробно исследовавшую феномен власти в мусульманском ареале СНГ. Опыт практической и исследовательской работы поможет новому израильскому послу досконально разобраться в текущих реалиях этого региона. Сам выбор Дин-Эля на должность израильского посла и приближающееся открытие посольства в Ашхабаде свидетельствует о серьезном подходе к деятельности дипмиссии в Туркменистане, стремлении Иерусалима обозначить важность развития и углубления диалога с мусульманскими государствами СНГ, приоритетности задачи снижения там иранского влияния.

52.32MB | MySQL:103 | 0,646sec