Избирательная кампания ультраортодоксов становится цифровой по мере приближения дня выборов
Ультраортодоксальная община Израиля очень закрытая структура и практически полностью отгорожена от светского населения страны в информационном плане. Здесь подавляющее большинство не имеет ни телевизор, ни компьютеров, естественно не читают и светских газет и не слушают светского радио. Даже мобильные телефоны у большей части ультраортодоксального населения страны, очень специфические и лишённые большей части возможностей того, что предлагает сегодня современная технология в системе связи и доступа к информации.
Разработанный израильским подразделением Motorola компанией MIRS еще 15 лет назад специально для ортодоксальных иудеев «кошерный» мобильный телефон стал очень востребованным на рынке страны. «Кошерный» телефон представляет собой мобильник, лишенный всех дополнительных функций: устройство не поддерживает сервис текстовых сообщений, не имеет доступа в интернет и не оснащен фото- и видеокамерой и аудиоплеером. Единственной функцией кошерного сотового телефона является голосовая связь, причем доступ к службам знакомств или эротическим сервисам запрещен.
В то же время здесь выходят газеты и специальные печатные предложения, а так же действует несколько радиостанции для ультроортодоксальной общины. При этом следует иметь в виду, что сама община раздроблена на несколько блоков, порой враждующих между собой. При этом ультраортодоксальная община Израиля, несмотря на относительно малую численность, активно участвует в политической жизни страны и сегодня представлена в Кнессете партией ШАС и блоком «Еврейство Торы», состоящим из партий «Агудат Исраэль» и «Дегель га-Тора». И несмотря на то что община очень «послушная» и в подавляющем большинстве голосует как сказал раввин общины, тем не менее организационные мероприятия по проведению выборов, приходиться вести и лидерам ультроортодоксальных партий. В практическом плане , все происходит как и на светской улице. Так же печатаются листовки, идут обозвоны по телефону, ведется агитация на радио и в синагогах, так же проходят массовые митинги с участием духовного руководства общины.
Однако сейчас в отличие от предыдущих выборов, ультраортодоксальные партии перешли на цифровые технологии, чтобы не отставать от своих избирателей. Так на днях в Twitter было распространено необычное видео . На нем показаны ультраортодоксальные певцы, поющие «Мы должны победить», мелодию, призывающую зрителей голосовать за партию «Объединенный иудаизм Торы» («Иехуда Тора») на предстоящих выборах. Что еще более удивительно, это видео не единственное, которым ультраортодоксальная партия делится в социальных сетях.
До этой избирательной кампании партия «Иехуда Тора» придерживалась своего подхода к кампании, игнорируя социальные сети. Ее реклама размещалась в партийных газетах и на уличных плакатах в ультраортодоксальных кварталах. Плакаты, возможно, превратились из черно-белых в красочный графический дизайн на блестящей бумаге, а формулировка теперь отточена профессиональными публицистами, но принцип остался неизменным.
На протяжении многих лет партия также размещала рекламу на радио и телевидении, но эти трансляции оплачивались из фондов общественных выборов, предназначенных для телерекламы, которую могла видеть только светская общественность. Напротив, нынешняя хитрая кампания в Твиттере явно нацелена на ультраортодоксальную публику.
Впервые партия инвестировала значительные предвыборные средства в цифровую арену. Видео распространяются через WhatsApp и другие социальные сети, и кандидаты также изучают новые площадки.
Лидер Арье Дери (ШАС) и его сотрудники теперь имеют учетную запись в Твиттере. Даже лидер консервативной партии «Иехуда Тора» Моше Гафни неожиданно начал твитить. У Гафни, которому за 70, нет смартфона, но он неожиданно активен в Твиттере, где его посты получают много репостов и лайков.[[i]]
Партия предпочла бы поддерживать идею о том, что ультраортодоксы незнакомы с цифровым миром , но это далеко не так. Партийные газеты, которые до недавнего времени были единственными бенефициарами средств кампании, недовольны тем, что бюджеты переходят на цифровую арену.
Мойше Левингер, владелец рекламной компании Smart Click, не удивлен. «Опросы показывают, что 50-66% ультраортодоксов пользуются интернетом в той или иной форме в течение дня, поэтому как минимум половина ультраортодоксов находится в сети. Кроме того, по нашим данным, 250 000 ультраортодоксов регулярно пользуются WhatsApp. Так что сегодня любой, кто игнорирует этот факт, уступает арену, которая может охватить именно целевую аудиторию», — сказал Левингер.
Левингер сказал, что, «хотя это правда, ультраортодоксальная общественность действует в своем собственном темпе, по-своему — смартфоны фильтруются приложениями, которые предотвращают доступ к нежелательному контенту, а активность почти полностью ограничивается такими платформами, как WhatsApp и ультраортодоксальные сайты. Суть в том, что ультраортодоксальная общественность подключена к сети, и кто хочет обратиться к ней, должен использовать цифровые платформы».
Взять хотя бы популярность пары ультраортодоксальных комиков Мени Вакштока и Эфи Скаковски , создателей сериала «Бардак». Шоу началось во время карантина COVID-19 как сатирическая программа в WhatsApp, которая исследует опыт ультраортодоксов. Это стало настолько популярным, что любой молодой ультраортодокс узнал бы эту пару, и даже ведущие компании, такие как Mercantil Bank и Prigat Juice, нанимают их для рекламных кампаний.
Такая активность ультроортодоксальных партий в последние несколько недель жо выборов, еще раз подчёркивает тупиковую ситуацию в которой оказался Израиль. И поэтому сегодня любой дополнительный голос, в любой партии блока может дать дополнительный мандат и решить исход выборов. И хотя процент голосования в ультроортодоксальной общине Израиля значительно выше , чем в светской общине, все понимают, есть еще «резервы» из тех, кто не голосует, которых надо вытянуть на выборы любой ценой. Вот и вытягивают, кто как может.
[i] Ultra-Orthodox campaigning goes digital as Israeli election nears
https://www.al-monitor.com/originals/2022/10/ultra-orthodox-campaigning-goes-digital-israeli-election-nears#ixzz7i1AMvbjP