О предвыборных раскладах перед президентскими выборами в Турции: перспективы Р.Т.Эрдогана

Ранее мы проанализировали сентябрьские рейтинги турецких партий. Две части нашей публикации доступны по ссылке на сайте Института Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/?p=90668, http://www.iimes.ru/?p=90695. Может возникнуть логичный вопрос, почему нами не рассматриваются рейтинги возможных кандидатов на пост президента Турции. Это связано с тем, что они публикуются нерегулярно и в маленьком количестве. Полученные результаты сильнее подвержены разбросам цифр разных социологических агентств. Поэтому они не отличаются надежностью, как в случае с показателями партий. Однако мы будем рассматривать отдельные интересные исследования.

Мы отмечали, что рейтинг Партии справедливости и развития (AKP) растет. Ей удается остановить рост оппозиции за счет возвращения голосов сомневающегося электората. Тот же самый эффект ведет к повышению популярности Эрдогана.

Сентябрьский опрос Metropoll Araştırma показывает динамику рейтинга главы государства за последний год. Здесь рассматривается его общая способность одержать победу на выборах, независимо от личности соперника. Опрос указывает на несколько важных особенностей.

Впервые с июня прошлого года рейтинг президента превышает его антирейтинг. Как можно увидеть из данных таблицы № 1, изменение довольно внушительное. Его источником являются избиратели, которые раньше голосовали за Эрдогана. Некоторая доля разочарованного нынешним политическим курсом электората возвращается назад, не найдя четкости в действиях оппозиции. Также на такой шаг влияют и перемены в восприятии граждан. Сейчас избиратель находится на этапе «больших потрясений», когда вынужден сталкиваться с ранее незнакомыми событиями. Он начался с пандемии коронавируса и дальше развился в экономический кризис и эскалацию геополитических конфликтов в соседних государствах. Этот момент делает общество более восприимчивым к внешним вызовам и быстрее заставляет привыкать к сложившейся ситуации. На это оказывает воздействие харизма политика, который подает себя в качестве истинного лидера. Это подчеркивалось и во время пандемии, и после размораживания конфликтов между Азербайджаном и Арменией, Россией и Украиной, и после углубления экономических трудностей в самой Турции. Поэтому ближе к выборам та часть электората, которую оппозиция не сможет убедить, будет возвращаться к привычным вариантам. Такие изменения являются прогнозируемыми.

Во-вторых, c начала этого года колебания параметра «Эрдоган проиграет на выборах» заметно ограничились. По опросам только в феврале оппоненты президента создали конкурентное преимущество. Мы объясняем это краткосрочным действием январского пакета экономической помощи населению. Однако антирейтинг Эрдогана склонен к снижению. В январе показатели отыграли декабрьское падение после резкого обесценивания турецкой лиры. В марте благодаря законодательным инициативам повестку определяла проэрдогановская коалиция. Основным ее проявлением стала избирательная реформа, которую власти подавали как демократизацию электорального процесса из-за снижения заградительного барьера с 10% до 7%. Небольшой рост цифр в апреле-июле быстро компенсировался в августе-сентябре. Как мы неоднократно подчеркивали, в августе оппозиция была неактивной. А в сентябре в пользу AKP сыграли скандалы в рядах «стола шести партий», которые привели к кризису. В итоге антирейтинг сейчас имеет одно из наименьших значений за последний год. Это все говорит об убеждении электората Эрдоганом, который решил или планировал переметнуться к оппозиции. Такие изменения в поведении относятся к рациональному доводу ухудшения покупательной способности, что нехарактерно для его сторонников.

В-третьих, это привело к росту потенциала перетягивания голосов Эрдогана. Из этого вытекает то, что отколовшиеся от оппозиции избиратели не ищут новые модели поведения (голосование за альтернативного политика или активация логики протестного голосования). Они отдают предпочтение президенту. Это дополняет усиление поддержки недавно сомневающегося сегмента электората. Падение рейтинга вытекало из предположений лидера турецких организованных преступных группировок Седата Пекера о существовании коррупционных схем с участием близкого окружения Эрдогана и природных катаклизмов, случившихся летом 2021 г. По сути, его последствия были преодолены только к осени этого года. Но самое главное, что падение в среде оппозиции повысило его показатели. Особенно внимание исследователей привлечет повышение цифр в марте и сентябре этого года. В целом, политическая система остается легитимной, то есть существующие альтернативы устраивают граждан. Это указывает на то, что количество сомневающихся не растет. Иногда даже демонстрируется тенденция на сокращение этого слоя общества.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

  • Впервые с июля 2021 г. рейтинг Эрдогана превышает его антирейтинг.
  • В 2022 г. уровень неодобрения деятельности президента падает.
  • Рост рейтинга Эрдогана отмечает ограничение влияния внешнего фона на его показатели.
  • В сентябре 2022 г. ему удалось возместить потери второй половины прошлого года.
  • Несмотря на негативные тренды для общества, итоги президентских выборов непредопределены. У Эрдогана есть реальные шансы на победу при определенных сценариях.

 

Таблица № 1. Изменение динамики рейтинга по параметрам «Эрдоган победит на выборах/Эрдоган проиграет на выборах» в период с июня 2021 г. по сентября 2022 г. по данным Metropoll Araştırma

Месяц Рейтинг варианта «Эрдоган победит на выборах» Рейтинг варианта «Эрдоган проиграет на выборах» Изменение варианта «Эрдоган победит на выборах» по сравнению с предыдущим месяцем Изменение варианта «Эрдоган проиграет на выборах» по сравнению с предыдущим месяцем  
Июнь 2021 г. 49,8% 41,8%  
Сентябрь 2021 г. 44,1% 49,8% -5,7% +7%  
Октябрь 2021 г. 41,5% 50,4% +0,4% +0,6%  
Ноябрь 2021 г. 43,9% 49,6% +2,4% -0,8%  
Декабрь 2021 г. 43,5% 51,9% -0,4% +2,3%  
Январь 2022 г. 44,7% 48,4% +1,2% -3,5%  
Февраль 2022 г. 42,6% 50,5% -2,1% +2,1%  
Март 2022 г. 45,7% 47,6% +3,1% -2,9%  
Апрель 2022 г. 46,3% 48,6% +0,6% +1%  
Май 2022 г. 45,8% 48,6% -0,5% -0%  
Июнь 2022 г. 47,4% 49,5% +1,6% +0,9%  
Июль 2022 г. 45,9% 50,1% -1,5% +0,6%  
Август 2022 г. 45,7% 48,8% -0,2% -1,3%  
Сентябрь 2022 г. 48,5% 47,7% +2,8% -1,1%  

 

53.02MB | MySQL:103 | 0,535sec